9-й Волжский Крестный ход 2007 года

Елизавета Басова
9-й Волжский Крестный ход 2007 года. Благословенная Тверская земля
От преподобного Нила Столобенского … до преподобного Макария Калязинского

Наше знакомство с благословенной Тверской землей началось 6 июня 2007 года, когда по приглашению благочинного Нило-Столобенской пустыни игумена Аркадия мы приехали на праздник преподобного Нила Столобенского. Тихий, загадочный остров из русской сказки, с каменными палатами, затерялся посередине величественного озера Селигер. При въезде нас встретил каменный памятник преподобного Нила и наши сердца наполнились благодатью Господней.

Разместили нас в небольшой уютной комнате, только что отремонтированной гостиницы. Послушник Василий старался все успеть приготовить к приезду гостей и занавески повесить, и иконы поставить. В каждую комнату ставили икону преп. Нила Столобенского и икону Божией Матери, для нашей комнаты я попросила благословить, икону «Спорительница хлебов», так как нам этот образ очень близок по Шамордино.

7 июня иеромонах Митрофан знакомил нас с жизнью монастыря и его насельников, рассказывая о подготовке Крестного хода с мощами преподобного Нила вокруг монастыря и перенесения нетленных мощей в новую раку. Рассказал он нам и о том, что 2 июня в селе Волговерховье был отслужен молебен и начался, с обращения Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, 9-й Волжский Крестный ход, который пройдет по Волге до города Калязина.

Обращение архиепископа Тверского и Кашинского Виктора к духовенству и всем верным чадам Тверской епархии перед началом Крестного хода по Волге 2007 года.

Возлюбленные о Господе боголюбивые пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие во Христе братья и сестры, участники Крестного хода и все благочестивые миряне богоспасаемой Тверской земли!
Воистину, «днесь благодать Святаго Духа» нас собрала, чтобы мы в очередной раз смогли начать и совершить великое духовное действо – большой Волжский Крестный ход 2007-го года. Начинается он с маленького, чистого ручейка – Божественной Литургией и водосвятным молебном, - чтобы освященные воды великой реки несли благодать по городам и селениям нашей Родины.
Нынешний год, год юбилейный – мы отмечаем 90-летие со дня явления православному русскому народу иконы Божией Матери Державной.

Она явила себя 2 марта 1917 года, в день отречения Царя-Мученика Николая Александровича от Престола. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в этот день, в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Царица Небесная изображена на этой иконе как Царица земная, с короной на главе, со скипетром и державой в руках – символами царской власти. Владычица пришла к русскому народу в самый тяжкий час, и приняла на Себя преемство власти державы Российской. С радостным страхом и покаянным трепетом русский народ молился перед Державной иконой Божией Матери, а икона в бесчисленных копиях стала украшать русские храмы. Появилась служба и дивный акафист этой иконе, составленный с участием Патриарха Тихона. Однако тогдашние власти обрушили на головы почитателей иконы жесточайшие гонения. Были репрессированы тысячи верующих, составители службы и канона, а иконы изымались из всех церквей, Церковь же в те годы прошла чрез испытания обновленчества и раскола. Теперь это ушло в историю, а 17 мая в храме Христа Спасителя, в день Вознесения Господня, подписан Акт о каноническом общении Московского патриархата и Зарубежной церкви, что стало решающим шагом к полному восстановлению церковного единства Русской православной церкви. По словам Святейшего Патриарха, нынешним воссоединением в духе братской любви символически поставлена последняя точка в драматической истории гражданской войны.

В нынешнем году древняя Тверская епархия, совместно со всей Русской Православной Церковью, отмечает 400-летие со дня блаженной кончины первого Русского Патриарха, нашего с вами земляка, - святителя Иова. Святой Иов (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старице, в семье благочестивых горожан. Он обучился грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря Германа. Прошел путь от послушника до игумена обители. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, а, будучи настоятелем, - не столько словом, сколько своей жизнью воодушевлял братию к духовному деланию. В 1570-х годах святой Иов был настоятелем московских Симонова и Новоспасского монастырей. Затем был рукоположен во епископа Коломенского. Далее была Ростовская кафедра, а 11 декабря 1587 года, собором епископов, поставлен Первосвятителем Русской Церкви – Митрополитом Московским и всея Руси. Святитель Иов оказался тем достойнейшим, кто по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II, в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен первым в истории Русской церкви Патриархом Московским.

Но самым главным подвигом его жизни стали события связанные со смутным временем, где он проявил не только мудрость первоиерарха Церкви Христовой, но и гражданское мужество. Его призывы противостоять самозванцу Лжедимиртию стоили ему Первосвятительской кафедры. Он был незаконно смещен и сослан в свой же Старицкий Успенский монастырь. После свержения самозванца святитель Иов уже не смог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена. Святой Иов мирно скончался 19 июня 1607 года, и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была сооружена часовня. В 1652 году нетленные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа. От мощей святителя Иова происходили исцелению. Имя святителя Иова, в 1979 году, было включено в Собор Тверских святых, а на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.

Дорогие братья и сестры! Призываю вас понести вместе с нами труды Крестного хода, почтить Царицу Небесную явившую Себя чрез благодатный Образ. Почтить память святого Патриарха Иова и тем самым исполнить сыновий долг перед нашим земляком. Стать участником и созидателем нынешнего духовного действа, которое пройдет под девизом: «Вера, народ и державное Отечество неразделимы».
С любовию о Господе,
Смиренный ВИКТОР
АРХИЕПИСКОП ТВЕРСКОЙ
И КАШИНСКИЙ. г.Тверь, 2007 г.

Нам захотелось побывать у истока Великой реки и мы запланировали поездку на 10 июня.

Придя вечером в храм мы узнали, что начинается служба празднику преподобного Макария Калязинского (8 июня) и вспомнили, что иерей Александр пригласил нас в город Калязин с 19 по 21 июня на Волжский Крестный ход. Тогда мы еще не знали, что своими паломническими поездками проедем от острова Столобенный до Осташкова, от Волговерховья до Ширкова погоста, от озера Волго до Оковцов и от Ржева до Калязина - по Тверской земле и догоним 9-й Волжский Крестный ход…

9 июня 2007 года Священноархимандрит Нило-Столобенской пустыни Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор отслужил Божественную литургию в величественном пятиглавом Богоявленском соборе и возглавил Крестный ход вокруг монастыря с мощями преподобного Нила, Столобенского чудотворца. Новое малахитовое с золотом убранство иконостаса Богоявленского собора и новая рака были подготовлены к престольному празднику. Из многочисленных изданий Нило-Столобенской пустыни мы узнали, что преподобный Нил пришел с иконой Божией Матери «Владимирская» на остров Столобный озера Селигер в 1528 году и 27 лет проводил дни и ночи в молитве, не позволяя себе прилечь на ребра ни на минуту. Отдыхал опираясь на деревянные крюки, вбитые в стены кельи. Духовным отцом святого был игумен Николо-Рожковского монастыря Сергий. Он исповедовал и причащал преподобного Нила. 7 декабря 1555 года святой оперся руками на деревянные крюки в сене и предал свою чистую душу Господу. На следующий день игумен с братией нашли подвижника уже почившим, но при этом лицо его было светлым, как у ангела, а келья исполнена благоухания. Всего преподобный Нил прожил в уединении 40 лет.

Иноческая обитель на острове началась в 1594 году. Самое старое сооружение монастыря – церковь Всех Святых с больничными палатами (1699). До наших дней также сохранились надвратные церкви: Петра и Павла (1764), преподобного Нила Столобенского чудотворца (1751-1755) и Крестовоздвиженская церковь (1788).
27 мая 1667 года при рытье рва, для строительства каменного Богоявленского собора, был обнаружен гроб преподобного Нила. По милости Божией земля сама собой осыпалась и святые мощи оказались целы и нетленны. После обретения мощей отслужили святую литургию и игумен Герман II со всей братией положили святые мощи в новую гробницу, поставили на том же месте и послали известие об их обретении преосвященному митрополиту Московскому Питириму. Вскоре из Москвы от преосвященного Питирима была получена архиерейская грамота, повелевающая устроить раку и с подобающими почестями переложить в нее святые мощи. Праздновать обретение честных мощей святого чудотворца Нила ежегодно 27 мая (9 июня по новому стилю). Все приходящие с верой и молитвой к мощам исцеляются от различных недугов, во славу Христа Бога, прославляющего угодников своих.

10 июня мы совершили паломническую поездку в село Волговерховье, в Ольгин монастырь. Пятиглавый кирпичный Спасо-Преображенский собор сразу напомнил нам Шамордино по своему псевдорусскому стилю с кокошниками. Храм отреставрирован только снаружи, внутри все в лесах, сыро и холодно. Экскурсионный группы смотрят на Исток Волги, но редко кто жертвует на храм. Молоденькая девчушка в иконной лавке деревянного храма Святителя Николая рассказала нам, что Спасо-Преображенский (главный престол) собор реставрируется, правый придел посвящен святой княгини Ольги, левый – Иоанну Предтече.

Дальше наш путь лежал в Ширков погост к деревянной ярусной церкви Рождества Иоанна Предтечи и к трехпрестольному каменному храму во имя Рождества Иоанна Предтечи (центральный престол), южный – Рождества Христова, а северный – Богоявления Господня. Посмотрев старинные достопримечательности мы возвратились в Нило-Столобенскую пустынь.

11 июня пришла пора покидать гостеприимный монастырь, который за свою 410-летнюю историю пережил расцвет и разрушение, но дух обители не сломлен, возрождение и реставрация храмов, и монастырских построек, по молитвам преподобного Нила, Столобенского чудотворца, продолжается.

Уезжая из Нило-Столобенской пустыни, нам было жаль расставаться с молитвенным заступничеством преподобного Нила, Столобенского чудотворца, но мы отправлялись к преподобному Макарию Калязинскому с надеждой на его молитвенную помощь в нашем паломничестве - Крестный ход по Волге продолжался…

По дороге в Москву мы заехали в Селище на озеро Волго и в село Оковцы на Святой Оковецкий источник расположенный среди множества речек и болот. В 1539 году здесь явились иконы Божией Матери «Оковецкая» и Животворящего Креста Господня, а вскоре забил живительный родник.

Перед отъездом в Калязин мы обработали сделанную в Ниловой пустыни фотографию иконы Макария Калязинского и изготовили иконки с благословением Волжского Крестного хода в Калязине.
Утром 19 июня мы ехали в город Калязин мимо Свято-Троице-Сергиевой Лавры. А в Калязине уже готовились к встрече 9-го Волжского Крестного хода.

Привезенные нами иконки были освящены иереем Александром в храме Вознесения Господня и раздавались жителям Калязина и участникам Крестного хода. Так икона преподобного Макария Калязинского (с аналои Богоявленского храма Ниловой пустыни) совершила Крестный ход и встречала иконы первого Патриарха Иовы и Божией Матери Державная на месте молитвенного подвига преподобного.

В 19 часов мы на машине приехали в село Никитское для встречи Волжского Крестной хода. Местные жители и администрация села ждали появления корабля «Норд». Чувство трепетного волнения охватило всех встречающих иконы первого Патриарха Иовы и Божией Матери «Державная» когда корабль показался из-за извилистых, покрытых лесом берегов величественной реки. С этого момента мы стали полноправными участниками Волжского Крестного хода.

Доставленные на катере иконы понесли в часовню в честь иконы Божией Матери «Казанская», где был отслужен молебен. После молебна Кресный ход продолжил свой путь по Волге в город Калязин, а мы поспешили по машинам, чтобы вновь встретить его там.

В 21 час вновь состоялась встреча Крестного хода, но уже на земле города Калязина, иконы с корабля были доставлены в Введенский храм и отслужен акафист Божией Матери «Державная».

Утром 20 июня Волжский Крестный ход отправился в село Кожино Кашинского благочиния, место где родился преподобный Макарий Калязинский и где похоронены его родители отец Василий, мать Ирина и супруга Елена. По прибытии к храму была отслужена лития. Богослужения возглавил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор.

Вечером по возвращении Крестного хода из Кожино в Калязин в Введенском храме была отслужена вечерня, утреня.

21 июня в храме Вознесения Господня по сенью был установлен ковчег с частицей мощей преподобного Макария Калязинского и архиепископом Тверским и Кашинским Виктором была отслужена Божественная литургия. По окончании литургии за заслуги перед Русской православной церковью и в связи с 70-летием настоятель храма Вознесения Господня города Калязина протоиерей Леонид (Береснев) был награжден орденом Даниила Московского, а перед началом Крестного хода по улицам города глава Калязинского района Ильин Константин Геннадьевич вручил ему грамоту о присвоении звания «Почетный гражданин города Калязина».

В 11 часов от храма Вознесения Господня началось шествие Крестного хода по городу Калязину.

В 12 часов Крестный ход прибыл на «монастырский» остров. После строительства Углической ГЭС место, где около пяти веков находился известный на всю Русь Свято-Троицкий Калязинский мужской монастырь, где жил и совершал свой молитвенный подвиг преподобный Макарий Калязинский было затоплено. Но остров хранит монастырский дух и башня вновь построенная строителем-подвижником р.Божиим Александром (Капитоновым), трагически погибшим 19 декабря 2002 года в день памяти святителя Николая Мирликийского, чудотворца, стоит на необитаемом монастырском острове как призыв грядущему возрождению обители.

Волжский Крестный ход прошел по Тверской земле со 2 по 21 июня 2007 года и закончился в городе Калязине фестивалем светской и духовной музыки. Яркое, июньское солнце освещало поляну и приготовленную, под открытым голубым небом, сцену фестиваля.

Катер с участниками Крестного хода во главе с архиепископом Тверским и Кашинским Виктором причалил на живописный берег реки Волги. После торжественной встречи калязинцы радушно пригласили участников Крестного хода пригласили на фестивале.

16 коллективов из разных уголков России представили зрителям свое творчество. Жители города Калязина семьями пришли послушать выступление творческих коллективов.

Во время концерта погода стала резко меняться. Яркое солнце спряталось за облака, а сильный ветер пригнал дождевые тучи. Порывы ветра усиливались. Местные жители, увидев тучи, засобирались по домам. Проливной дождь обрушился на участников фестиваля и Крестного хода. Но выступления продолжались. Дети играли на скрипках, хоры пели «Отче наш … ». Это было торжество православия и патриотизма. Благодаря стойкости артистов и зрителей, и по их молитвам туча миновала, и когда подошло время окончания фестиваля - ветер утих, а ласковое солнце снова выглянуло из-за туч.

9-й Волжский Крестный ход не закончился – он остался в душах участников надеждой, что в следующем году 10-й Волжский Крестный ход пройдет по всей Великой реке от Истока до Устья, от храма к храму, от города к городу, от епархии к епархии и завершится в Астрахани.

25 июня 2007 года
Е.К.Басова


Печатая буклет «От преподобного Нила Столобенского … до преподобного Макария Калязинского» мы хотели пригласить православных христиан в паломнические поездки (не только на автобусах, но и на личных машинах) на один-два дня выезжать знакомится со святынями Русской земли, интересоваться нуждами сельских и городских храмов и в меру сил помогать им в их потребностях.

Тогда в июне мы и не предполагали, что спустя всего месяц 21 июля на престольный праздник иконы Божией Матери «Казанская» нам предстоит оказаться в полуразрушенном сельском храме в селе Рашкино Торжокского района, расположенного на трассе Торжок-Осташков, в 20 килиметрах от города Торжка и в 100 километрах от Нило-Столобенской пустыни, по милости Божией принимать посильное участие в возрождении храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» и окрестных православных святынь, а 22 июля вновь побывать в Нило-Столобенской пустыни совершив путешествие «От преподобного Макария Калязинского … до преподобного Нила Столобенского» … но это уже совсем другая история.


Е.К.Басова