Фонологическая система

Валентина Томашевская
Александр Блок
ШАГИ КОМАНДОРА

В. А. Зоргенфрею

Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?

Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят, и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.

Что изменнику блаженства звуки?
Миги жизни сочтены.
Донна Анна спит, скрестив на сердце руки,
Донна Анна видит сны...

Чьи черты жестокие застыли,
В зеркалах отражены?
Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?
Сладко ль видеть неземные сны?

Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ - победно и влюбленно -
В снежной мгле поет рожок...

Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...

Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов -
Бой часов: "Ты звал меня на ужин.
Я пришел. А ты готов?.."

На вопрос жестокий нет ответа,
Нет ответа - тишина.
В пышной спальне страшно в час рассвета,
Слуги спят, и ночь бледна.

В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета - ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! - Тишина.

Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.

Фонологическая система образуется повтором фонем (звук, смыслоразличительный) как гласных, так и согласных. Повтором отдельных звуковых компонентов, то есть сочетанием фонем. С этим связано такое явление как рифма и внутренняя рифма.
Это тоже звуковой комплекс, включающий в себя гласную фонему, находящуюся в сильной позиции и следующую за ней фонему не в сильной позиции.
Трагедия - трогаю
(тр - один звуковой комплекс)
петуха глуха
Фонологическая система включает повторы слов, словосочетаний, предложений.
Повтор не только смысла, но и звуков.
Рифма - особый тип повтора.
В лирике 20-го века особенно у Блока играет важную роль фонологическая система. Повышена ее роль. Поразительные стихи по своей гармоничности и музыкальности.
Система гласных фонем. Те, которые в сильной позиции, имеют основополагающее значение, отчетливо слышны.
Анна! Анна! - Тишина.
Господство одного звука - гармонизация текста.
Все строки объединены повторяющимися гласными звуками, "а" и "о" господствуют.
Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?
33% текста занимает фонема "а", 24,7% - фонема "о".
«а» и «о» господствуют, организовывают, гармонизируют звучание.
33 раза повторяется фонема «с», доля «н» становится все более ощутимой,
«ст» плюс взрывные согласные. Поэзия для слушания.
Сложная, виртуозная система конечных и внутренних рифм.
Три принципа:
1. У Блока рифмуются слова не только одной строфы, но и нескольких строф.
3-я и 4 -я строфы:
сочтены сны
сны
2. Конечные рифмы у Блока поддерживаются рифмами внутренними: сочтены - сны.
Конечные рифмы предшествуют:
из страны черты сны сны страны
Дева Света где ты
Все слова являются рифмой друг другу.
3.Обилие рифмующихся слов внутри стиха:
пышный слышно
пролетает вступает
Ассонансы - неточные рифмы
Важную роль играют повторы слов, словосочетаний. Слова, поставленные в середину стиха, создают внутреннюю рифму:
час рассвета - света
В чем смысл всего этого?
Благодаря этим повторам возникает звуковая гармония, сладкозвучие. Уникальное явление в искусстве: через звуковую гармонию Блоком провозглашается идея культуры.
Через все творчество Блока проходит резкое разграничение культуры и цивилизации.
1919 год, статья «Крушение гуманизма».
Культура в музыкальном равновесии, гармонии, когда человек нечто целостное, когда объединение между всеми людьми.
Цивилизация, когда сознание человека расколото, люди отделены друг от друга, не понимают, да и понимать не хотят. Человек становится не единицей - дробью.
Ренессанс-культура. В современном обществе - цивилизация.
О чем пишет Блок в "Шагах Командора"?
О мире цивилизации. О каких бы катастрофах ни писал - это антитезис событий
тому плану, который представляет звуковая гармония. Двоемирие.

На лексико-событийном уровне - дисгармония.
Фонетика строит мир единства, гармонии

Речь Блока "О назначении поэта" .
Гармония есть согласие мировых сил. Порядок - космос.
Хаос - стихийное. Космос - утроенная гармония. Гармония через звуковую систему.
Блоковская концепция музыки. Музыка является первоосновой культуры.
Культура есть ритм.
У Блока музыкальное мышление. Он слово растворяет в звуке.
Звуковые комплексы, повторы сближают слова, обозначающие далёкие явления. Они содержат одни и те же звуки, звуковые комплексы. Благодаря этому есть единение. Звуковая метафора. Сближаются отдельные поэтические строчки, возникают особые смысловые ряды.
«Поэзия - максимум содержания при минимуме словесного пространства,»- сказал наш учитель. И эти его слова запомнились навсегда.

Фото Валерия Макаревича. СТЭМ - Студенческий театр миниатюр Даугавпилсского педагогического института. 1970. Что-то из испанской классики. Справа налево: Александр Пляскин (будущий заслуженный тренер республики), Вячеслав Дидыч (будущий лучший учитель Даугавпилса) и Татьяна Ковалевская (тогда - Пономарева)- удивительная красавица. Режиссер и руководитель театра - Галина Михайловна Щербик.