Вывеска

Шувалова Юлия Николаевна
 Однажды в городе N* я увидел вывеску. Она висела между двумя дверями, и сначала я не понял, к какой из них вывеска относится, а к какой нет.

 Я стоял на противоположной стороне улицы, в самом ее начале, и смотрел на эту вывеску между дверями (как позже я понял, одна дверь была входом, а другая выходом). По большому счету, мне было все равно, что она там значит, но в тот момент я отнесся к ней так, словно в этой вывеске запечатлелась целая Книга Перемен. Я отнесся к ней, словно она несла некий скрытый, почти эзотерический смысл, и только мне было предначертано его постичь. Это было похоже на таинство – человек стоит и смотрит на вывеску, и в его позе столько экстаза, сколько не испытывали те, к кому он нисходил божественным путем.

 А вывеска, кстати, сильно смахивала на неопалимую купину. Фонарей на улице было немного, и неоновых огней хватало как раз, чтобы осветить страждущим их путь по неровному тротуару. Я стоял в своей экстатической позе (кажется, я сильно ссутулился и неестественно высоко поднял правое плечо) и чуть не плакал. В самом деле, – слезы текли у меня по щекам (потому что свет вывески был нестерпимо ярким). И сквозь искрящуюся их пелену я смотрел на свою купину, готовый принять от нее все. Я весь готов был отдаться этим огням, я принадлежал им и был согласен стать одной из лампочек в этом электрифицированном чуде.

 Мимо проходили люди, но я их не видел. Я вздрогнул и заметил справа от себя каких-то студенток, которые смеялись и показывали на меня пальцем. Я почувствовал, что тело мое онемело от столь долгого экстаза. Я вышел из него (из экстаза, а не их тела) и, очевидно, вернулся к своему естественному состоянию (т.е. плечи расправлены, подбородок вверх и чуть насмешливая улыбка – для самозащиты). Вот в таком виде я пошел вниз по улице. Я ощущал себя Моисеем. Я несу людям свет этой вывески. Я улыбаюсь, и люди улыбаются мне в ответ. Я хочу воздеть руки к бетонным фараонам мегаполиса и воскликнуть: ‘Let my people go!’ И перед нами расступится эта улица, как некогда расступилась пучина морская перед детьми Израиля, и мы пройдем по пустой мостовой, а вслед за нами хлынет поток машин и поглотит, разрушит нашу тишину, а мы пойдем вперед и будем идти так целую вечность, пока не придем в Землю обетованную, где воссияет над нами чудесное солнце неоновой вывески.

 До сих пор удивляюсь, почему я не задумался, что скрывается под этими неоновыми огнями. Наверное, я так был уверен, что это какая-нибудь аптека, библиотека, а, может быть, кафе или магазин, и я едва не рухнул, увидев среди ветвей-завитушек своей неопалимой купины надпись:

 ЭРОТИЧЕСКИЙ
 НИРВАНА
 КЛУБ

 Моисей-то стоял на горе и, верно, бросился бы вниз от горя и унижения. Но, - что и говорить, - я не был Моисеем. Я опустил голову и прошел мимо. Через несколько метров я оглянулся. Целая стайка молодых людей откликнулась на неоновый призыв и скрылась за дверью. Им не нужен был Моисей. У них уже была обетованная Земля.

22 января 2001 г.

© Julie Delvaux