Путешественник и болото, или звезды в колодце

Олег Харламов
Однажды один путешественник шел к райской долине…
Нет, туда шел вовсе не только этот самый путешественник, в общем-то, все стремились именно в том направлении. Говорят, некоторые даже доходили. Просто путешественник решил пойти другим путем… как часто бывает, на другом пути возникло болото.
- Не обходить же, столько прошел! - Подумал путешественник и двинулся напрямую. Путь оказался не таким уж тяжелым. Болото редко становилось тем стандартным мрачным скупым болотом с картин, нет, оно было ярким и плодородным, просто иногда очень топким.
К некоторому разочарованию путника оказалось, что этот путь хоженый, да и вообще обжитый, всюду были видны следы явно человеческих рук, пусть и исчезающие… впрочем, самих людей вокруг не было. Путешественник особо не скучал, зная, что в райской долине общества будет в избытке. Он шел и наслаждался окружающим видом, наверное, потому и не заметил, как мир окружил его окончательно. Путешественник провалился в старый колодец.
Пострадал он не сильно, вывихнул ногу, и, кажется, сломал палец на руке. Болело не сильно, а может просто болевой шок услужливо принял вахту. Путешественник уже приобрел некоторый опыт и знал - в пути случается всякое, поэтому лишь рассмеялся и попытался вылезти из колодца, цепляясь за корни, стелющиеся по стенкам колодца. Болевой шок испугался и сразу куда то убежал, палец заболел нестерпимо. Хотя нестерпимое не вынести, так ведь? А путешественник терпел, правда, теперь его зубы были крепко сжаты, никакой улыбки… Человек почти выдержал, не выдержали корни… Путешественник вновь оказался в начале пути… До ночи он повторял свои попытки. Стемнело. Звезды, видимые из колодца и днем, стали как-то ближе, а края колодца как будто бы дальше. Путешественник немного полюбовался тем и другим, а потом уснул…
На утро его разбудило пение птиц. И вовремя, дно колодца было илистым, путешественника почти засосало… ругаясь, теряя одежду путешественник кое-как вырвался. Палец у него распух и не двигался, нога слушалась плохо… не было и речи о том, чтоб пытаться вылезти из колодца в таком состоянии. Тем более что корни, за которые он вчера цеплялся, были почти все оборванны.
Нестерпимо хотелось есть. Путешественник грустно взглянул на немногие оставшиеся припасы, но наелся вволю. Он знал, что при болезни и в критических ситуациях бесполезно растягивать еду, так ты не выздоровеешь и не сможешь добыть новую. Либо он выберется из колодца (а где колодец там и жилье, а значит, возможно, и еда, со старых посадок часто прорастают новые растения) либо погибнет здесь, а в этом случае запасы ему уже не понадобиться.
Насытившись, путешественник если и не улыбнулся, то, по крайней мере, перестал хмуриться. Запасов хватит на некоторое время, травмы не особо серьезны, заживут быстро (на нем вообще всегда все быстро заживало), он выберется… основной проблемой был ил на дне колодца. Отдыхать на нем было нельзя, да и раны плохо переносят сырость. Путешественник подумал и начал обустраивать свою новую среду обитания. Первым делом он начал плести сеть из оборванных корней. За этой работой он засвистел. Свист привлек яркую птичку. Она была очень красивой и обворожительно пела.
- Привет птица!
- Привет человечек!
- Ты можешь помочь мне выбраться?
- Извини, ты слишком большой!
- Тогда просто посиди рядом, дай полюбоваться на тебя и послушать, мне скучно в этом колодце!
- Сейчас мне нужно ловить себе еду, но завтра я обязательно прилечу.
И она действительно прилетела на следующий день. Человек уже сплел себе удобный гамак и накопал для птицы червей. Они посидели немного и поговорили. Однако на следующий день птица не прилетела.
Человек ждал. Внезапно ему стало очень одиноко. Птица появилась лишь через неделю.
- Ах, да? Я забыла прилететь? Ах, я такая рассеянная, - смущенно прощебетала она и упорхнула…
Изредка она прилетала, щебетала о своем и быстро улетала, не давая человеку вставить даже слова, а это очень помогало от одиночества. Ведь если ты хочешь вставить слово, значит есть куда, не так ли? Однако птичка прилетала все реже, а потом вообще забыла дорогу к колодцу…
Человек очень скучал. Через некоторое время он заметил: каждый день мимо его колодца проползает ящерица. Однако, как он не звал, ящерица близко не подходила. Тогда он исхитрился и сбил ящерицу камнем, так, что она упала в колодец.
- Ай, больно же! – воскликнула она.
Человеку стало стыдно. Мяса он не ел уже несколько дней, а ящерица была очень упитанной… Но неволить живое существо, а уж тем более есть… Человек подумал, как одиноко сейчас ему, и насколько хуже быть съеденым… он просто не мог так поступить.
- Извините – только и сказал он, - мне просто было очень скучно и одиноко.
- Да ничего, я все понимаю - сказала ящерица, посидела немного на месте, будто чего-то ждала, вопросительно глянула на человека и юрко уползла вверх по стенке колодца. Больше мимо она не проходила.
Прошло немного времени. У человека почти кончились припасы. Нога и палец все не заживали, наоборот, скорее опухли еще больше. Еще больше, чем от боли и голода, он страдал от одиночества.
- Эй, здесь есть кто-нибудь? – закричал он.
Мимо пробегала белочка. Она остановилось и подбежала к краю колодца.
- Тут кто-то есть? – спросила она.
- Да, тут я – ответил путник. Белочка рассмеялась.
- Надо же, я! Какой смешной! – и стрекоча от смеха ловко спустилась в колодец.
- А что ты тут делаешь? Разве тебе нравится в этой яме?
- Я просто не могу отсюда выбраться.
Белочка просто упала от хохота.
- Ты? Такой большой и не можешь выбраться? Да ты шутишь! Смотри как это легко! – с этими словами белочка как молния забралась наверх.
- Я еще приду поболтать, ты такой смешной! – крикнула белка на прощание и ускакала по своим делам.
И действительно, белка приходила к колодцу каждый день, разговаривала с человеком и иногда даже угощала его орешками и фруктами. Путешественник благодарил белочку, с удовольствием вгрызался в свежую пищу, а косточки бросал в тину на дне колодца.
Но однажды белочка пришла немного смущенная и прострекотала:
- Извини, я встретила такого самца! Он любит меня и заботится, только страшно ревнивый! Он против наших встреч, надеюсь, ты понимаешь! Не обижайся!
Она махнула лапкой и ускакала. Впрочем, пробегая мимо, она тайком махала человеку лапкой. Человек не обиделся на белочку. Каждый должен искать себе счастья, да и потом, чем белочка могла ему помочь, даже если бы захотела?
Путешественник сосредоточился на поиске выхода из колодца. Он пытался сделать подкоп, но земля была влажная и рыхлая, подкопы засыпало. Он пытался свить веревку, но ее длины явно не хватало. Кроме того, он тренировал руки и здоровую ногу. Одиночество не отпустило, но слегка отступило… Проблема была одна – не хватало припасов. Нога заживала гораздо медленнее, чем рассчитывал человек.
Путешественник доел последние крохи еды, улыбнулся, и приготовился умереть. Он вспоминал свое путешествие, места - где побывал, людей и существ - которых узнал… Очнуться его заставил болезненный удар по лбу. Подняв голову вверх, он увидел рыжую обезьянку, с широкой и ехидной улыбкой глядящую, соответственно, вниз.
- Приветики, Дорогой! – сказала обезьянка, - что сидим, кого ждем?
- Я просто не могу отсюда вылезти.
Обезьянка рассердилась и бросила в человека камень.
- Ой, - расстроился человек, - за что?
- Ты не смотришь на мир, и не умеешь принимать его подарки!
Человек взглянул на камень. Это оказался небольшой кокос.
- Спасибо! Но мне этого мало!
- Бери, что дают! – сказала обезьянка и убежала по своим делам.
Человек решил взять что дали, тем более что ничего другого вокруг все равно не было. Однако разбить кокос было не так уж легко. Пришлось лезть в тину на поиски камня. И тут путешественника ждало открытие. Оказывается тина была очень плодородна. Те косточки от фруктов, что он бросал в нее раньше, начали давать всходы, а под тиной уже росли какие-то клубни, как оказалось – вполне съедобные. Так путешественник был спасен от голода. Ему очень хотелось поблагодарить обезьянку. Для нее он собрал самые крупные клубни и вспомнил самые красивые песенки.
Обезьянка спустилось к человеку, оценила клубни и послушала песенки, а потом убежала по своим делам. Человек остался выздоравливать, растить фруктовые кусты и любоваться звездами, видными из колодца даже днем. Он даже полюбил свою жизнь. Пристальнее приглядевшись к колодцу, путешественник обнаружил: вокруг полно червяков и улиток, даже вкусных, когда к ним привыкнешь; ил в высушенном виде хорошо горит, давая приятное тепло; а рядом с ним в колодце живет тихий паучок. Путешественник боялся пауков, и не очень то хотел с ним дружить, а паучок был слишком робок, чтоб навязывать знакомство. Да и потом, человеку было не до случайного соседа, он ждал обезьянку. Она изредка прибегала поглядеть на путешественника, а тот делился с ней плодами и пел песенки. Те, что он знал - кончились (или он их просто забыл), поэтому специально для нее придумывались новые. Сначала обезьянка слушала их с удовольствием, а потом заскучала. Человеку стало грустно. Ему очень хотелось сделать для обезьянки что-то хорошее, но он не знал что. И тогда предложил единственное, что имел. Мечту.
- Скоро я выздоровею и уйду из колодца в райскую долину. Ты пойдешь со мной?
- Зачем? для меня райская долина здесь! – рассмеялась обезьянка. – Здесь куча фруктовых деревьев и нет врагов. А надоест, я уйду куда-нибудь еще… я же умею глядеть вокруг и принимать подарки!
Она улыбнулась путешественнику, дернула его за волосы и убежала.
Тогда человек заплакал, в первый раз за все время, что он шел к райской долине. В ярости начал крушить все, что обустроил в пещере, разбросал костер, разорвал гамак… Потом посмотрел на корни, обвивающие колодец. Они снова выросли и казались очень крепкими…
… Утром от путешественника остался только силуэт, отпечатанный на иле, было впечатление, что он неоднократно пытался вылезти из колодца и неоднократно падал. Впрочем, ил быстро затянулся. Куда он пошел - никто не знал, никаких следов возле колодца не было. На болоте путешественника больше не видели, а свидетель событий – паучок, был слишком робок, чтоб все рассказать, да его никто и не спрашивал.
Некоторые рассказывали, что путешественник все еще идет к райской долине, а некоторые утверждали, что он уже там. Были совсем дикие версии – например, что он свалился в другой колодец. Мрачный филин предположил: человек так и не выбрался из колодца, но так то же филин, кто же его слушает? Впрочем, говорили то о путешественнике редко, а вскоре и вовсе забыли. Путь к опустевшему колодцу тоже никто не вспоминал. Только рыжая обезьянка иногда пробегала мимо него – рядом росла кокосовая роща…
Иногда при этом она напевала себе под нос песенки. И улыбалась.