Синтаксическая система

Валентина Томашевская
Синтаксическая система

Каждая личность говорит по-своему. Индивидуальность нашего мышления определяется синтаксисом. Это самая многогранная система. Включает три проблемы: синтагма (фразеология), предложение, абзац и строфа.
Проблемы фразеологии - это какие и по какому принципу соединяются друг с другом лексические единицы (слова).
Синтагма - мельчайшая значимая семантическая (смысловая, относящаяся к значению сочетания слов) единица.
Каждое предложение разбивается на систему синтагм.
Могут соединяться как в разговоре, так и в публицистической речи.
Могут соединяться слова, которые находятся далеко друг от друга по смыслу, это непривычно.
Фразеологическое единство и антифразологическое единство.
Божественая стыдливость страдания... Соединяются слова, которые в разговоре не могут соединяться.

Предложения. Простые и сложные. Информация простого предложения.
Сложное включает большее количество предметов. Одновременно входят в сознание, в пределах одного предложения заключается многое.  Сложное видение.

В поэзии самая крупная синтаксическая единица - строфа, а в прозе - абзац.
Абзац объединяется единой темой, мыслью, целой системой лексико-морфологических единиц.

Толстовские абзацы. Толстой в абзаце демонстрирует временные, причинно-следственные связи, запечатлевает все движения мира, сосредоточиваясь на исследовании, стремится проникнуть в суть всех явлений.

Абзац Зощенко, Шкловского.  Одно предложение - абзац. Ассоциативное мышление. Есть тема абзаца, которая вызвала другую тему. Толстой исчерпывает тему при наличии нескольких кадров. Шкловский - одним кадром. Кинематографичность мышления.

Порядок слов в предложении может быть разным:

Я вас любил.
Вас я любил.
Любил я вас.

Рассмотрим синтаксическую систему на примере стихотворения Марины Цветаевой «Борису Пастернаку».

Читает стихи наш учитель выразительно, так, что чувствуются и расстояния, и версты, и мили, разъединяющие родственные души.

«Рас - стояние: версты, мили...
Нас рас - ставили, рас - садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас - стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - расстреляли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!»

- Что бросается в глаза?- спросил учитель. Все что-то отвечали, но он хотел услышать что-то главное. Он отошел к окну, потом подошел ко мне и спросил:
- А вы, что думаете Вы?
Я зачитала строчку:
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали...
Нужно было бы в одну строку написать: орлов-заговорщиков, а у Цветаевой разрывается слово. Я не могу подвести под это основу, но здесь есть еще подобные строки.
- Какие, прочитайте.
- Да, - говорит учитель, - бросается в глаза необычный характер строфы. Строфа - законченное целое. В классической поэтике строфа заканчивается точкой. Мысль исчерпала себя. Точка. Семантически законченное целое.
Дальше новый поворот темы.

А у Цветаевой строфа заканчивается, а предложение не заканчивается, мысль не закончилась. Дикость. Синтаксическое семантически целое оказалось разорванным. Революционное нарушение классической поэтики. Дикость синтаксиса.

Классична строфа Ахматовой. Первая строка у нее - одно, вторая - другое.
У Блока каждая строфа - законченная мысль.
Смысл? Велик. Любой текст - конструирование мысли. Это демонстрирует и графика текста. Разрыв конструирует разъединенность людей, которые обязаны быть вместе.

Мир разорванных единств - мир Цветаевой. Мир разрушенных гармоний.
Что является сплавом, оказывается разорванным. Конструирует трагедию людской разъединенности. Слова разрывает. Семантическое единство разорвано.

У Ахматовой все иначе. В каждой строфе все многообразие мира. Все строфы связаны друг с другом, повтором. Пастернак утверждает единство мира.
Ахматова классична. Симметрия, логика, вещный, предметный мир. У Цветаевой нарушение логики, ассиметрия. Общее у Цветаевой и Ахматовой в демонстрации идей, антифраз.
Хлебников, Маяковский, Пастернак, Гумилев, Мандельштам, Цветаева и Ахматова родственны. Люди одной эпохи.