Остаться русским

Сергей Сметанин
(Диалектико-материалистические мысли о душе)


Анализ актуальных противоположностей личности не должен сводиться к изобретению неких симметричных отвлеченностей, на существование которых намекает наличие правого и левого, как в человеческом теле, так и в мозге. Душа в этом смысле отлична от тела. Деление ее на три части, которое предложили классики древнегреческой философии, а именно: мышление, чувство и желание, зависит от полярности сторон, но не так категорично.

Мышление человека — упорядочивающее свойство человеческого мозга, то есть личности, следовательно, противоположно как хаосу вселенной, так и бардаку российского гражданского общества, включая непредсказуемость биологического в нас самих.

Упорядоченность всех трех объектов благодаря космогонии, истории и эволюционным законам развития от эмбриона к старческому телу несет характер автоматизма, возникшего за миллиарды и миллиарды лет существования, сводимого к случайному, следовательно, хаотичному движению материи.

Противоположность мышления относительно хаоса также не абсолютна. Дело в том, что мышление венчает человека, в то время как он сам — продукт этого в меру упорядоченного хаоса. Иначе говоря, мышление тоже хаотично, но борется с хаосом в природе, народе и собственном организме мыслителя. В природе оно выискивает законы и закономерности, из истории пытается извлечь уроки, в организме исследует здоровые и болезненные моменты, а в душе — чувство, желание и самоё себя.

Однако ошибкой было бы рассматривать противоположность мышления и чувства, либо мышления и воли в отрыве от всего остального. Это подобно тому, как если бы мы, рассматривая движение велосипеда, исследовали бы противоположность тела велосипедиста и, поочередно, колес велосипеда, в отрыве от земли и от дороги.

Мышлению противополагаются чувство и желание (воля), в составе, так сказать, истории и географии. Иначе говоря, ему противостоят иная часть души, а также чувствующее и чего-то хотящее тело, народ, включая собственное тело (и иную часть души), вселенная, включающая Россию.

Единство этих противоположностей очевидно, его доказывать и обосновывать не надо, так как мы из него исходили, строя нашу структуру. Борьба противоположностей — вот что подлежит исследованию, так как на этом пути мы можем хоть что-то узнать.

Борьба эта не может нарушить единства, и в этом смысле бесконечна. Борьба эта до конца неопределенна, до конца не познана, имеет невнятные правила и чревата неожиданными последствиями.

В силу неопределенности этой борьбы мышление может бороться само с собой, может быть побеждено, может одерживать верх. Окончательный верх мышления принципиально невозможен, иначе борьба прекратилась бы, следовательно, нарушился бы основной закон диалектики, что невозможно.

Мышление как борьба в отвлечении от космоса, истории России и биографии русского человека — суть автономный процесс душевной деятельности, который существует относительно, выражается в душевном состоянии, чреват отвлечением от действительности и приведением в состояние, подобное опьянению.

Именно этот род борьбы составляет суть сна и состояния, в котором мы "предаемся думам" или "подводим итоги". Это может быть сосредоточенная умственная деятельность, но в отрыве от созерцания, действия, слушания и высказывания, она может привести лишь к единичному решению, осмыслению чего-то задуманного ранее, над чем уже была проведена значительная работа.

Победа мышления в душе означает осознание собственных чувств и воли, на фоне возможного общения в определенное время и в определенном месте, знание способов управления ими в достижении задач, поставленных мыслью, знание способов поддержания чувств и воли в здравом, работоспособном состоянии, знание способов, как отдохнуть и пополнить собственные силы.

Победа над мышлением бывает двух видов. Это победа чувства и победа желания.

Победа чувства означает ощущение восторга или уныния, любви или ненависти, захватывающие душу целиком, задающие растерянность и "бестолковость", так или иначе подавляющие как мыслительную способность, так и желания.

Победа желания означает безрассудное и тупое стремление к исполнению чего-либо, жажда, потребность в пище или сексуальном удовлетворении, так называемые естественные потребности, в конце концов. Стремления эти таковы, что могут подавить как способность мышления, так и обычные ощущения.

Душой личности можно назвать душу, в которой мышление, чувство и желание развиты, полны сил и подчинены внешней цели какого-либо коллектива, будь-то семья, творческий союз, партия или команда работников.

Коллектив, с одной стороны, развивает свойства души посредством обучения, с другой, нивелирует их посредством вынужденного приспособления к иерархической системе. Одновременная принадлежность к разным коллективам (семьи, общества и т.д.) открывает возможность предпочтений и выбора, которые возникают перед душой в общении.

Тут только полную возможность реализации получает развитое желание. Оно уже не ограничено элементарным инстинктивным позывом, как у ребенка, или тщательно обуздываемым желанием продолжения рода, которым ознаменована практически вся жизнь взрослого. Эта часть души здесь получает право помогать в решении общественно важных задач, а также обеспечивать это решение в борьбе с самим собой, то есть умеряя другие потребности.

Интересен момент бессознательного и подсознательного в душе. Бессознательными в первую очередь хочется назвать чувство и желание.

Желание, кстати, наверное, больше относится к подсознанию в силу своего автоматизма, периодических проявлений, предельно независимых от сознания.

Чувство возникает тоже независимо от сознания, но оно не инстинктивно. Чувство полностью зависит от предмета, его вызывающего, поэтому мыслящий человек скоро понимает, что можно влиять на него посредством замены предмета или отлучения от предмета.
С возрастом приходит и способность управлять желаниями, когда человек понимает, что есть причины, их усиливающие и подавляющие, следовательно, есть возможность повлиять на эти причины, а значит, и на сами желания.

Таким образом, противоположностей личности достаточно много, и находятся они в сложном взаимодействии, что не означает, однако, невозможности разобраться во всех его хитросплетениях.

Современный русский человек поставлен в ситуацию возврата от научного миросозерцания, примат которого, по крайней мере, формально был утвержден социалистическим обществом, к мировоззрению православному. Второй путь находится под влиянием массированного продавливания в общественное сознание идей прагматизма и цинизма. Внешне они могут рядиться в одежды научности и эмпиризма, но фактически производят разорванное постмодернистское клиповое (коллажеподобное) сознание.

Волей или неволей личности приходится сталкиваться с проблемой воздействия на центры души, производящие желание.

Чего же хочет современный русский человек?

Основой русского менталитета была и остается привязанность к родной земле, к естественным циклам сельскохозяйственного производства, к опоре на собственные силы в жизненной борьбе. Русский человек трудолюбив, силен, стоек и удал.

Следовательно можно утверждать, что, во-первых, русский человек хочет сам разобраться в современной ситуации.

Во-вторых, можно смело утверждать, что современный русский человек, испытывая массированное воздействие на его подсознание, на низменные чувства и желания, хочет освободиться от ига этого воздействия.

В-третьих, русский человек сегодняшнего дня хочет проявить свою удаль, которая по праву называется былинною, настолько урезана возможность ее показать, кроме как в пьяном кураже и криминальном «деле». Ни в труде, которому назначена участь средства выживания в худшем случае и обогащения в лучшем, ни в бою, на который может послать его испохабленная средствами массовой информации армия.

Рабочий — первый враг современного общества. Если рабочих будет слишком много, от них будет слишком много зависеть, а это грозит революцией.

О возрождении крестьянства в буржуазном обществе не может быть и речи. Его величество импортный товар царит на сельскохозяйственном рынке и не дает подняться отечественному производителю. А те, кто поднимается — дают основу новому буржуазному расслоению. Не будет же богатый фермер отказываться от дешевого батрацкого труда!

Поэтому в современном обществе первые герои — мелкие чиновники (следователи и «хорошие» милиционеры), да разнородные артисты, спортсмены и шоумены.

Однако русского как на телеэкране, так и на спортивных аренах становится все меньше.

Следовательно русский человек испытывает сильнейшее желание остаться русским.