Мы опять горим

Андрей Зуев
А эта история произошла на траулере "Новосокольники".
«Новосокольники» это Супер РТМ, это вам не РТМ, а уж тем паче не БМРТос. Когда я на него пришел, у меня челюсть отвисла. Все на кнопочках, в ЦПУ мнемосхема во всю стену. Любой движок запускается одной кнопкой, надавил и видишь, как топливо побежало по трубам, пошла прокачка маслом. И так далее. А бытовые условия вообще отпад! Короче не жизнь, а малина. Техника не ломается, гудит, крутится и денежки нам зарабатывает. Это на «Мраморном» я из под транспортеров не вылезал, вместе с тухлым минтаем, ролмоторы менял. А тут чистота и порядок. Это Штральзундский корабел делал! Качество! Да главное он просто новый, вторая путина. Но и на нем у нас произошло ЧП. А может, я притягивал всякие неприятности? Расскажу по порядку.

На РТМС «Новосокольники» момент вращения с главного дизеля на вал винта, передавался через электромагнитные муфты. То есть, двигатель работает, а судно стоит.
Потом вахтенный штурман нажимает кнопку, и винты начинают вращаться. Не надо ни телеграфа, ни свистков, ни истошного крика по трансляции: «Полный вперед!» И вот это чудо техники начало барахлить, нет не отказало, просто стало хуже работать. Наш Главный энергетик выяснил, что не работает один «башмак» на электромагнитном сцеплении. Надо менять. Как словом, так и делом. Легли в дрейф, но перед тем забили полные бункера, подняли два трала по 70 тонн, и теперь рыбообработчики на сутки получили работу, и мы электрики тоже начали свой труд. Вахтенный электромеханик, внешне напоминающий Наполеона, только у того наверняка такой щетины не было на подбородке, собрал всех электриков и объяснил предстоящую работу. Надо, мол, эту хреновину раскрутить, снять и поставить сюда. А ту хреновину, промыть бензином, поставить туда и закрутить. А представьте, океан слегка штормит, так, пустячок, балла полтора. Траулер наш медленно переваливается с волны на волну, но мы привыкли, и работать нам это совсем не мешает. Вот раскрутили «башмак» и вынули его из кожуха (а вес его 150 кг.). Поставили новый на помпу перед кожухом сцепления, а он грязный весь, валялся где-то не закрытый и налипло на него всякой дряни. Вот вахтенный электромеханик и говорит:
-Принесите мне ведро бензина, я сам буду мыть «башмак», никому не доверяю. Да переноску принесите, темновато тут.

Все сделали. Ведро с бензином у его ног поставили, в ведре кисточка торчит, и тряпка плавает. Дали ему переноску, что в машине висела. Без колпака, голая лампочка. Он ее взял и, зацепив за болт кожуха, повесил перед своим лицом. Затем макнул кисть в бензин, он стал шоркать «башмак». Грязь смывалась и стекала под «слани». Я после таскания «башмака» присел на электродвигатель насоса, что бы слегка отдохнуть. До «Наполеончика» было метра три. Я смотрел, как кисть ныряла в ведро с бензином и шлепала по «башмаку», бензин стекал и расплывался по «сланям». Затем, как в замедленном фильме, я видел, как во время очередного крена судна, кабель переноски соскользнул с болта, и лампочка поехала по кожуху. Я и моргнуть не успел, как она ударилась о метал и лопнула. В следующее мгновение жар пламени, взлетевшего до самого подволока машинного отделения, и меня слизнул с насиженного места. Правда, вреда мне он не причинил, Только брови, да ресницы слегка порыжели. Мне показалось, я перевернулся через голову, потому, что я был на четвереньках, когда услышал сквозь гул пламени и шум дизеля дикий крик электромеханика. И я увидел, как в фильме ужасов, он вышел из огня, весь объятый пламенем. И пошел прямо в ЦПУ. (Центральный пост управления). Я бросился за ним, надо было сбивать пламя.

 Он зашел в ЦПУ и остановился, я был в растерянности, что делать? Ни воды, ни кошмы…. Но в ЦПУ нес вахту в это время второй механик, здоровенный мужичина, он подскочил к нам и швырнул горящего на резиновые коврики ЦПУ. И начал закатывать в резину горящего электромеханика. Я бросился ему на помощь. Свернули в его в рулон, а с торцов пламя вырывается. Я сбросил куртку и сбил последние языки. Огня не было, только шел дым. Осторожно развернули резину. Зрелище было не для слабонервных. Электромеханик сам встал на ноги, с рук свисали клочья кожи, волос не было, сгорели.
-Иди туши, я им займусь – крикнул механик, и я выскочил из ЦПУ.
Пост был немного выше машины и с него хорошо просматривались все дизеля, и мне представилась такая картина: Посредине, около дизеля поднимается к верху пламя, справа стоит моторист и держит в руках огнетушитель. А слева подошел еще один моторист и стал работать пенообразователем. Струя пены перелетала через огонь, попадала прямо на моториста с огнетушителем, тот уже не в силах был бороться с пламенем, он старался не захлебнуться в потоке пены. Я быстро сбежал вниз и подкорректировал действия пенометчика. С помощью пены огонь скоро был потушен.

Электромеханика вскоре забрал вертолет, и он улетел на материк, я его потом в базе видел, он не сильно пострадал. Только руки и грудь обгорели, а его щетину только паяльной лампой можно было сжечь.
Имен я не называю, за давностью лет просто не помню, участников прошу простить меня за возможные неточности.