Медвежий праздник

Варвара Зеленец
Медвежий праздник

Тем временем в Юильске шли приготовления к Медвежьему праздни-ку. Охотники подняли плот с Медведем и вынесли его на берег. Затем они долго ходили вокруг Медведя, старались его умилостивить, а главное вся-чески отводили от себя вину за его убийство. Небесного зверя следовало с почестями низвести в селение.
С Медведем шел уважительный разговор. Охотники уважительно кла-нялись: «Добрый Зверь, ты прости нас и не суди строго: ведь не мы тебя убили, а ружье, которое мы купили у русских». При этом охотники пока-зывали зверю ружья и свинцовые пули, а старший шаман стоял рядом и объяснял хозяину леса: «Мудрый священный зверь, то не мы тебя несем, то вороны несут тебя, Медведя. Они едят твое мясо».
Женщины стояли чуть поодаль и изображали воронье карканье. Они, по обычаю, закрывали лица платками, как при встрече со старшими родст-венниками мужа и приговаривали: «Почему ты нас покинул, наш Старший Брат? На кого ты нас одних оставил?»
Тушу донесли до запряженной телеги и погрузили в красивые сани. Не спеша, Медведя провезли по всем улицам Юильска.
Жители шли за телегой и пели песню:
Лошадь с гривою, длинногривая,
Лошадь с волосами, длинноволосая
Не спеша, бежит, не спеша, идет.
По славным местам сора Юильска,
По многим знаменитым местам сора Юильска,
Криком раздельным, семь раз раздельным меня везут.
К деревне из домов, из сотен домов, мы и подъезжали
В большой дом на верхнем краю деревни, где хранится Дух,
Меня и заносили.
Встречающие гости остановились перед домом Ягун-ики. Здесь кончи-лась встреча словами самых заслуженных охотников. Они стояли коридо-ром перед крыльцом дома и обращались к зверю: «Я всегда тебя любил и уважал, Лесной Старик, вот увидишь, я устрою знатное празднество в твою честь!»
Подростки оседлали лошадей, сели в лодки и помчались во все близкие и далекие поселки и становища пригласить гостей и сообщить всем, что в Юильске начинается Медвежий праздник. Много народу соберется завтра в доме Ягун-ики. Для хантов этот Зверь ; существо почти сверхъестест-венное. И самое главное ; Медвежий праздник позволяет встретиться людям, живущим далеко друг от друга.
А вечером, накануне действа, посвященного убитому Медведю, по до-мам поселка ходили два человека со стрелами, украшенными полосками сукна и колокольчиками. Потрясая стрелами, криками они зазывали народ на ритуальные танцы. Ритуальные стрелы ; обязательная принадлеж-ность Медвежьего праздника. Те, кто соглашался прийти в дом Ягун-ики, обертывал стрелу кусками жертвенной ткани. Теперь в руках гостей они обозначали фигуры духов-покровителей.

Дорогого Гостя тем временем приглашают в дом Ягун-ики, перед по-рогом его «раздевают» и затем «одевают». Шкуру с Медведя снимают так, как будто развязывают на нем завязки шубы, считается, что Медведь при-шел в гости. На брюхо Лесного Старика кладут пять палочек, они симво-лизируют застежки-завязки шубы, по ним охотник проводит ножом. Охотник приговаривает при этом: «Расстегиваю пять пуговиц Лесного Старика».
Охотник ловко снимает шкуру с туши, но оставляет ее нетронутой на голове и лапах. Закончив дело, он кланяется Медведю и говорит: «Мы сняли с него священную шубу». Шкуру Медведя с головой называют те-перь Имдой. Перед ней проводится умилостивительный обряд.
Затем к Медведю подошли шаманы и бережно сложили шкуру. Голову Зверя положили носом между передними лапами ; в позе спящей собаки. С почтительными словами и песнями, прославляющими Священного Зве-ря, шкуру перенесли в дом Ягун-ики.
Там женщины уже приготовили почетное место для Желанного Гостя ; в красном углу на столе. Голову Медведя покрыли платком, а на глаза зверю положили серебряные монеты, чтобы он не мог видеть своих убийц, а на нос ; берестяной кружок, чтобы не мог учуять их запах. Лапы укра-сили кольцами и ленточками. Все действо женщины сопровождали пес-ней:
С рукой, полной куренья бобровой струи,
Стоит хозяйка дома передо мной,
В передний угол дома, выстланный коврами,
В красивое место из двух бревен,
В красивое место из трех досок меня усаживают.
Двумя поцелуями для Болотного зверя,
Тремя поцелуями для Болотного зверя меня одаривают.
Закончив наряжать Медведя, шаманы совершили ритуал окуривания. Вокруг Медведя обошли пять раз с душистой березовой чагой в руках. За-тем дымящийся березовый нарост оставили рядом с входом. Все гости, пришедшие к Медведю, также должны были «очистится».
Затем перед Имдой поставили угощение, чай, вино. Все приходящие на праздник целовали Медведя в голову, женщины ; через платок. Первые подарки Гостю поднесли хозяева дома ; ленты, платки, деньги. Медведя снова извещали, ; вдруг не понял раньше, что его убили не ханты, а рус-ская пуля и дубина менкв, и просили не пугать женщин в поселке. В этом доме он самый почетный Гость. А на праздник съезжались и съезжались ханты с самых отдаленных становищ. Гора подарков перед Медведем все росла и росла. Хозяева рассаживали прибывших на лавки, идущие вдоль стен дома, а перед ними ставили рюмку красного вина и угощенье.
Под вечер разгорелось веселье. Праздник начался с песен, рассказы-вающих о небесной жизни Медведя и его земных делах. Песен было мно-жество, их пели почти до самого утра, но гости не скучали ; Ягун-ики и жители Юильска подчевали всех самыми разнообразными лакомствамими.
Гости разошлись совсем ненадолго ; часа на два и снова собрались у Лесного Старика. С рассветом Медведю спели «утреннюю песню пробуж-дения зверя. Это должен был сделать Самар, убивший Медведя. Он провел всю ночь рядом с Имдой, а на рассвете выполнил свою обязанность. Так охотник должен был поступать и все остальные пять дней праздника.
Затем начался настоящий концерт. Все гости пришли на него в наряд-ных шелковых халатах с длинными полами; с вырезанными под мышками рукавов отверстиями. Главы семейств несли на праздник на березовых шестах своих богов-покровителей. Эти кумиры также были одеты в шел-ковые халаты, в «руках» у кукол платки, а вокруг «талии» затянут пояс.
Снова все гости одаривали Медведя и своих кумиров всевозможными подарками: монетами, соболиными шкурками, а дети ленточками и люби-мыми игрушками. Перед Зверем ставили угощение, вино, фигурки из тес-та, изображавшие оленей, после чего просили Медведя выбрать лучшего актера на празднике.
Со всего Юильска в дом Ягун-ики принесли длинные скамейки, ковры, шкуры. Зрители расселись, как в театре, в несколько рядов по краям избы. Начался концерт для Медведя. Артисты по очереди пели ему и хвалебные, и веселые песни. Выступающие надевали на голову берестяные маски, раскрашенные соком лиственницы, охрой или сажей. Маски были самой различной формы ; плоские, в виде конического колпака, как цилиндр. В них прорезали отверстия для глаз и рта, но у всех обязательно был длин-ный пришивной нос, напоминавший клюв птицы. Вина за убийство Мед-ведя и поедание его мяса на Медвежьем празднике возлагалась на птиц ; Ворон.
После песен началась следующая часть медвежьего праздника ; дра-матические представления. Некоторые семьи разыгрывали целые пьесы. Актерами были только мужчины в масках, при исполнении женских ролей они надевали поверх своей одежды женские платья. В течение трех вече-ров артисты разыграли по десятку сцен из повседневной жизни хантов: изображали трусливого охотника, неудачное сватовство, объевшегося че-ремухой, столкновение с чиновником. Никто не смел обижаться, если на-смешливая сцена относилась к нему. В промежутках между сценами уст-раивали танцы под музыку. Все танцующие держали во время танца бу-бенчики, те издавали приятный звон и отгоняли непрошенных гостей и злых духов. Шаманы тоже нашли возможность прорекламировать себя, предсказывая зверобоям удачную охоту.

Русских гостей тоже просили выступить. Наступила их очередь. Миро-слав, Водостьян и Варвара разыграли перед гостями сказку «Маша и три медведя». Когда Варя, изображавшая девочку, бесцеремонно поела из всех медвежьих тарелок и сломала стульчик медвежонка, возмущение зрителей достигло высшей степени. Послышался недовольный ропот и сказка так и осталась недосказанной. Ханты осудили подобное отношение к Хозяину праздника и недовольным гулом и свистом сопровождали представление про плохую девочку, обидевшую Медведей:
; Что у русских за сказки?! Долой!
; Надо срочно исправлять положение! ; шепнула Варвара друзьям. ; Давайте споем русские частушки.
Тут же в руках у Водостьяна непонятно откуда появилась балалайка. Он первым попытался загладить вину перед Высоким Гостем:
Повстречал турист медведя
У березового пня:
; Будешь «завтраком туриста»,
А туристом буду я!
Добрые ханты тут же отошли от такого «самопожертвования» и радо-стными возгласами и аплодисментами поблагодарили русских участников праздника.
; Теперь ты, Мир! ; подтолкнул друга Водостьян.
«Ты, поди, убей медведя!
Мне советуют соседи. ;
Этот страшный animal
Твою милку обнимал!».
Ханты подумали и не очень-то приняли эту частушку. Кто хлопал, кто ; опять свистел.
; Варя, твоя очередь.
; Ой, ребята у меня только неприличная! ; засмущалась Варвара.
; Совсем неприличная? ; тихо спросил Мирослав?
; Да нет, вроде можно, ; махнула рукой Варвара.
Мы в колготках «Голден леди»
Выйдем смело на медведя!
Пусть порвет медведь нам глотки ;
Будут целыми колготки!
Добрые ханты радостно смеялись.
; Мне, кажется, им «чернуха» должна понравится! ; хмыкнул Миро-слав. ; Давайте представим маленькую сценку.
Мирослав, Варвара и Самар пошептались и представили гостям ма-ленькую сценку. Мирослава нарядили в шкуру, взятую напрокат в доме одного охотника.
Маленький мальчик в медведя играл.
В шкуре медведя по лесу скакал.
Тихо подкравшись, охотник Михей
Убил лжемедведя из «пушки» своей.
Собравшиеся гости бурей аплодисментов встретили эту сценку. Ма-ленького мальчика им почему-то жалко не было.
; Хороший у вас праздник! ; сказала Варвара Ягун-ики. ; Как я по-няла, он у вас главный ; поважнее Нового года будет?
; Да. Медведь для хантов животное священное. И этот праздник жил всегда, хотя христианская церковь боролась с ним, пытаясь искоренить языческие обряды в царской России. Говорят, люди Филофея триста лет назад тоже пытались запретить его. И советская власть на наш праздник покушалась, комиссары даже людей арестовывали. Но мы все равно отме-чали Медвежий праздник, правда, в глубокой тайне. Жители Юильска ве-черами, тайком, чтобы не узнало начальство, убегали в зимовье, которое находилось в пятнадцати километрах в тайге. Там ночью они устраивали медвежьи пляски, а утром, как ни в чем не бывало, возвращались в колхоз на работу. И так каждый день, ибо этот праздник длится четыре или пять ночей.
К счастью, сейчас из таких мероприятий тайны не делают. Более того, в прошлом году губернатор края и нефтяные магнаты выделили нам деньги на постройку новых культовых домов. Причем местные жители ставят сруб за неделю, работают с энтузиазмом.
; Ягун-ики, я все-таки не понимаю. Ты говоришь, Медведь ; свя-щенное животное для хантов. Так почему же его убивают? ; спросила Варвара.
; Медведь в миропонимании хантов ; это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец его ; верховный бог Торум ; уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и спра-ведливость, не причинять вреда людям. Однако Медведь нарушает неко-торые установки отца, и его убивают охотники и, как предписано Богом, устраивают в честь Небесного Зверя обрядовый праздник. Кстати, север-ные жители всегда отрицают, что убили Медведя. Медведя не убивают, а «низводят» из леса в селение.
Для всего, что связано с Медведем, у нас разработан тайный язык, в ко-торый входит около пятисот слов. Вы уже поняли, что самого Медведя на-зывали: «Зверь», «Гость», «Лесной Старик» или «Старик Князь», шкуру ; «изготовленная матерью мягкая одежда», ружье ; «гремящая вещь» или «огненная дубина русских».

После концерта началось поедание мяса медведя с соблюдением раз-личных табу и обрядов. Мясо ели специальными палочками, не резали ножом, кости разнимали по суставам, при этом между порциями мяса едо-ки обязательно каркали по-вороньи.
А после торжественного ужина начался длинный ночной марафон. Зрители устроились поудобнее и начали слушать мифы и поэтические тек-сты о Медведе: о его божественном происхождении, о жизни на небе и спуске на землю, о его лесном существовании и о человеческом бытии Гостя, о прославленных охотниках на Лесного Старика. Песни следовали одна за другой практически без перерыва, они разделялись лишь звуком колокольчика, призывая выходить все новых исполнителей. Мирослав и Варвара поняли, что издавна у хантов образовался единый эпический блок, посвященный священному зверю.
Пять дней пировали жители Юильска в честь почетного Гостя. Русские смогли выдержать только два первых дня ; больше не хватило сил. Ми-рослав предложил подготовиться к походу на своего возможного против-ника, пока ханты празднуют. Но в последний день праздника Варвара ска-зала:
; Пойдем, посмотрим. Сегодня, говорят, будет самое интересное.
; А что будет? ; поинтересовался Мирослав.
; Я слышала, сегодня в гостях будут все местные духи.
; Так уж и все. Или гостей так упоят соком мухоморчиков, что любая тень духом казаться будет.
; Тем не менее, пошли.
Ребята поспели вовремя. Начиналась заключительная часть. Все шама-ны встали со своих мест и ударили в Бубны, приглашая прийти духов-покровителей. Это было неотъемлемой частью Медвежьего праздника.
В дом, где лежал Имда, по очереди входили актеры, держа перед собой вырезанные из дерева фигурки, изображавшие местных духов. Пляска ду-хов-покровителей проходила в виде кукольного представления. У кукол были подвижные руки и ноги. На голове у них были высокие конические головные уборы из красного сукна с черным узором. Лицо кукол было за-крыто берестяной маской. Актеры с куклами пошли по кругу. Фигурки ду-хов приветственно помахивали зрителям руками ; это танцующие актеры приводили их в движение с помощью незаметных нитей. Но вот актеры выпустили кукол из рук, и те самостоятельно задвигались по кругу. При-ближаясь к Медведю куклы, приветственно снимали колпаки и кланялись Хозяину.
; Как это? ; Изумленно воскликнул Мирослав. ; В чем фокус?
; Это великий праздник! ; пояснил стоящий рядом Ягун-ики. ; По-этому духи незаметно пришли в мой дом и вселились в свои образы.
Но не все куклы ожили в руках актеров. Ханты сокрушенно покачива-ли головой.
; Это большое несчастье! ; кивнул Ягун-ики. ; Подтвердились на-ши опасения. Старик Филин, Волья и Старик c Берестяным Туесом обиде-лись на нас, что мы не сохранили их дома, не уберегли их кумиров в лесу, и не пришли на наш праздник. Во всем виноваты люди в черном!

Наконец, в центр комнаты вышли трое мужчин в распашных халатах. Они повернулись лицом к медведю, взяли друг друга за мизинцы и начали песню-клятву Старику Князю, поднимая и опуская сцепленные руки. При этом исполнитель, стоящий в центре ; пожилой человек, хороший знаток традиций, ; пел громко, с четкой артикуляцией. Двое других молодых людей, лишь тихо подпевали ему, хотя они хорошо знали священную пес-ню.
; О чем они поют? ; спросила Варвара.
; О жизни Медведя после смерти. Скоро наш Гость поднимется на небо к своему отцу ; Торуму и расскажет ему об уважительном отноше-нии людей к Медведю и самому небесному Богу.
В зале появились два актера, одетые во все черное. Каркая и танцуя, Вороны приблизились к Медведю, и сделали вид, что отрезают волоски с его морды. Люди начали кричать, и Вороны убежали из дома, но затем они снова вернулись с большими ножами, перевернули все торжественное ло-же, раскидали подарки и отрезали голову Медведя.
Вороны завернули ее в платок и со словами: «Я нашел чистое живое серебро, я нашел чистое живое золото», побежали. Но в дверях медвежью голову от них отнял главный страж праздника Медведя ; Самар.
; Ягун-ики, объясни, пожалуйста, почему охотники все время стара-ются «свалить» вину на Ворона?
; Противостояние добра и зла, Медведя и Ворона, проявлялось на протяжении всего Медвежьего праздника. Во время поедания медвежьего мяса ханты подражают крикам ворона, пытаясь таким образом ввести в за-блуждение Медведя. Особую роль играет Ворон в заключительных сценах праздника. Двое мужчин в масках Ворона нападают на Медведя, перево-рачивают его колыбель и, несмотря на крики и борьбу людей, захватывают Медведя и находившуюся на нем жертвенную одежду.
Голову Медведя положили на носилки, и процессия мужчин-охотников отправилась в лес.
; А куда все пошли? ; спросил Мирослав.
Напоследок с Медведем прощаются только мужчины. ; Пояснил Ягун-ики. ; В лесу отдельно от женщин и детей мужчины разделают го-лову, сварят ее и отведают самое вкусное ; мозги Хозяина леса. Затем че-реп и кости медведя захоронят в лесу на священных нартах. А законную шкуру Медведя получит Самар. Она займет почетное место в доме.
; Еще раз поздравляем вашего внука! ; сказал Мирослав.
; Присоединяйтесь к ним! ; пригласил Ягун-ики Мирослава и Водо-стьяна.
; Спасибо, как-нибудь в следующий раз! У нас много дел ; готовим-ся к походу на Филофея, ; вежливо отказались русские гости.