Чтобы был эффект

Татьяна Рябчикова
На грязных улочках стояли обычные бабушки. Бабушки продавали семечки, сигареты, рыбу, пирожки, молоко. Была зима. Декабрь. Но шли дожди, и все вокруг было под их влиянием. В сонном царстве. Непривычные дожди угнетали, снег только снился. Еще снились морозные деньки, пушистые ели, санки, коньки, розовые щеки.

Казалось, что зима никогда не наступит. Казалось, что никогда не придет особая жалость к бабушкам - обычно они стоят на морозе, прячут морщинистые лица в пушистых шалях и заглядывают прохожим глубоко в душу. Этого не было. Как не было в душе особой зимней романтичности. Только смятение, удивление и ощущение несвоевременности происходящего.
 
Бабули все стояли словно назло не так как надо, не там где надо, и продавали совсем не то, что надо. Хотелось встать с ними в один ряд и продавать обычные сугробы и куски льда – килограммами, а сосульки - поштучно. И вот та бабушка, которая стояла с корзиной желтых цветов особенно раздражала и одновременно вызывала интерес.
Лишь одна она продавала нарциссы. Если бы вокруг были сугробы, а не слякоть, и в корзине были не нарциссы, а подснежники, то вполне бы сложился сюжет для сказки про 12 месяцев. Но сложилось совсем иное.
- Бабушка! – начал я издалека, - а чего это зима не приходит?
 Бабушка хитро улыбнулась.
 - Сынок, купи цветочков - поведаю!
Всегда был уверен, что подобные бабушки очень сильны в маркетинге, но, однако, я поверил и купил один цветок. И сразу еще больше разнервничался от своей собственной наивности.
 - Ну? Так почему же? – спросил я все же, попутно ругая себя, на чем свет.
 - Потому что сатана на Сатурне был-был, да сплыл! Видишь земля черная и грязная? Очиститься, сынок, она не может. Хочет побелеть, а черт ей не дает. Земле тоже глубокая чистка нужна. На то и зима приходит! А дальше ничего не скажу тебе. Купи еще цветочек?
Я уже хотел уйти, но передумал. Протянул деньги и заполучил еще один цветок.
- Бабушка, а вот вы говорите зима, для того, чтобы очиститься. Ну а как же тогда в Африке земля живет? Неужели все время в грехе?
И я расцвел от собственной сообразительности.
Бабушка не растерялась:
 - Чего, думаешь, самый умный ты? В Африке свои методы чистки, а у нас тут – свои. В Африке, например, солнцем земля очищается, а у нас снегом. Это истина. И не спрашивай больше об этом. И не спорь. Все вас интересуют глупости. Не волнует вас, что Сатана с Сатурна слез и теперь миром правит... Вот из-за таких как вы и слез! Вот и правит теперь!
Бабушка словно разозлилась на мгновение, но неожиданно замолчала и стала поправлять цветы в корзинке. А потом снова заговорила:
- Сынок, что с двумя цветами уйдешь? Нехорошо. Прямо как на похороны собрался. Купи третий цветочек, а то мало ли чего, суеверия - штука сильная.
Я шумно и напряженно выдохнул. Но достал кошелек и расплатился. Получил третий цветок и задал еще один вопрос:
- Ну и чего теперь делать? С этим... с Сатаной.
- А ничего не делать. Ждать, когда небо упадет на землю, и реки станут красные, как кровь. Ну, об этом лучше в откровении Иоанна Богослова почитай, там все есть, не помню я. Старая. Или нет, подожди. Три раза «отче наш» всем миром…. Нет, не то. Не поможет. Тогда, скорее первое.
Я растерялся. И раскрыл рот.
- Да ладно. Будет тебе. Я пошутила. У старух тоже юмор есть. То есть я наполовину пошутила, а наполовину нет. Апокалипсис, конечно, будет, но тебе пожить хватит. Ладно, напугала я тебя, наверное. Не бойся. Ступай с миром. Все хорошо с нами будет.
Уходить не хотелось. Никогда бы не подумал, что бабушки бывают вот такие. Притягивающие. Потому захотелось завязать знакомство.
- Бабушка, а как вас зовут?
Спросил я.
- Надежда Ивановна. А тебя как?
- А меня Сережа. А можно я у вас всю корзину куплю?
Хотелось дослушать историю про Сатану с Сатурна. Но, Надежда Ивановна надула губы:
- Ты думаешь, что я тут просто стою, нарциссы продаю? Да я, может, великим делом занята, а нарциссами прикрываюсь. Вот, например, думал ты раньше про то, о чем я тебе рассказала? Нет. Вижу уже, что не думал, а теперь вот думаешь. И правильно, что думаешь. Ты же думаешь?
- Ну, думаю.
- А о чем думаешь?
- О Сатане, об апокалипсисе, о…
- Да ты думаешь, что старушенция из ума выжила. Вот о чем ты думаешь!
Теперь надул губы я:
- Вы чего это думаете, что я именно об этом думаю. Да я вообще об этом не думаю. Не об этом совсем! Я, правда, о...
- Ладно, ладно, верю – перебила бабуля. – Ну, ошиблась. Но я же старая. У меня вполне может быть подозрительность болезненная, понимаешь? Да и вы, поколение, так сказать, очень уж легкомысленное. Все бы вам по пиву да к девкам.
- Но не все же такие!
- Не все, не все, но большинство. Стою вот тут уже битый час, как только начинаю про Сатану, так сразу все убегают. И все, главное, один вопрос задают сначала: « А откуда, бабушка, вы взяли в декабре нарциссы?», а я им: «Купи цветочек - расскажу», и так до третьего цветка, а потом все убегают...
- А, правда, откуда нарциссы?
- Да дома, на подоконнике выращиваю. Видишь ли, так нужно. Долг отдаю нарциссами. Эхх, да что же ты все тянешь из меня?! Получил информацию – иди и думай себе.
Но я продолжал с упорством:
- А, что пенсии не хватает на то, чтобы долг отдать?
- Дурень ты! Долг другой, нравственный. Кармический. Или как там теперь это все объясняют. Ладно, расскажу тебе. Только коротко. Видишь ли, подруга у меня была. Хорошая. Так вот хворала сильно, смертельно и говорит однажды: «Наденька, принеси перед смертью мне нарциссы», цветочки любимые увидеть хотела, понимаешь? Ну, а я не принесла. Даже искать не стала. Мол, где сейчас найду, зима же. А могла посадить, в горшке вырастить – вдруг успели бы расцвести. Понимаешь? Вот теперь стою, отдаю долг. Может появиться тот человек, который захочет посмотреть на нарциссы перед смертью. Понимаешь?
 - Понимаю. А как вы узнаете, что долг отдан?
 - Да по глазам узнаю, по глазам. Я, милый, сразу пойму, что долг отдан.
- А причем тут тогда Сатана?
- А Сатана тут притом, что надо несколько дел сразу делать. Вот стою, продаю цветы – подрабатываю, так сказать, жду, когда долг отдам, и заодно духовность в людях пытаюсь разбудить.
- И что, каждый день так??
- Нет, ты где такое видел, чтобы в наших квартирах можно было нарциссы на каждый день выращивать? Я выращиваю одну корзинку и один день в году продаю. В декабре. Понял?
- Понял.
- Ну, раз понял - иди, не отвлекай. У меня же важное дело все-таки.
- Да. Уже ухожу. Но еще один вопрос можно?
Бабушка вздохнула и кивнула.
- А про Сатану - это правда?
- Ну, не надо так прямо мои слова воспринимать. Это понимаешь, чтоб эффект был. Вам бы ведь все поинтересней надо, фантастики побольше. Не Ад и Рай вам подавай, а Сатурн и Юпитер. Сатана всегда был, он всегда тут. От людей это зависит. Сегодня много Сатаны. Завтра – меньше. И от тебя зависит, больше Сатаны будет или меньше. Понимаешь?
- Понимаю.
Ответил я, и попрощался. Не хотелось отвлекать человека от дела жизни. И потом шел и думал очень много. Обо всем. Даже о том, как раньше мне казалось, что бабушки только и делают, что смотрят мыльные оперы по телевизору.

 15.12.06