Книга-Роза. Завалинка

Наталья Ладнева
Автор: ЛАДНЕВА Наталья


ЗАВАЛИНКА
Эссе-миниатюра (Из цикла «Книга-Роза»)



       Сижу и вспоминаю, глядя на белый компьютерный лист.

       Я немного умею рисовать. Бог дал способности, я и рисовала понемногу. Везде эти способности пригодились: и для дела на работе и для души, по настроению. А ещё – я умела и любила фотографировать. Правильно скадрировать снимаемый объект, убирая всё лишнее и выделяя главное, очень важный момент в искусстве фотографии. У меня врождённое  художественное чутьё и оно мне в этом очень помогало.

       Свой фотоаппарат появился у меня где-то лет в четырнадцать-пятнадцать. Это был подарок судьбы. Мама купила лотерейный билет и выиграла, впервые в жизни, не рубль, а целых пятьдесят рублей. На эти деньги и был куплен замечательный фотоаппарат марки «ФЭД» с хорошей оптикой. Стоил он сорок девять рублей пятьдесят копеек. Я повсюду таскала с собой фотоаппарат и снимала всё, что привлекало моё внимание. Но, особенно я любила фотопортретную живопись. В портрете виден весь человек, вся его духовная сущность и красота. Порой едешь куда-нибудь в транспорте и вдруг видишь такое интересное человеческое лицо, что хочется подойти к этому человеку и сказать: «Разрешите вас сфотографировать. У вас такое лицо, что может получиться прекрасный портрет!»

       И была у меня мечта. Окончательно оформилась эта мечта в год смерти моего отца. И было мне тогда уже двадцать три года. Мечтала я нарисовать маленький деревенский домик с завалинкой. А на завалинке изобразить всю свою родню по материнской и отцовской линии от мала до велика. Фотоаппарат должен был мне в этом помочь. С его помощью я хотела составить фотопортретную галерею всех своих ближних и дальних родственников, чтобы затем перенести их изображения на картину. Я неплохо знала часть своей родни. А хотелось знать всех своих двоюродных и троюродных тётей, дядей, братьев, сестёр, племянниц и племянников, бабушек, дедушек, шуринов, невесток, своячениц… И не только знать, но и дружить, ходить друг к другу в гости, вместе варить варенье и печь пироги, вместе разговаривать, смеяться, делиться впечатлениями. Я росла единственным ребёнком в семье и мне, видимо, не хватало родственного общения.

       Отец умер летом. Неожиданно. Скоропостижно. Эта была первая смерть в кругу моих родственников и потому она стала для всех, хоть и печальным, но большим событием. У моей бабушки по отцу было пятеро детей. У бабушки по матери трое. Все они за свою долгую извилистую жизнь обзавелись кучей жён, мужей, детей и родственников, которые периодически по разным причинам то ссорились, то мирились между собой, часто вспоминая старые обиды и копя новые. Мой отец был старшим сыном в семье своей матери. Он был миротворцем по натуре и потому вечно пытался примирить противоборствующие стороны. За что и получал вдвойне от всех воюющих сторон. Роль миротворца ему плохо удавалась при жизни. Но зато замечательно удалась после смерти. Его смерть внезапно сплотила мою родню. Все резко подружились, вдруг вспомнив о своём родстве. Перезвонились. Съехались. И в день похорон я чувствовала себя актрисой на первых ролях. Собралось много народа. Приехали даже отдалённые родственники. Все переволновались. Перецеловались. Заново перезнакомились. При этом выяснилось, что одна из моих троюродных тёток работала бок о бок в одном мединституте со своей племянницей, и обе не знали о том, кем приходятся друг другу.

       После похорон все долго сидели за поминальным столом. Разговаривали. Плакали. Предавались воспоминаниям. Уточняли, кто кому кем приходится по родству. Обменивались телефонами. Обещали созваниваться. Встречаться. А потом все разъехались. И всё. Пароксизм оживления прошёл. Жизнь вошла в прежнюю колею. И не было новых встреч. И не было звонков. Мои дорогие родственники – люди вообщем-то неплохие, были настолько заполнены своими узкосемейными проблемами, что времени для глубоких внутриродственных отношений и общения, у них постоянно не хватало. Да и география проживания не способствовала более тесному общению – жизнь раскидала всех далеко друг от друга.

       Давно это было. Я так и не создала фотопортретную галерею своей родни и не нарисовала задуманную картину. Но иногда я вспоминаю свою детскую мечту. И тогда встаёт перед моими глазами маленький деревенский домик с завалинкой – родовой замок моей мечты. И вот сидим мы, ближние и дальние родственники, все вместе, тихим летним вечером на завалинке, все такие хорошие и удивительные, рядышком друг с другом. Мои мама и папа – в серёдке, я – между ними. Любуемся на красивый закат и друг на друга. И улыбаемся. И хорошо нам. И солнечно. И весь космос вокруг нас светится вместе с нами. А мы ведём неспешные беседы. Шутим. Смеёмся. И дружим, дружим, дружим, дружим! Ведь это так важно – дружить! И вся Вселенная для меня в этот миг расширяется и кажется одной безграничной завалинкой возле маленького деревенского домика, где частенько вечерами собирается и проводит в приятном общении время вся моя большая семья, весь мой род по отцовской и материнской линии, корнями своего родства уходящий в Бесконечность…



13.12.2006 г. – 25.04.2007 г.
_____________________

Примечание:
Эссе вошло в сборник «Современная сетевая проза», Т. 2, 2010 г., (ISBN 978-5-98537-069-0).