История российской реформации

Сергей Строков
Назвать отправную точку в истории российской реформации очень непросто. Одни будут утверждать, что первыми реформаторами были стригольники, другие, обвиняя стригольников в ереси, отнесут начало реформации к появлению первых лютеран. Найдутся и другие варианты. Ниже мы хотим взять на себя смелость и начать повествование от самых корней, т.е. от первых благовестников христианства на Руси.


Апостолами славян считают греческих миссионеров Кирилла и Мефодия. И хотя начало их миссии было раньше основания русского государства, служение проповедников проходило и на территории современной России. В 860 году Кирилл был послан императором Михаилом на хазарскую миссию, в ходе которой было крещено около двухсот подданных хазарского кагана, и прошли успешные диспуты с мусульманами. Это имело место на юге нынешней России.


Реформа первая – языковая.


Одним из важных этапов служения братьев проходил в Крыму. Может показаться очень смелым утверждение, что Кирилл и Мефодий были реформаторами, но, тем не менее, это было так. Напомним, что они не были православными или католиками в нынешнем понимании. Разделение церкви на восточную и западную произошло только в 1054 году. Поэтому ничего особенного в том, что будучи исповедниками греческой, т.е. восточной традиции, братья получили благословение на славянскую миссию у папы римского Адриана II.


Связано это было с тем, что моравы и болгары, испросившие у византийского императора помощи в организации церкви, через короткое время, разорвав отношения с Константинополем, обратили свои взоры к Риму. Кириллу и Мефодию пришлось выбирать: оставить начатую византийцами миссию или оставшись строить отношения с Римом. Решили идти вторым путем, при этом осуществив первую реформу христианства у славян. Дело в том, что к тому времени повсеместно было утверждено богослужение только на языках, которыми Пилат написал о Христе на табличке креста. Это латынь, еврейский и греческий. Славяне не понимали этих языков, что несомненно затрудняло проповедь.

Кирилл и Мефодий пошли на следующий дипломатический ход – из Крыма они привезли в Рим мощи святого Климента – одного из первых римских пап. За это они просили папу Адриана II благословить проповедь на языке славян. Разумеется, в такой ситуации отказать папа не мог и братья начали готовить перевод Библии на славянский язык. Таким образом, церковь у славян началась с реформы богослужебного языка. Его сделали понятным, и служение было живым.

Что касается Руси, то ее началом принято считать 882 год, когда новгородский князь Олег захватил Киев. Он убил киевских князей Аскольда и Дира, приняв власть и объединив земли восточных славян. Будучи язычником, Олег вошел в город, где жили христиане, и была церковь. В 860 году после неудачного похода на Константинополь Аскольд и Дир приняли христианство, а в 867 году подписали договор с Византией, в котором помимо прочего, шла речь и о крещении киевских подданных. После смерти князей, Олег не истребил христианство и оно постепенно распространялось среди подданных князя, а затем и среди дружины Игоря занявшего престол Олега после его кончины. Это было именно то христианство, которое несло на себе печать реформации Кирилла и Мефодия. Сохранились сведения о том, что часть дружины Игоря при заключении договоров клялась не именами языческих богов, а Христом.

Когда в наши дни проходят ежегодные Кирилло-Мефодьевские чтения в России, справедливо будет помнить, что по сути своей это память первой славянской реформации.

В 988 году произошло переломное событие как в истории Руси вцелом, так и в христианской истории в отдельности. Внук Игоря Владимир придал византийскому православию государственный статус. Это имело как плюсы, так и минусы. Плюсы были в том, что проповедь Евангелия достигала людей, минусы в том, что церковь загонялась в несвойственные ей рамки государственной политики. Не секрет, что Крещение Руси – акт политический. Получив крепкие отношения с могущественной Византией, Владимир поставил русскую церковь в твердую зависимость от греческого духовенства. И не только духовенства, а и всей византийской политической системы, которая в дальнейшем оказала и оказывает по сей день огромное влияние на Россию. Рожденная в реформации русская церковь стала крайне остро в ней нуждаться. Это стало злым роком нашей истории – могущественная церковь постоянно нуждающаяся в реформе.

Реформа вторая – административная.

Ко времени правления Ярослава Мудрого наметилась некая перспектива освобождения от византийского мышления. До 1049 года большая часть священства была из греков. Греками же были и все русские митрополиты. В 1049 году за русскую кафедру стал не грек, а русский. Им был митрополит Илларион, к 1054 году написавший очень важный труд «Слово о законе и благодати». Если история европейской церкви знает «95 тезисов» Мартина Лютера написанные в 1517 году, то русская церковь выдвинула свои тезисы на 450 лет раньше. Это было начало реформы административной. И не известно, как бы развернулась история, если бы в 1054 году не произошло страшное для всего мирового христианства событие – разделение церкви на католическую и православную.

Раскол повлиял на внутреннюю политику православной Византии. Через некоторое время Илларион был замещен на греческого митрополита. Воззвание Иллариона не переломило духа византизма в церкви, но дало духовную прививку на годы вперед. Пока же наполняясь византийским обрядовым формализмом, русская церковь становилась независимой от греков административно. Вместо живого общения с Богом на понятном языке, что, по сути, характеризует рождение славянской церкви, русская церковь становилась аппаратом управления массами. Происходило то, с чем спорил первый русский митрополит. "Вера - от Бога, а не от греков!" - эта фраза из «Слова о законе и благодати» все же определяла самобытный характер русского христианства и может быть применима ко всему периоду истории русской церкви.

Стригольники. Реформаторы 14-го века.

Прививка реформации дала знать о себе в Новгороде, городе еще до образования Русского государства отличавшимся республиканскими настроениями. В 1350-1380 гг. в городе появились проповедники, выступавшие против византизма, как вредного для чистого смысла Евангелия явления. Эти люди шли по стопам Иллариона, хотя были не так хорошо образованы. Предводителями реформаторов были дьяконы Никита и Карп. Эти реформаторы вошли в историю как стригольники.

Официальная церковь вычистила «ересь стригольников» из Новгорода словно щелоком. Осталось крайне мало непредвзятых свидетельств о деятельности новгородских реформаторов, в основном только опусы официальной церкви. Тем не менее, известно, что основным заявлением стригольников было непринятие стяжательства, т.е. стремления к материальному обогащению среди служителей церкви. В глазах стригольников священники, не способные побороть искушение мздой, различными мирскими соблазнами, винопитием, не имели права стоять между Богом и прихожанином и требовать от последнего исповеди. Стригольники, довольно логично пришедшие к выводу о том, что для исповедания истинной веры христианину не нужны церковные иерархи, оказались одними из первых в ряду тех, кто во втором тысячелетии истории христианства сформулировали принцип беспоповства. Характерно, что этот же принцип стал одним из ключевых в реформационном движении Лютера и в раскольническом движении русских староверов.

Идеалом стригольников была апостольская церковь, а свою организацию они рассматривали как его воспроизведение. В рамках этого идеала первоначального христианства они утверждали достоинство человека, его право быть учителем веры в жизни, независимо от принадлежности к духовному сословию. Они считали, что каждый мирянин имел право проповедовать, если вел достойный, нравственный образ жизни.

Дьяконы Никита и Карп, возглавившие стригольническое движение на первом его этапе, были образованными людьми, склонными к богословским дискуссиям, умевшими отстаивать свои взгляды, успешно учительствовать, горячо проповедовать, убеждать мирян и привлекать их на свою сторону. При этом их позиция опиралась на библейские истины. Они сами отчетливо сознавали, что если бы "не от книжнаго писания говорили, никто бы не послушал их".

К 1430-м годам движение стригольников было полностью уничтожено. По свидетельствам современников убитых раскольников сбрасывали в реку Волхов, так что можно было перейти ее как посуху. Как и воззвание Иллариона движение стригольников столкнувшись с могуществом византизма потерпело поражение.

Жидовствующие. Реформаторы 15-го века.

Во второй половине 15-го века отголоски социальной доктрины стригольников вновь дали ростки в Новгороде. Официальная церковь назвала это движение «жидовствующими», и на это были основания, т.к. в отличии от стригольников реформаторы 15-го века отвергали догмат о триединства Бога. Успехи жидовствующих в распространении своих позиций были значительнее стригольнических достижений. Достаточно быстро ересь пришла в Москву, где ее представителями стали великокняжеские дьяки Федор и Иван Курицыны, имевшие покровительство царя Ивана III и митрополита Зосимы. Лидеры новгородских реформаторов, священники Алексей и Денис, были приглашены великим князем в Москву, где им вверили Архангельский и Успенский соборы. В состав сложившегося придворного круга сторонников раннеевангельского движения входила и сноха Ивана III - Елена. Очень серьезную поддержку реформаторы получили у заволжских страцев, нестяжателей, возглавляемых Нилом Сорским. Последние старательно увещевали их в исправлении догматов.

Находящаяся в жесткой оппозиции русская реформация пошла в крайность. Несмотря на значительное влияние на государев двор, реформа жидовствующих несла ересь, что было крайне негативным явлением, т.к. лишало людей спасительной благодати, ради которой пострадал Христос и подвязались апостолы.

Реакция византизма.

Ересь имела и еще одно негативное следствие. Официальная церковь в борьбе с реформаторами оказалась в рискованном положении, т.к. царский двор был на стороне не просто раскольников, но еретиков. Для перевеса влияния в 1504 г. был созван собор, на котором праздновало победу обрядовое христианство. В борьбе с еретиками, желая навсегда закрыть вопрос реформации, официальная церковь сформулировала антихристианские принципы - неприятие Библии, как Слова Божия, а также права на ее исследование и обсуждение. Люди желавшие жить по Писанию становились вне закона.

Защитники реформаторов, опираясь на авторитет заволжского старца Нила Сорского, требовали подойти к делу с рассмотрением и увещевать уклонившихся в ересь к покаянию и исправлению. Однако их более влиятельные оппоненты новгородский архиепископ Геннадий и видный церковный аппаратчик Иосиф Волоцкий требовали костров для еретиков, опираясь на опыт инквизиции действовавшей в то время в Испании.

В 1504 году на Руси запылали первые костры, «российской инквизиции». Решительно разобравшись с новгородской ересью, сподвижники Иосифа Волоцкого обрушились на нестяжателей, которые к своему несчастью когда-то заступались за еретиков. В 1525 г. и 1531г. были выдвинуты серьезные обвинения против идеологов нестяжательства, а позднее при Иоанне Грозном нестяжатели исчезли вовсе, точно так же, как исчезло и реформаторское движение, которое они пытались защищать.

И хотя ко времени европейской реформации давшей странам Европы переводы Библии на национальные языки, русская церковь имела Библию на своем языке более чем в течении 500 лет, она не только официально запретила ее изучение на соборе 1504 года, но и «пережила» как минимум три серьезных попытки реформации.

Европейская же реформация достаточно быстро пришла в Россию. Особенно широко она развивалась при Иоанне Грозном, взошедшем на царство в 1547 г. В 1576 году первый лютеранский храм был освящен в Москве. С того времени можно говорить о двух ветвях реформации в России – европейской и собственной российской. О том, какой из них повезло больше и как они взаимодействовали между собой мы поговорим в другой раз.