Танюша

Татан
 ТАНЮША

 - Все у тебя почему, да почему. Не хочешь разучивать алфавит без почему, учи тогда сама. Сосед Володя положил листок с алфавитом перед девочкой, и быстро с гордостью первоклассника назвал все буквы по порядку по памяти.
 Никто не хочет разучивать буквы с дошколенком Танюшей. Она сидит и плачет:"А-а-а" . В кроватке новорожденная сестренка кричит: "а-а-а" . Кот Егор скинул с книжной полки книгу, она упала на голову Володи. И он тоже вскрикнул :"а-а-а". Танюша рассмеялась.
 -Вот, почему первая буква алфавита "А", потому что, когда больно, мы кричим "А".
 Буква "А" как наше спасение, она самая громкая, вот. При опасности надо кричать первую букву. Первобытный человек значит ее первой придумал.
-У первобытных людей еще букв не было, -Поправляет Володя.
 -Как это не было, если буквы прямо в нас живут и из нас выходят. Пусть меня только кто тронет, я тут же закричу самую громкую букву алфавита,- Уже уверенно заявила
 Танюша.
-Не знаю,- нам происхождение звуков учительница не рассказывала.
В коробочке на столе зажужжал жук. Жук тоже в опасности, и кричит свою букву "ж-ж-ж". Вот эта буква, похожа на жука.Сама догадывается Танюша. Сердитый Володя молчит.
-Вот , вот его буква, у нее много лапок. Первобытный художник вначале вместо буквы рисовал жука, а потом жук превратился в букву "Ж". Я тебя об этом спрашивала: почему такие буквы? А ты обиделся. Жук, жужжание, жужжит. Все правильно получается. Девочка зарисовывает букву- жука в тетрадку.
 На лестничной клетке слышно рычание соседской собаки "р –р -р"
- У собаки звук опасности"ры". Рык, рычание. У собаки спасительная буква "Р". Первобытный мальчик услышал спасительную букву собаки и сам ее произнес...и написал. Танюша ждет помощи от Володи, но он не отвечает Собачья буква никак не находится. На окне пчела бодала головой стекло, искала выход на улицу и пела свое пронзительное "з- з- з".
-Слышишь, Володя, у пчелы спасительный звук "зы". Звон, звонить во все колокола в опасности. Я папе зво-ню по телефону. Звонко.
Володя опять молчит и не хочет показать как пишутся эти буквы. Танюша сосредоточенно водит пальцем по алфавиту и останавливается на букве"Р".Вот эта буква собачьей опасности, она рычит,- Нерешительно смотрит на Володю.
-Как ты догадалась?- Удивляется Володя.
-Ну, она же рычит, слышишь, рычит. А эта звенит, вот эта, звенит тоже в опасности. Правильно? Володя кивает. И тут же наступает:" Над тобой все в школе смеяться будут. Буквы сами по себе не рычат и не звенят.
-Звенят и рычат,- топает ногой Танюша. Володе хочется назвать девочку дурой, но он стесняется ее мамы.Танюша углубляется в азбуку и останавливается на букве "Ф"
-Это буква "Фы", совсем уверенно говорит она и , раздувая щеки, приставляет к губам палец изображая ее написание.
-Она на всех фыркает. Потому что у нее щеки на палочке. Пальчик поленились нарисовать. Нарисовали только палочку."
 Зарисовывает в тетрадку две щеки на пальчике и ноготок красной точечкой отметила.
-Ну и щечки у буквы "Ф" разукрась красным, подбадривает мама.
-А вот буква кругляшком, как глаз круглая. Наверное "О". Око, окно, оконце. Глаз тоже как оконце,- Правда, Володя?
 Володя ее поправляет: Почему тогда один глаз? Полководец говорит своим воинам"Зри в оба"
-Ну потому что долго рисовать не захотели, все торопятся, спешат. Один глаз и тот не дорисовали в серединке.
Безо всякого сомнения в тетрадке прорисовывается два зеленых ока.
-Тебя в школу не примут такую самостоятельную,- Возмущается Володя произволом дошколенка.
-А вот буква- волна, продолжает Танюша свои исследования, и показывает на букву "М"
- Нет такой буквы в русском языке "волна"
-Наверное тогда "море.
-Не волна и не море, это буква "ЭМ". Девочка хочет возразить, но боится, что ее друг Володя рассердится и уйдет.
Ей хочется сказать, что буква "М" еще муркаем совсем как Мурка. Молча она зарисовывает Мурку на волнах моря. Потом слышит как буква-волна еще и мычит коровой, не выдерживает своего открытия и кричит в восторге:
-Это звук опасности коровы.
-Сама ты корова,- Обзывается Володя, довольный тем, что мать вышла из комнаты.
-Тебя точно из школы выгонят, ты все будешь придумывать и учительницу не услышишь. За выдумки двойки ставят.
Танюша опять остается одна с алфавитом и прислушивается к нему еще больше. На этот раз она слышит только свое и Володино дыхание.
Володя рисует солдата и дышит открытым ртом.
-А-ХА. А-ХА. Вдох -выдох. Вдох - выдох. Воздух входит из бесконечной шири в узкое горлышко и тут же выходит в бесконечную ширь. Конечно это буква крестиком, "ХА", тихонько говорит себе Танюша. И тут же громко восклицает:
-Не –е -т. Самая главная буква человека, это буква дыхания, "ХА".Ее плохо слышно, поэтому ее не нарисовали перед буквой "А".
 Она такая тайная. Если человек перестает забирать воздух из бесконечности, то уже и не живет.Перед буквой "А" в тетрадке появляется буква "ХА"
-Ха -Тха. Ха - Тха,- Слышит девочка чье то очень, очень большое дыхание, и сама не зная почему рисует тут же солнце с лучами и луну месяцем.
 Солнце это вздох, а луна выдох. Днем солнце наполняет человека жизненным теплом, а ночью луна похитительница его забирает.
Больше всего забирает, когда сама на убыль идет. Уставшая Танюшина головка ложится на тетрадку. Володя, увидев закрытые глазки подружки, больше на нее не сердится и тихонько уходит домой.
Возвратившийся с работы отец, берет Танюшку на руки, снимает туфельки и кладет ее в постельку. Смотрит в тетрадку.
-Ха-Тха. Ха- Тха,- шепчет во сне Танюша.
Отец достает с полки сокровенную дедушкину книгу древней мудрости и читает: Ха -солнце, Тха -луна. "Ха" - самый мистический звук земной сферы.
Загадочный, как диалоги с мирами.
- Так вот ты какая у меня, загадочная, дочка, -Говорит отец и ставит книгу теперь не на верхнюю полку, а на нижнюю над самой головой Танюши.
-Встретились бы тебе еще умные учителя и ненасмешливые люди.

 Татьяна Дан, г. Новосибирск. Октябрь 2007.

 ta.st@ngs.ru