Оболонивание

Андрей Черников
Nil admirare. (Ничему не удивляться).
Пифагор
Познание начинается с удивления.
Аристотель

В прошлом открытие каждого научного факта горячо приветствовалось общественностью. Большинство людей понимали и признавали, что знание способно облегчать труд, улучшать жизнь, сохранять здоровье и доставлять радость, радовались этому, даже осознавая, что вряд ли от этого изменится к лучшему их собственная судьба.
Люди гордились своей причастностью к процессу добывания новых знаний. Научная деятельность была в большинстве случаев подвижничеством. Служение общественному идеалу составляло нравственную основу преподавательской профессии.
Болонский процесс – доминирующая тенденция в современном образовании. В статьях и книгах, посвященных переходу на европейские стандарты образования, все выглядит очень прогрессивно, привлекательно, даже заманчиво. Наконец-то настоящее европейской образование придет в Россию. Хотя, если разобраться: откуда оно возьмется, ведь все те же преподаватели и руководители остаются на своих местах. Не могут же они внезапно, как по мановению волшебной палочки, радикально измениться. Многим совершенно не понятно: в каком направлении нужно эволюционировать и почему именно Болонья выбрана магнитным полюсом всемирного образования? В этом вопросе необходимо тщательно разобраться. Предположим невозможное: все участники образовательного процесса неожиданно «проникнутся» новой идеей и приложат все возможные усилия, чтобы полностью соответствовать поставленной цели.
 В ходе болонского процесса Вузам предстоит стать более эффективными (в экономическом смысле) «в том числе за счет сокращения сроков обучения и отсева студентов». (Байденко, с.65). Сколько уже было реформ, но никогда реформаторов не интересовала проблема формирования творческой личности! Рынку нужна роботизация и программирование людей, нужны винтики!
 Проповедники оболонивания ставят вопрос: «Что пересилит – притяжение рынка или государственное присутствие в высшем образовании?» Но ведь и то, и другое ужасно. Меньшее из зол, конечно, государство: под его контролем система высшего образования худо-бедно приспособилась существовать и приносит свои скромные плоды. Под контролем рынка университет как интеллектуальный центр может вообще прекратить существование.
Сегодня в ходе навязанных болонских реформ нам внушают, что в университете-супермаркете морально-нравственная роль преподавателя-торговца знаниями будет возрастать.
Смехотворно! В условиях болонского процесса нравственность, напротив, будет стремительно падать. Почему? По той же причине, по какой не растет нравственность технического персонала в торговых центрах. Там, где главный критерий - прибыль, доминирующий мотив наемного работника - страх. Эта система может существовать только в условиях строжайшей дисциплины и точного следования букве инструкции. "Деньги не пахнут",-лозунг образования, создаваемого по болонской модели. О творчестве в таких условиях не может быть и речи.
Знание - это только в формальном смысле материя. Они не портятся, как пищевые продукты при длительном хранении, и не ветшают, как старые платья. Лишь временно знания выходят из моды, чтобы снова возродиться в преображенном, более совершенном виде в современных научных теориях. К знаниям в большей мере следует отнести гениальное шекспировское выражение: " Экономична мудрость бытия, все новое в нем шьется из старья".
В университете-супермаркете будут возрастать мимикрия и лицемерие, в ходе болонских реформ мы рискуем лицезреть парад формализма и ханжества, предшествующий крушению университетский системы. Истинные ученые будут вытеснены приспособленцами, как философы Древней Греции софистами. Вырождение университетов приведет к информационному коллапсу цивилизации, за которым последует коллапс технологический и энергетический!
 Один из современных апологетов оболонивания пишет: «…глобализация не привязана к прошлому, а направлена на новые формы знания и общества.» (Байденко, с.52).
 Глобализация, конечно, не привязана, а знания и культура потому только и существуют, что опираются на достижения прошлого. В науке, как и в искусстве, исключительно важно сохранение традиций. «Песню» должны подхватить молодые люди с чистыми руками, светлыми умами и открытыми сердцами.
 Болонский процесс призван информационно обслуживать процесс интеграции стран европейского сообщества. Другие страны, в том числе и Россия, отчасти захваченные мощностью процесса, но в большей степени искусственно, втягиваются в водоворот оболонивания с целью более широкого распространения влияния европейской культуры.
 Россия абсолютно не готова воспринять болонские реформы. Мы должны честно признать: несмотря на быстрое развитие в последние годы, отставание от стран Западной Европы огромное. Отстают технология и культура производства, уровень оплаты труда и ряд других социально-экономических параметров. Неблагоприятная обстановка в демографическом плане. Как бы нам ни хотелось, но сегодня Россия – не Европа, а, следовательно, не приживется в нашем обществе университет-супермаркет. Но потерять мы может очень многое! Вывод однозначен: нет оболониванию!
Уже сейчас очевидна абсурдность некоторых нововведений в системе образования, таких как оценка результатов обучения методом тестирования. Тесты показывают только то, как учащиеся умеют решать тесты. Как они умеют говорить, излагать свои мысли письменно, думать – тесты ничего сообщить не могут. Почему бы не принимать в Вузы без экзаменов чемпионов по решению кроссвордов? Тесты не только ничему не учат, они препятствуют формированию целостного мировоззрения учащихся, тормозят развитие навыков устной и письменной речи, развитие мышления. Если вместо тестов предлагать учащимся решать тематические кроссворды, то результативность обучения возрастет: учащимся придется вспоминать термины, а не выбирать из готовых вариантов ответа. Конечно, я не предлагаю заменить тесты кроссвордами. По моему мнению, данный пример четко свидетельствует об абсурдности нововведений.
Реформаторы словно с Луны свалились. Они не ведают, что в арсенале педагогов было множество разнообразных методов обучения, в том числе программированный контроль знаний (так называли тесты раньше). Все эти разнообразные методы опытные учителя применяли продуманно и уместно. Наша школа отставала в вопросе материально-технического обеспечения, страдала от навязывания идеологических установок, но эти недостатки компенсировала за счет человеческого фактора - индивидуальной и мудрой работы учителя с учениками.
В переломные эпохи весьма часты сетования на "обмельчание" людей. Этот психологический феномен недооценки современниками исторических личностей связан, по нашему мнению, с тем, что в периоды общественных потрясений лидеры поневоле находятся в гуще событий и взаимодействуют с огромным количеством людей, проявляя при этом не только свои сильные, но и слабые стороны.
В периоды спокойного развития "великие люди" отделены от народных масс и обществу представляется лишь некий образ, созданный групповым мнением, идеологическими структурами и средствами массовой информации.
Мы живем в эпоху перемен. Свою страну и свое образование должны создать мы сами, не болонские реформаторы.
Создадим новое образование, основанное на самых добрых и светлых чувствах. Нет таких знаний, для изучения которых было бы недостаточно положительных эмоций. Легко постигать новое радуясь, воодушевляясь и увлекаясь. Негативные эмоции рождают отрицательную мотивацию, которая делает невозможным дальнейшее совершенствование. Знания, полученные через негатив, хороши для войны, но для мирного созидания необходима положительная мотивация.
Создадим новое образование. Не будем ничего разрушать. Просто сделаем образование демократичнее и изгоним торговцев из научных и образовательных храмов.
Создадим новое образование. Альтернативы нет: деградация не альтернатива творческому росту. Второе могут обеспечить только творческие люди.
Преподаватель - особая профессия. Глубоко ошибаются те, кто полагает, что преподавать может любой - ходи с умным видом и бубни прописные истины. Нет! Истинный преподаватель - психолог, наставник, исповедник, артист. Слишком высокие цели стоят перед ним, поэтому единственный способ сделать обучение успешным - учить своим примером.
Нам отчаянно нужен преподаватель нового типа: понимающий, знающий, разносторонний, развивающийся и совершенствующийся в течение всей жизни. Учитель – гуру. Меньше слов, больше работы над собой. Создадим новое образование - образование любви!

Литература.
Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций.- М.: Логос, 2004.- 208 с.