Кошка

Инна Сенс
 «… в буддийской легенде секты Дзен рассказывается,
 как одного учителя спросили, что самое ценное на свете,
 и тот ответил - дохлая кошка, потому что ей цены нет.»
 Дж. Д. Сэлинджер «Выше стропила, плотники»

- Да нельзя же быть бесчувственным до такой степени! – Рука моя непроизвольно дернулась в патетическом жесте и задела, лежащую на столе, книгу. Книга шлёпнулась на пол.
«Боже, до чего я смешно выгляжу, со всеми своими восторгами и негодованиями» - думала я. Но собеседник даже не улыбнулся. Он, не спеша, поднял книгу и также неспешно продолжил разговор.
- Нельзя… Можно… От нас ли это зависит? К чему-то мы бесчувственны, к чему-то нет, и тут с собой ничего не поделаешь, – мой собеседник аккуратно стряхнул пепел с сигареты. Разговор его не занимал. Но вдруг он глянул на меня поверх очков, загасил сигарету и, отведя глаза в сторону, начал рассказ.
 – Был со мной случай. Возвращался я как-то с работы. Зима была лютая. Автобусы ходили редко – пришлось идти пешком. За полчаса можно было дойти до главной трассы, а там уже и автобусы и троллейбусы…
Дорога к трассе безлюдная. Слева поле – справа лес. С неба сыпалась какая-то омерзительная крупа и из-за того, что ветер был встречный, поневоле приходилось прищуривать глаза. И всё же, несмотря на то, что стемнело, я разглядел на дороге небольшой холмик. Человек я не любопытный, а тут, почему-то остановился, присел и стал разглядывать. Оказалось – замерзшая кошка. Крупу сменил густой снег, а я все сидел и сидел на корточках рядом с кошкой, глядя как её заметает. Можете вообразить, какие «глубокие» мысли роились в моей голове!
Вдруг, покрытые снегом, веки несчастного животного дрогнули, поползли вверх и под ними открылись желто-зелёные глаза. От неожиданности, я даже привстал. Стекленеющие глаза были направлены прямо на меня. В упор. Знаете, есть люди, невысокого роста у которых такой взгляд, что у всех на кого они смотрят, возникает ощущение, что на них смотрят свысока. Именно в прямом, а не в переносном смысле. Черт знает, как у них это получается! – Мой собеседник снова закурил и, помолчав, продолжил.
- Именно такое ощущение было у меня, когда я стоял и глядел в глаза кошке. Он снова замолчал и стал так сосредоточенно стряхивать пепел с сигареты, что, казалось, его мысли были заняты исключительно ею. Наконец, я не выдержала и спросила.
- И что ж было дальше?
- Ничего, - он с удовольствием затянулся и добавил. - Постоял немного и пошел домой. Холодно было. Очень.
- Изуверство какое-то! – в сердцах воскликнула я и снова задела книгу, - я бы и крысу подобрала, когда б она вот так замерзала.
- Крысу? - Недоверчиво переспросил собеседник и равнодушно пожал плечами.
- Да разве нельзя было это, как вы выражаетесь, «несчастное животное» отнести куда-нибудь, отогреть…?
- Я представил себе, что какой-нибудь идиот, найдя меня в таком состоянии, отволок бы в «теплое место и вернул к жизни». Знаете, когда человек приходит в себя после обморожения, ему всегда бывает больно. Очень больно… Думаю, так же бывает и с кошками.
- Значит, найдя в таком положении «какого-нибудь замерзающего идиота» вы бы тоже постояли, покурили и смогли спокойно пойти домой?
- Я не курил. – Он снова замолчал, раздавил сигарету в пепельнице и, по-прежнему глядя в сторону, сказал. - Не знаю… Наверно, не смог бы… Не люблю я решать за других.
Мне даже стало немного жалко его – всегда такого уравновешенного, уверенного в своих суждениях. Сейчас он выглядел растерянным. Это было так необычно, что мне расхотелось его «добивать».
- А знаете, - снова начал он, - через неделю я узнал, что кошку подобрала какая-то сердобольная наша сотрудница и, с полпути, вернулась с ней в институт.
- Вот! – торжествуя, воскликнула я и, в порыве, шлепнула ладонью по столу. Книга на этот раз не упала.
- Вот-вот… - задумчиво протянул собеседник. – Кошку, и впрямь, удалось отогреть. Даже пакет молока у кого-то нашелся…
- И вас ничуть не помучила совесть за то, что этого не сделали вы?
- Ничуть. – В задумчивости он плеснул себе в бокал вина, не догадавшись даже предложить мне, хотя мой бокал тоже был пуст, и, наконец, криво улыбнувшись, сказал. – Стыдно немного, что не хватило духу добить несчастную тварь - кошка, ведь, всё равно к утру сдохла.