Орда

Александр Дмитровский
 Историко–политический (почти) детектив...

 
 "ПОЛОВЕЦКОЕ"
(Автор: Андрей Злой)
 
Смеяться – наотмашь,
кинжально любить,
колчан исстрелять, крича;
свирепо лелеять зарубки обид
и слизывать кровь с бича.

На миг задохнуться на ;гольях глаз,
вопить, от блаженства сгорая;
умчаться, над собственной дурью глумясь,
под хохот вороньего грая.

Отказ ни богам, ни судьбе не прощать, –
чтоб в ночку кроваво-хмельную,
на шкуры швырнув полонянку с плеча,
– царапайся, бейся, бессильно рыча!.. –
гасить об неё поцелуи.
(http//www.grafomanov.net/poems/view_poem/24784/)


 Предисловие…

 Батый (Бату-хан) – один из выдающихся политических деятелей XIII века, сыгравший значительную роль в истории многих стран Востока, Руси, Восточной Европы. Но до сих пор нет ни одного его жизнеописания. Несмотря на свое великое значение в истории, он остается для нас Батыем Забытым, Батыем Неизвестным …
Как же так получилось, что историки обошли вниманием такого известного деятеля? Почему современные ему хронисты на страницах своих трудов не уделили великому завоевателю места, соразмерного его деяниям? Вот ведь какой вопрос, читатель… человек, основавший огромное государство – Золотую Орду, от вод Иртыша до берегов Дуная … он не понятен нам до сих пор. Не очень много таких личностей в истории человечества, да, были другие великие воители и завоеватели, например его Великий Дед – Чингисхан, завоевавший полмира. Был до него Александр Македонский, были и Птолемеи, ассирийские цари и … потом тоже были. Но никто из этих поработителей, изгоев, уничтоживших целые народы ради власти своей и мнимого, или нет, величия, не были столь противоречивы, как Батый – достойный внук своего деда, мечтавшего завоевать всю Вселенную. И он бы сделал это, но Бог тому воспротивился, Чингисхан – великий завоеватель всех времён и народов – умер, не исполнив своей мечты об абсолютной власти! Но, Завоеватель оставил своим детям и внукам Наказ «Потрясателя Вселенной» - завоевать Китай, Корею, Индию и Европу … Вот так, не много и не мало, воевать – так уж воевать …
Хан Батый выполнил волю своего деда, он покорил весь Запад, кони монголо-татар купались в водах Адриатического моря, но и только … Почему основатель «Золотой Орды», удостоившийся после своей смерти уважительного титула «Саин-хан» («Саин» по-монгольски имеет множество значений – от «щедрый», «великодушный» до … «добрый» и «справедливый») недолго пробыл в Центральной Европе, разбивший в пух и прах хваленые историками и лириками лучших рыцарей Старого Света … да так, что один из них, король-крестоносец – Людовик Французский, готовился принять мученический венец в случае вторжения варваров во Францию, а другой – император Фридрих 2-й – отправил даже посольство к Бату, одновременно готовя корабль для бегства в Палестину в случае неудачи этого посольства… - не понятно. За пылью веков найти истинную причину, заставившую монголов повернуть своих коней обратно, практически невозможно … если не учитывать личные амбиции и усталость, понимание ненужности и сложности управления всеми этими «приобретениями» для Орды … но, была и внутренняя политика в устройстве Великой Монгольской Империи – верховная власть над завоеванным миром, не всей Вселенной, нет – только частью Её – подлунным миром, пока еще бегут в его пределах монгольские кони. Батый отдал приказ возвращаться весной 1242 г. Причина такого неожиданного приказа – это еще одна загадка его биографии…

 В русской исторической традиции Батый очень долго считался «врагом номер один». В летописных источниках он представлен этаким кровожадным варваром, который только и делал, что разорял русские города и казнил князей, вызывая их к себе, в Орду… Как же, все-таки, сложились его отношения с Русью?
Почему в 1243 г. Бату выдал свой первый ярлык иноземному государю – Великому князю Ярославу Всеволодовичу?
Этим он признавал русского князя «старейшим в русской земле», а тот, принимая ярлык, соглашался считаться вассалом-союзником монгольского правителя. С конца 1240-х гг. Батый поручил этот регион своему сыну и наследнику Сартаку, его не очень интересовали дела земли русской, как бы мы не думали о своей значимости и значительности …
Батый гораздо больше внимания уделял делам в Волжской Булгарии, областям Ирана, Малой Азии, государствам Кавказа. Там он утверждал правителей, разбирал ссоры между ними, строил и отстраивал города, способствовал развитию торговли. Но нашу Русь он поверг на долгое-долгое татаро-монгольское, безжалостное иго, бывают в истории каждого народа такие черные дни, впрочем, тут не дни, а века …

Весьма загадочная фигура, внук Великого Завоевателя, весьма… Его современники, даже бывая в блистательной Орде и будучи просвещенными европейцами, не оставили ничего значительного о нем, кроме описания великолепия Орды и «варварских обычаев», но это понятно, все значимое для них было в интригах европейских монархов и дворов. А вот то, что сами-то монархи оказались ничем против вольного и нахального наскока «варваров» … об этом писать, полагаю, было не принято, а зря – истина всегда достоверна, если описана глазами очевидцев...
Л. Н. Гумилев, известный своей симпатией к монгольским правителям, даже позволил себе поставить Батыя на один уровень с Карлом Великим, причем отметил, что держава Карла распалась вскоре после его смерти, а Золотая Орда на долгие годы пережила своего основателя. А на мой взгляд упомянутый Карл был хоть и прозван великим, но по европейским меркам, что он по сравнению с фигурой монгольского завоевателя и покорителя Европы - Батыем, так, дворовый хулиган, не более... Пройти и поработить такие огромные расстояния и множество разных народов, такое было под силу лишь ему, джехангиру Батыю и его великому деду, Чингисхану...
Итак, мой внимательный читатель, попробуем, все же, поискать крупицы истины. Перед вами, если хотите, политический детектив Средневековья, но только на восточный, не западный, взгляд …


Глава 1. Чингизид и наследник…

 Горела в небе полная луна, её неяркого света вполне хватало молодому взгляду разгорячённого скачкой по вольной степи всадника. Он был полон сил и желаний, ночной бросок над холкой благородного коня как нельзя лучше соответствовал его настроению – вперед … и только вперед! В неизвестные дали … Упоение ночи, запах полыни и ковыля, будоражащие молодую, горячую кровь несли вечный покой, несмотря на всю прыть такого же молодого, как и сам всадник, коня. Эта безудержная скачка опьяняла их обоих…
Бату резко осадил жеребчика и, спрыгнув с него, бросил, не глядя, поводья. Он недовольным жестом отмахнулся от подскочивших с желанием услужить царевичу слуг и прошел сразу в шатер своей матери. Она была одна, не считая нескольких невольниц, занятых рукоделием, что на них обращать внимание … их много.
 Бату родился под счастливой звездой в год земли-змеи (1209). Его отцом был Джучи, старший сын самого Чингис-хана. Незадолго до его рождения Джучи покорил «лесные народы» Забайкалья и енисейских киргизов. Его семья, видимо, сопровождала Джучи в этом походе, и Бату, скорее всего, появился на свет где-то на территории современной Бурятии или Алтая.
Недруги Чингис-хана и его семейства уверяли, что Джучи вовсе не сын своего отца: его мать Борте, старшая супруга Чингис-хана, в молодости была похищена племенем меркитов, и Джучи родился вскоре ее возвращения из плена. Поэтому были серьезные подозрения, что настоящим отцом Джучи был меркитский нойон Чильгир-Бохо. Но сам Чингис-хан признавал Джучи своим старшим сыном. И даже самые злейшие враги Бату никогда не осмеливались усомниться в его происхождении, он был потомком Золотого Рода и внуком самого Чингисхана.
Бату в год смерти отца исполнилось только 18 лет, он не был старшим сыном, не отличался ни богатырской силой, ни крепким здоровьем, не успел еще проявить себя ни полководцем, ни правителем, мать Бату сильно горевала о смерти мужа, старшего сына Великого Монгола, а кроме того она понимала, что у её мальчика непростая судьба, ему предстоят или великие дела … или бесславная смерть от рук наёмных убийц, борьба за власть всегда нешуточное дело, а власть над половиной мира не могла остановить никого из одиннадцати царевичей-чингизидов, это была огромная власть … И представить границы её, этой власти, было трудно…
Бату был двенадцатым отпрыском Чингизхана и его троих сыновей.
Разделив владения между сыновьями, Чингис-хан выделил Джучи самый большой удел, в который вошли Хорезм, Западная Сибирь, Урал. Ему были также обещаны все земли дальше на Западе, докуда дойдут копыта монгольских коней. Но родителю Бату так и не пришлось воспользоваться отцовской щедростью. Вскоре отношения между Чингис-ханом и его первенцем обострились. Джучи не одобрял чрезмерных завоевательных устремлений отца и под предлогом болезни неоднократно отказывался участвовать в его походах. Ставший к старости очень подозрительным, Чингис-хан легко поверил недругам Джучи, утверждавшим, что его старший сын замышляет против него восстание. И когда весной 1227 г. Джучи, выехавший на охоту, был найден в степи с переломанным позвоночником, все сразу заподозрили, что он убит по приказу отца, а некоторые монгольские летописи даже прямо говорят об этом. Но самих убийц так и не нашли.
Вскоре в Улусе Джучи состоялся курултай, которому предстояло выбрать преемника умершему правителю. И тут пришел приказ от Чингис-хана: избрать наследником Джучи его сына Бату, иначе, пригрозил Чингис-хан, он сам примет власть над владениями старшего сына. Многих нойонов выбор Чингис-хана удивил, но никто не осмеливался противоречить воле Великого Монгола. К тому же, молодой, неопытный царевич представлялся нойонам более подходящим правителем, чем его властный дед. Поэтому на курултае Бату был единогласно избран преемником отца.
Как и следовало ожидать, никакой реальной власти Бату не получил. У него не было даже личного удела: все области Улуса Джучи он вынужден был раздать своим братьям – в благодарность за то, что они признали его главным. А власть над войсками получил самый старший из сыновей Джучи - Орду-Ичен. Таким образом, старшинство Бату сводилось лишь к тому, что он олицетворял Улус Джучи и выполнял некоторые священные функции (как хазарский каган или японский император во времена сёгунов).
Борте, услышав шум у коновязи, подняла удивительно красивые, удлиненные к вискам глаза на своего сына:
 - Опять ты скачешь по ночам, словно простолюдин. Теперь ты не просто внук своего деда и сын своего отца… Ты, царевич, теперь великий хан и в твоем улусе много дел, как и много недовольных твоей молодостью и бездействием. Твои воины – монголы, они не могут долго жить на одном месте, коням не хватит травы, а воинам добычи … Когда ты поведешь свои войска на запад, к Волге … о, великий хан? Пора уже принять решение, мой сын, у тебя должны быть собственные земли, твой наследный улус, который будет принадлежать и моим внукам …
 - Ты торопишь события, мать, торопишь… - Бату сел поближе к огню и протянул к нему руки, так ему лучше думалось – глядя в огонь, он подогревал его мысли, но не торопил раздумья и разум. – Лазутчики в ставке деда говорят, что он очень болен, сейчас нельзя мне отлучаться …
Летом 1227 года умер Чингис-хан, переживший старшего сына не более чем на семь месцев. Бату должен был отправиться в Монголию на Великий курултай, который должен был избрать преемника Чингис-хану. Было заранее известно, что преемником станет третий сын Чингис-хана Угедэй, Бату знал, что его отец и Угедэй не слишком ладили. Но Угедэй, сразу же, после избрания в 1229г., подтвердил титул Бату и пообещал помочь ему в завоевании земель на Западе.
Обещанного три года ждут : в начале 1230 года Угедэй возглавил поход монголов на китайскую империю Цзинь и Бату вынужден был несколько лет сопровождать «дядю-хагана» в китайском походе. В 1234г. Цзинь пала, откладывать поход на Запад дальше было нельзя. И на очередном курултае в 1235г. было принято решение послать группу царевичей-Чингизидов на завоевание Запада. Среди этих царевичей были старшие сыновья всех сыновей Чингис-хана, так что поход на Запад стал общемонгольским делом. Молодой хан Бату понимал, что новоприобретенные владения придется делить с одиннадцатью родственниками. Ему следовало действовать решительно, чтобы не потерять и эти, еще не завоеванные им владения…