Хорошее воспитание

Галина Степанова
 
  Когда на августовском педсовете распределяли классное руководство, мне достался ну очень воспитанный класс. 5-в. Первая учительница в начальной школе Людмила Ивановна "много работала над вопросами воспитания": требовала от детей называть друг друга по имени, и–никаких кличек, учила слушать не перебивая, всегда пропускать девочек вперёд, почаще говорить волшебные слова  "спасибо", "пожалуйста", "извините", "здравствуйте" и т.п.
Нет,с классом действительно легко работать-добрые, спокойные, воспитанные ребята. Наверное поэтому любимый учитель по ОБЖ Евгений Васильевич начал проводить военно-патриотическую работу в школе именно с моего 5-в класса.
– Завтра, вместо уроков, едем к Монументу Славы. Потом смотрим учебный фильм. Потом – тир. Всем взять 3 рубля на автобус,3 рубля на тир.Одеться теплее! – скомандовал он,забежав в класс после уроков.
   Какое счастье! "Вместо уроков!","Стрелять!"...

      У Монумента было торжественно и красиво. Заснеженные голубые ели окружали обелиски, горел Вечный огонь.Ребята внимательно слушали рассказ экскурсовода о Великой Отечественной войне,о героях-земляках, немного замёрзли и бегом побежали в тир. Стрелять,стрелять!
  Оказалось, прежде, чем стрелять,нужно было посмотреть учебные фильмы про пожары, наводнения, землетрясения, и как от них спасаться. Посмотрели фильмы, поговорили. Стелять! Рано, сейчас по плану практическое занятие: упражняемся в вызове пожарной машины. Первым вызвался «упражняться» Андрей Осокин. Ему дали в руки телефонную трубку. Андрюша застенчиво улыбнулся и сказал тихонько:
– Здравствуйте!
 В трубке что-то щёлкнуло, раздался металлический голос ответчика:
 –Пожарная охрана слушает!
 Андрей вздрогнул, растерялся, он-то думал, что это всё понарошку:
 – Здравствуйте, – сказал он ещё раз.
 – Скорей, скорей, – торопил его Евгений Васильевич, – вызывай же!
 – Извините, пожалуйста, у нас тут, знаете ли, пожар случился! – заволновался, заторопился Андрюша.– Вы, это, вы не могли бы приехать, потушить? Пожалуйста!
 – Адрес! Адрес! – подсказывали со всех сторон. Адрес вспомнился не сразу.
 – Плохо! Очень плохо! Никаких "здравствуйте" и "пожалуйста"! Это здесь ни к чему! Сгорит же всё к чёртовой… – Евгений Васильевич осёкся.
Потом ещё человек пять вызвали пожарную машину, стараясь обходиться без вежливых церемоний, это давалось с трудом, и практические занятия закончились.
 Ну, наконец,–стрелять! Инструктор раздал ребятам распечатанные листочки-мишени, велел подписать, чтобы потом подсчитать очки и выявить победителя класса по стрельбе. Затем взял в руки винтовку и начал показывать, как её заряжать.  Со страшным железным хрустом он переломил ствол о колено и зарядил пулькой. Мальчишки затаили дыхание, девочки поёжились. Затем, взяв в руки мишень, инструктор начал рассказывать, как надо целиться, чтобы попасть в  "десятку". Дети внимательно слушали.
 –Вопросы есть? – спросил инструктор.
 –Да, – подняла руку маленькая, худенькая Катя Шишова, –  у меня есть один вопрос. Скажите, пожалуйста, а что будет, если мы эту винтовку...ну, если мы её сломаем?
 Инструктор посмотрел на Катю, потом на винтовку, потом снова на Катю, хотел засмеяться, но сдержался.
 – Не сломаете, – заверил он девочку, – садись. Ещё вопросы? – увидев поднятые руки. Встал Антон:
 – Извините, пожалуйста, вот мне интересно, скажите, а кто эту мишень будет держать, когда мы будем стрелять?
 Взрослые развеселились.
 – Евгений Васильевич будет держать, – засмеялась я, – он нас сюда привёл – ему и держать.
 – Не волнуйтесь, ребята, мы с Галиной Алексеевной с двух сторон возьмёмся, она ведь ваш классный руководитель, – подхватил шутку Евгений Васильевич.
 – Ну да, – пискнула отличница Наташка,у нее было богатое воображение, – а как же мы потом одни домой добираться будем?!
 –Да шутят они, ваши учителя, – вмешался инструктор,– сами мишень держать будете. Следующий, кто за кем стреляет, тот и держит. Ну, я думаю, что вы будете хорошо целиться и стрелять будете только по мишеням, так что беспокоиться нечего, – очень серьёзным голосом сказал он. – Ну, что, начнём? Кто пойдёт первым?
 В кабинете стояла тишина. Ребята опустили головы,никто не хотел идти ни первым, ни, тем более, вторым. Стрелять почему-то расхотелось. Взрослым пришлось долго уговаривать детей и оправдываться – пошутили, мол. Успокоились только тогда, когда, жива и невредима, вернулась первая группа девочек(мальчики вежливо пропустили их вперёд). Девочки отдали Евгению Васильевичу продырявленные мишени для подсчёта очков и сообщили всем, что "МИШЕНИ ЭТИ БУЛАВОЧКАМИ К СТЕНЕ ПРИКАЛЫВАЮТ!" Все обрадовались, загалдели и быстро организовали очередь.

Когда все мои пятиклассники "отстрелялись", самых метких – Виталика и Никиту наградили книгами про героя-земляка Александра Покрышкина, а остальным детям подарили продырявленные мишени, на память. Прощаясь с ребятами, инструктор сказал, что таких воспитанных учеников он ещё в жизни не встречал, и... давно он уже так не смеялся!