Золотой колпак

Кира Артамова
В далеком городишке,
Что и не знают тут,
Один бедняк-парнишка
Смешил всех, словно шут.

Вот пролетело время,
И года через два
Он и на самом деле
Одел колпак шута.

Вот скажет слово метко -
Смеется вся толпа,
Но для него улыбка
Только одна важна:

Ее узнать не сложно:
Вмиг сможет покорить...
Ах, если б было можно
С ней лишь поговорить!

Но тверд устой морали,
Ведь с первых же веков
Уже не понимали
Дворяне бедняков.

Лишь из окна кареты
Взглянула вскользь она
И бросила монеты
За реплику шута…

Приблизиться хотел он,
В глаза ей посмотреть,
Но встретила бродягу
За дерзость его плеть:

"Ты говорить лишь сможешь
Тогда со мной, дурак,
Когда к ногам положишь
Мне золотой колпак!"

И унеслась карета,
Сокрывшись вмиг вдали,
И только лишь монеты
Сверкали все в пыли...

Вздохнув, поднял монеты -
Ведь надо как-то жить.
И вот, пошел по свету
Бедняга-шут бродить.

За ним летела слава -
Где б он ни побывал,
Везде была забава -
Всем счастье раздавал.

И вскоре эта слава
Дошла до короля,
И шут застыл средь зала…
"Развесели меня" -

Сказал монарх угрюмо
В безудержной тоске.
И скорчилась фигура
В дурацком колпаке:

Он прыгал все, кривлялся,
И, просветлев в лице,
Король вдруг рассмеялся, -
Остался при дворце

Уже шутом придворным
Тот самый шут-бедняк,
И вскоре мог быть полным
Монет его колпак;

И получил он титул,
Поместье и поля,
И стал входить он в свиту
Земли той короля...

И вот, как-то средь бала,
В ухмылке шут застыл:
Заметил он вдруг даму,
Что так тогда любил,

Когда скитался бедным,
Что было так давно,
И приласкала плетью
Она тогда его…

Она смотрела робко.
Вот к ней он подошел:
Пропел бубенчик звонко-
Отвесил он поклон,

И золотом сверкнула
Парча на колпаке,
А он держал все руку
Ее в своей руке:

"Ну что же, дорогая,
Не узнаешь меня?!
Теперь сопровождаю
Повсюду короля!

Что так и не узнала?
Так это пустяки.
Ты знаешь, я хотел бы
Просить твоей руки!"

И дама согласилась -
Не нужно ей любить,
Она давно стремилась
Только богатой быть.

Невеста ждет волнуясь,
Одета уж фата...
И вот, жених приходит -
На нем колпак шута.

Но ей был нужен титул -
Плевать, что муж-дурак.
И объявил священник
Пред небом этот брак.

И отмечали свадьбу
Безумством и вином,
И ночь уже спускалась
На замок... А потом,

Когда одни остались,
Вдруг поняла она,
Что любит не за деньги
Веселого шута…

Однажды, посредь ночи
Нашла ее рука
Рубец, что был подарен
На спину бедняка!

И вспомнила ту площадь,
И дальний городок,
И бедняка-парнишку,
И к ней его рывок:

"Я вспомнила! То было
В далеком городке:
Ходил тогда ты в грязном
Дурацком колпаке!

Но для меня не важен
Теперь уже колпак -
Люблю тебя за душу,
Мой дорогой чудак!"

И горькая улыбка
Скользнула, как змея:
"То было все ошибкой -
Уж не люблю тебя!

Но рад, что не забыла,
Как тот любил дурак;
Раз вспомнила, то будет
Теперь уж все не так!

Проснулась она утром:
"Ну где же мой чудак?"
А рядом на постели-
Лишь золотой колпак…