Артистическая проза

Ульяна Улитова
Сегодня пробежала глазами список лауреатов Нобелевской Премии. Читала многих, а многих нет.
Но, это все история, а мы пишем с вами современную литературу. Так ли хорошо мы её знаем? На этом сайте много прекрасных писателей, но в основном это сердечная и традиционная проза.
А вы никогда не думали, почему так трудно экранизировать "Мастера и Маргариту"? Почему в театральном репертуаре нет Довлатова? Почему смакуешь каждое слово Олеши?
Я вам отвечу, как я это понимаю. Произведения этих авторов - это и есть игра, с пародией, шутовством, шелестом праздника, с избыточной художественностью, кокетством и литературным хулиганством. Для такой литературы есть термин "артистическая литература", а авторов можно назвать маэстро.
На этом сайте я встречала только элементы артистической литературы.
В современной литературе, это Толстая, Пьецух, некоторые тексты Рубиной и Горалик. Артистизм он ничего не предлагает, ни с кем не борется, он без морали, без нравоучений, он побеждает, "маленькими сухими мушками в бутылочке", баночкой варенья, описанное Толстой, побеждает смелостью метафор и тайной между строчками.
Артистические произведения лучше читать вслух, чтобы покатать на языке понравившийся звук и потом слово, чтобы услышать мелодию, ритм и подвигать плечами, а можно попой под прозу Довлатова: та-та-та-тааа, насладиться соразмерностью юмора и лирики, без надрыва.
Подражатели жанра Довлатова берут только болтавню, свободу действий героев, но есть еще ритм, звукопись, построение предложения, отточенность фраз, парадокс и ирония над собой, даже кокетство. А за этим большая работа.
Так что работайте со словом, возможно у кого-то и есть этот дар. Но не забывайте трагедию Гоголя, его литература артистическая.
Не путайте с игрой в постмодернизме, там условная игра.

Выступала доярка Ульяна без артистического дара.