Курить вредно! Рассказ - В мае 1945го

Владимир Беляев
Курить вредно! Эту фразу мы слышали не один раз. Даже на пачках сигарет нас об этом минздрав, сейчас, предупреждает...
С этим утверждением не поспоришь. И я не ставлю перед собой задачи - утверждать обратное
Да, курить - очень вредно! Я курю много лет и на себе ощущаю, все сильнее, с каждым годом, пагубное действие этой гадости - табака, но уже настолько втянулся в процесс самоуничтожения, что противиться ему просто не могу.
Две коротеньких истории, с которыми я хочу вас познакомить, будут скорее исключением из правил, но и они не направлены в защиту табака, а скорее я их связываю с некой мистикой, но лучше посудите сами...

  Весна выдалась ранней и теплой. Я приехал в родной Николаев, в цветущий город в гостеприимной Украине, рядом с Одессой, которая также была моим родным городом.
Отец был одесситом, а мать родилась и выросла в Николаеве.
В стране, в те годы, не было даже предпосылок к тому, что она вскоре развалится на отдельные "княжества" и развал приведет к тому, что мы имеем сейчас. А имеем мы, или точнее нас имеют все, кто успел наворовать и пристроиться в различных государственных образованиях, включая высшие эшелоны власти, но разговор все же не об этом...
 
Как известно в семидесятых годах прошлого столетия (от одной этой фразы становится непосебе) распивать спиртные напитки в общественных местах, было запрещено и это могло иметь неприятные последствия - штрафы, попадание в вытрезвитель и так далее... День был выходной, и как я сказал выше, весенний теплый. У меня был очередной краткосрочный отпуск. (Служил я в те времена на флоте, и базировались мы в Севастополе) Встретившись в городе со своими друзьями, которых видел всё реже и только тогда, когда удавалось приехать на денек, другой, в Николаев, мы решили провести время у реки. Благо, что Николаев расположен, по-сути, на полуострове. С трех сторон окружен реками - Южным Бугом и Ингулом. Места у реки есть красивые, да и воздух не отравлен выхлопными газами городского транспорта. Как говорят - все тридцать три удовольствия в одном флаконе.
Решили спуститься к реке в районе "Дикого Сада" и по-пути "отовариться" в гастрономе.

Купив все необходимое - водочки, закуски, предвкушая отличное времяпровождение, вдали от блюстителей правопорядка, которые туда никогда не заглядывали, мы стали спускаться по самой короткой тропе, не возвращаясь к более удобному, и цивилизованному спуску со стороны бульвара "Макарова". Там есть удобная, мраморная лестница, но возвращаться к ней не хотелось. Мы были молоды и такие пустяки, как крутые спуски, нас не волновали. Разумеется, что водочку несли осторожно, как младенца, и спустились без происшествий. Выбрали удобное место - среди камней, которые послужили нам и столом и стульями. Все у нас было с собой, кроме стакана. Нам по пути встречался автомат газ. воды, где обычно заимствовали стаканы, но учитывая то, что вернуть его скоро мы бы не смогли, а распивать у этого автомата в наши планы не входило, прошли мимо с чувством собственного достоинства, и уверенностью, что стакан можно взять на причале лодочной станции, где этот "инструмент" был у каждого владельца плавсредства.

Лодочная станция находилась в сотне метров от накрытого нами импровизированного стола, и я решил пробежаться сам за стаканом. Я многих знал на причале, жил недалеко от "Дикого Сада" да, и  бывал там всякий раз, когда удавалось приехать к матери в Николаев. Сразу же, в начале причала, я увидел дядю Колю Иванова, армейского капитана в отставке. На вид ему было лет 70-75. Он ковырялся в моторе своей "Казанки." Я поздоровался, он спросил на долго ли приехал, что нового, как там Севастополь поживает? Все нормально, служба идет, в звании пока не понизили, Севастополь на месте, пошутил я, и попросил стакан, он сказал, что руки в бензине, и указав на свою будку для хранения мотора, инструмента, и такелажа, разрешил мне самому взять его там. Что я и сделал, а он тем временем закурил "Беломорину" и громко закашлялся, надрывным, грудным кашлем заядлого курильщика.

  -Дядя Коля, выбрось папиросу, ты еще не накурился за свой век, полушутя, полусерьезно проворчал я.
-Володя, ответил старик, мне папироса жизнь спасла, и потому я курить никогда не брошу, ни при каких обстоятельствах... Хочешь расскажу почему - спросил он?


-С удовольствием послушаю, но только отнесу ребятам "инструмент" - ответил я, и пошел к нашему импровизированному столу. "Пропустив" с ребятами по первой, наскоро закусив, сказал что схожу на причал, и помогу старику отнести мотор в будку. Вдаваться в подробности не хотелось, да и сказать правду, что иду слушать рассказ тоже не стоило. Начнутся расспросы, и это только затянет время, а старик ждал... Рассказ капитана в отставке был коротким, но запомнился мне, и я постараюсь передать его наиболее точно, упуская детали, не имеющие прямого отношения к этому, правдивому, рассказу.


 -Конец Великой Отечественной войны, встретил, лейтенант, Иванов Николай Дмитриевич, в Берлине. Германия капитулировала, Советская армия наводила порядок и принимала на себя заботу о "мирном" населении этой страны. Их кормили, помогали организовать временную власть на местах, предоставляли медицинское обслуживание. Еще вчера они рукоплескали Гитлеру и ждали нашей погибели. Их мужья, братья, сестры, дети и даже пожилые немцы, уничтожали наш народ на полях сражений, в оккупированных наших городах и селах, концлагерях. Использовали нашу молодежь на самых тяжелых и грязных работах в самой Германии, и обращались с пленными, как с людьми не имеющими права на существование, а сегодня мы с ними нянчились...

  -Ведь война, по сути, окончилась и мы помогали, своим вчерашним врагам, вернуться к нормальной жизни. В эти самые дни, я с двумя моими боевыми друзьями, продолжал старик, с такими же молодыми офицерами, прошедшими весь ад войны, и дошедшими до Берлина - Игорем Самойловым и Рафиком Керимовым, шли по городу - патрулировали по приказу коменданта, и радовались жизни. Мы разговаривали, шутили и майский ветерок обдувал наши смеющиеся лица, и ничего не предвещало беды, это было обычное, в те дни, патрулирование... Всегда шли группами, в сопровождении автоматчиков, а в этот раз, как-то получилось, что мы проявили беспечность, а почему - это отдельный разговор. Тебе ли, как офицеру, не знать, что устав и различные воинские инструкции писаны кровью, а не чернилами. А нарушения устава, инструкций,
чревато последствиями и чаще всего печальными...

-Ни Игорь, ни Рафик не курили, а я уже был заядлым курильщиком. Дважды пытался прикурить папиросу от самодельной зажигалки, подаренной мне старшиной моей роты, Сашей Кузьминым, но ветер задувал огонек зажигалки. Пройдя несколько метров, до первого поворота, я зашел за угол, сказав моим спутникам, что прикурю и догоню их, а Игорь и Рафик смеясь продолжали путь. Как сейчас помню, что Рафик со свойственным ему Бакинским акцентом, сказал улыбаясь:
 - Бросай курить, Коля-джан. Это га... Но договорить он не успел... Раздались два выстрела, с очень коротким интервалом, и оба лейтенанта рухнули убитыми наповал. Я не видел стрелявшего, он находился где-то в той стороне, откуда мы шли.   

 - Улица была пустынной, но я имея уже боевой опыт - понял, стрелял снайпер, и мне высовываться, из моего временного укрытия, нельзя. Я быстро обогнул дом, за которым я укрывался от ветра, и осторожно выглянул из-за угла. На улице никого не было, но окно одного из домов было приоткрыто и из него хорошо просматривалась дорога по которой мы шли. Я достал свой "ТТ" и окольными путями подобрался к дому, где предположительно засел снайпер... Упуская детали, скажу - я нашел его и выпустил всю обойму в его перекошенное от страха лицо. Я застиг его врасплох
со снайперской винтовкой, и кроме этого выродка в доме никого не было...

  -С тех пор, Володя, я никогда и не помышлял о том, чтобы бросить курить, папироса мне жизнь спасла... Старик замолчал и было видно по его лицу, что несмотря на то, что прошло много лет, он не забыл своих боевых друзей, которые так нелепо погибли, после окончания войны с фашизмом, в конце мая 1945 года, в Берлине, до которого несколько лет шли с тяжелыми кровопролитными боями, а погибли, по сути, в мирное время... Мы еще помолчали немного, и я осторожно предложил старику, помянуть его друзей. Он встал, ничего не говоря, и пошел за мной к моим товарищам, которые не зная нашего разговора, продолжали трапезу, и встретили нас весело и непринужденно. Я, не вдаваясь в подробности, попросил ребят налить нам с дядей Колей по стопочке. Стакан был один, и потому старику налили первому.
Он молча, думая о чем-то своем, выпил. Потом, так же молча, выпил я.
-Простите меня, ребята, тихо сказал старик и пошел к своей лодке. Мои друзья весело заголосили ему в след: - За что прощать, что нам водки жалко? Я остановил их жестом, приложив палец к губам...
-Не перед нами он извиняется, и не у нас просит прощения ... Мы с ним не просто выпили, мы с ним помянули его погибших боевых друзей.
-Сейчас не то настроение, я вам как-нибудь в другой раз расскажу, ребята, эту историю, а сейчас давайте закурим и помолчим...
***




ГЕРОИ РАССКАЗА, ИХ ИМЕНА, СОБЫТИЯ - РЕАЛЬНЫЕ.

P.S. Второй рассказ - "Курить - вредно"  писал о себе,
"благодаря" сигарете я познакомился с женщиной, которая стала моей женой. Этот рассказ я убрал, чтобы не делать лишней рекламы табаку.