Неоцененная верность

Шели Шрайман
...Замечаю на заднем стекле впередиидущей машины красноречивую наклейку с надписью: «Народ с Голанами» и думаю: интересно, имеет ли этот призыв отношение к друзам, живущим на Голанах, вернее, к тем из них, кто является обладателями израильского гражданства? Как сложится их судьба, если наша страна начнет – уже не в первый раз! – договариваться с Сирией о мире, и Голаны будут отданы злонамеренному соседу? Ведь известно же, что друзы, как никто другой, привязаны к земле, где жили их предки. Точно так же, как известно и отношение сирийских властей к друзам, которые имеют израильское гражданство и идут служить в ЦАХАЛ.
Кстати, самих друзов этот вопрос волнует не меньше. Я бы даже сказала: настолько волнует, что они решили озаботиться своей судьбой, не особо уповая на инициативу государства, и объединились в общественное движение, намереваясь способствовать созданию лобби в Кнессете в поддержку своих интересов. Почему – понятно: друзы хорошо помнят, что произошло с нашими союзниками-цадальниками после того, как ЦАХАЛ покинул Южный Ливан, и меньше всего хотели бы оказаться в роли беженцев. Между прочим, ситуация не новая. Когда в 1990-х Ицхак Рабин, а затем Эхуд Барак обсуждали с Сирией проблему Голан, иные из живущих там друзов уже начали присматривать для себя место, куда можно было бы перебраться в случае ухода Израиля с Голан и даже наняли для этих целей адвокатов, в то время как их соплеменники, опасающиеся мести Асада, устраивали шумные кампании в поддержку Сирии, демонстрируя сирийцам свою преданность. После прихода к власти в Израиле «правых», переговоры заморозились, и друзы свернули свою инициативу, при этом отчетливо понимая: никто не даст им гарантий, что переговоры с Сирией не возобновятся в будущем.
Напомню историю вопроса: в 1967-м году, во время Шестидневной войны, Израиль занял Голанские высоты и на территории нашей страны оказались пять друзских деревень, относившихся прежде к Сирии. Большая часть жителей предпочла сохранить за собой независимый статус. А около десяти процентов местного населения решили идентифицировать себя с еврейским государством. Хотя друзские деревни находятся на израильской территории, местная администрация здесь в силу вышеуказанной специфики не выбирается, как в других населенных пунктах, а назначается министерством внутренних дел (правительство было вынуждено принять по этому поводу специальный закон).
У друзов-«сионистов» и в самом деле есть причина для беспокойства. На Голанах живут 20 тысяч друзов, но только у полутора тысяч из них есть израильское гражданство. Большинство жителей местных друзских деревень проявили предусмотрительность, учитывая, что в будущем Израиль может отказаться от Голан в пользу Сирии, и решили не идентифицироваться с еврейским государством, хотя и проживают на его территории. Тем более, что они постоянно ощущают незримое присутствие Сирии на Голанах. В свое время президент Сирии Башар Асад издал специальный указ, согласно которому, каждый сириец, пожелавший вернуться на Голанские высоты и обосноваться там, непременно получит денежную помощь от правительства. В том же указе есть слова о том, что «граждане страны должны помочь своим братьям, проживающих на исконно сирийских землях Голанских высот, которые в настоящее время оккупированы агрессором». Заметим в скобках, что подобное "возвращение" возможно лишь в рамках гуманитарных проектов Красного Креста и других международных структур, поддерживающих воссоединение семей. Добавим так же, что просирийски настроенные друзы отправляют детей учиться в Дамаск, получают от Сирии денежную помощь, пенсии и пособия.

Когда народ разделяется внутри себя, это худшее, что может с ним случиться. Друзы, решившиеся взять израильское гражданство, хорошо помнят те времена, когда просирийски настроенные соседи устраивали им поджоги, прокалывали покрышки колес, не приглашали на семейные торжества и не разрешали своим детям дружить с детьми «предателей», но постепенно страсти поутихли, и сегодня иные из вчерашних врагов даже заходят к ним в дом на чашку кофе. Но поскольку земля эта продолжает оставаться землей раздора, отношения по-прежнему нестабильные. На чашку кофе сосед может и зайти, а вот на свадьбу дочери вряд ли позовет, впрочем, уже не из чувства вражды, а из элементарного страха: вдруг кто-то из просирийски настроенных гостей донесет об этом за кордон, а что из всего этого выйдет, если на Голанах вновь воцарится Сирия, можно только догадываться… Не секрет, что сирийские власти пристально следят за тем, что происходит на их бывшей территории: в каждой друзской деревне есть свои осведомители. И потому на последних выборах в Израиле многие друзы с Рамат ха-Голан, проголосовавшие за «правые» партии, вынуждены были сменить в «теудет-зеут» адреса, чтобы не «засвечиваться» в местных списках. Между прочим, иные из них в свое время пытались отказаться от израильского гражданства, которое, по их мнению, могло принести их семье несчастье в будущем: они обращались в министерство внутренних дел, но получили отказ.

Куда податься друзам-сионистам, если сбудутся их худшие опасения? Евреи, живушие на Рамат ха-Голан, получат компенсации и переберутся в любой город страны. А что будет с ними? Позаботится ли о них израильское государство так же, как о евреях? В случае прихода сирийцев их ждет незавидная участь, и особенно тех, что служили в ЦАХАЛе или работали в местной администрации. К тому же друзы, в силу своих традиций и религии, предпочитают жить в своей довольно закрытой общине. Конечно, они хотели бы остаться под израильской юрисдикцией, в полной мере оценив преимущества демократического государства перед государством диктаторским. Но готово ли правительство нашей страны подготовить для них специальную программу, учитывая, что друзы привязаны к своей земле, что у них особая религии и многовековые традиции?

Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, я решила отправиться в деревню Бкиин, где проживает полковник Гидон Аббас, в течение восемнадцати лет занимавший пост советника правительства по делам друзов, арабов и бедуинов, к тому же обладает ученой степенью в области международных отношений. Его предки живут в Бкиине уже на протяжении четырехсот лет. 94-летний отец Гидона – Наджиб Аббас - является главой религиозного совета деревни и входит в состав друзского совета старейшин, состоящего из 64 человек.

У полковника Аббаса интересная судьба – начав свою службу в армии в 1960-м году, он оказался в числе первых друзов, которые были зачислены на офицерские курсы и впоследствии сделал хорошую армейскую карьеру, прослужив в ЦАХАле 26 лет. Замечу так же, что во время Войны Судного дня он воевал на северном фронте против Сирии, командовал бригадой во время Ливанской кампании, участвовал в самых серьезных операциях по борьбе с арабским террором. Старший сын Гидона – ныне подполковник ЦАХАЛа, средний сын - майор. Примечательно то, что Гидон Аббас – один из немногих – проработал на одной и той же должности в правительстве в течение восемнадцати лет, пережив не одну каденцию.
 
…Мы сидим с Гидоном в салоне его дома в Бкиине – напротив витрины с собранной им уникальной коллекцией оружия, среди экспонатов которой – египетские, ливанские, сирийские ножи, отобранные полковником за годы службы в ЦАХАЛе у плененных вражеских солдат и террористов всех мастей – от ФАТХа до ХАМАСа и «Хизбаллы». Тут же – древний меч (по-арабски «сайф») двухсотлетней выдержки, который некогда принадлежал предводителю друзской общины с Голанских высот и был подарен Гидону сыновьями владельца после его смерти. Этот меч, изготовленный в Дамаске, унес не одну жизнь во время схваток сирийских друзов с их противниками в позапрошлом веке.

- Я всегда был вне политики, - говорит полковник Аббас, с которым мы знакомы уже около десяти лет, - меня интересовали совсем другие вещи. Во-первых, безопасность государства Израиль. Объясню, почему. Мои предки живут в Бкиине на протяжении четырехсот лет, наш семейный клан – самый многочисленный в деревне и насчитывает полторы тысячи человек. Друзы очень привязаны к своей земле и служат верой и правдой государству, на территории которого находится их дом. Кстати, подобное можно наблюдать не только в Израиле, но в любой стране, где сегодня живут друзы. Полгода назад меня интервьюировал корреспондент Би-Би-Си и задал довольно непростой вопрос: как я ощущал себя во время войны Судного Дня, сражаясь против сирийцев и понимая, что среди них есть мои сородичи – друзы. Я ответил, что с таким же успехом он мог бы задать подобный вопрос и друзу, живущему в Сирии. После окончания передачи корреспондент признался, что я своим ответом практически поставил его в тупик, на что я сказал: «Во время войны каждый друз защищает свой дом, свою землю, государство, на территории которого он живет. Я живу в Израиле, мой противник – в Сирии, но каждый из нас на самом деле сражается за одно и то же – за своих близких и свой дом. Ничего другого здесь быть не может. Конечно, было бы лучше, если бы наши страны жили в мире и мы могли ездить друг к другу в гости и женить между собой наших детей, ведь мы люди одной веры. Надеюсь, что когда-нибудь на Ближнем Востоке прекратятся войны и наступит мир».

- Во-вторых, - возвращается Гидон к началу разговора, - работая в правительстве, я преследовал совершенно конкретную цель: максимально помочь социально слабым слоям населения в друзском, арабском и бедуинском секторах, способствовать укреплению системы образования в деревнях и трудовой занятости населения.

- Ты поддерживаешь отношения с друзами, живущими на Голанах?

- Конечно. И наши шейхи очень дружны с шейхами из их деревень. Между нашими детьми не раз заключались браки, мы ездим друг к другу в гости, приглашаем их на наши свадьбы и семейные торжества, но никогда не вмешиваемся в их отношения с государством, оставляя за ними право выбора на самоидентификацию.

- Друзы, живущие на Голанах, занимаются в основном сельским хозяйством, - продолжает Гидон, - но есть среди них и те, кто получил образование, причем, многие учились в России. Сирия, кстати, тоже разрешает друзам с Голан учиться в сирийских университетах – но разумеется, лишь тем из них, кто отказался от израильского гражданства. Мне кажется, что на самом деле среди тамошнего населения не так уж много желающих жить в Сирии. Даже те, кто из страха демонстрируют преданность Сирии, внутри прекрасно понимают, что правительство Асада никогда не сделает для них и десятой доли того, что они получили от израильского правительства. Кроме того, они не могут не ощущать разницы между демократическим государством и государством, во главе которого стоит диктатор. Проблема в том, что когда начинаются очередные разговоры о возможном заключении мира с Сирией и отказе Израиля от Голан, ситуация в друзских деревнях сразу осложняется. Просирийски настроенные друзы начинают запугивать обладателей израильского гражданства грядущей местью со стороны сирийцев. В прежние времена среди населения деревень происходили серьезные стычки, в результате которых иные даже угодили в тюрьмы. После того, как правительство приняло специальный закон по поводу друзов, живуших на Голанах, напряжение начало постепенно спадать.

- Какое решение представляется тебе возможным в случае, если опасения друзов сбудутся?

- На самом деле есть разные варианты. Во-первых, друзы могут наравне с евреями получить компенсацию и переехать в любой израильский город или поселение, наравне с евреями (тем более, что это никого уже не удивит: иные друзы, заключив брак с представителями других религий, покинули свои деревни). Во-вторых, они могут переехать в любую друзскую деревню, расположенную в Галилее, сохранив тем самым связь со своей общиной – и подобные случаи были, когда мы принимали у себя ливанских друзов, спасавшихся от преследований. Конечно, в силу наших традиций мы предпочли бы, чтобы друзы с Голан и их дети жили среди своих сородичей и не растворялись в больших городах. Но самый оптимальный вариант, на мой взгляд, это определить для них место, куда они могли бы перейти вместе и построить новую деревню на израильской территории. От себя добавлю: надеюсь, что всего этого не случится, и друзы останутся жить в своих деревнях, где жили их деды и прадеды. Я сам друз и понимаю, насколько болезненно было бы для них уйти со своей земли. Если обратиться к истории, то можно убедиться в том, что какие бы войны не бушевали в прошлом, друзы никогда не оставляли своей земли, предпочитая жить на ней при любой власти. Кстати, во время недавней войны, ни один из жителей друзских деревень, подвергавшихся обстрелу, не покинул своего дома, хотя далеко не все из них имеют специальное укрытие. На Бкиин упало 140 ракет: иные дома серьезно пострадали, были раненые и даже убитые, но никто не тронулся с места.

- Кстати, а у тебя не было ощущения, что жители друзских деревень недостаточно опекались государством во время войны?

- Не забывай, что большинство мужчин из наших деревнях отслужили или продолжают служить в армии, они и сами знают, как вести себя во время обстрелов. Что же касается помощи, мы получали ее в основном от местного совета, общественных организаций и добровольцев.

- Как ты оцениваешь нынешнюю ситуация на Рамат ха-Голан?

- Мне кажется, что Израиль недостаточно ценит друзов, которые немало сделали для еврейского государства. Всем известно, что мы хорошие солдаты, не боимся смерти, и всегда сражаемся до конца. Кстати, ты знаешь, что во время недавней войны был забавный случай: когда подразделение друзов вошло в одну из южноливанских деревень с песнями - а пели они по-арабски, - боевики тут же побросали оружие и скрылись, поняв, что им придется иметь дело с друзами. Истоки друзской храбрости следует искать в религии (друзы верят в переселение душ после смерти) и в привязанности к своей земле. Жители друзских деревень, расположенных на Голанах и обладающие израильским гражданством, служат в армии, работают в местной администрации (в основном МВД выбирает для такой работы именно их). Мне кажется, они в полной мере заслужили того, чтобы государство позаботилось о их будущем в случае отказа от Голан. Друзский вопрос обязательно должен стать одним из ключевых пунктов переговоров, если таковые состоятся. Государство должно поддерживать тех, кто доказал ему свою верность.