Одержимая

Полина Малахова
Сцена 1.

Сцена – довольно-таки неопрятная. Видно, что её обитатели люди творческие: большой шкаф слева открыт, из него выглядывают театральные костюмы, на полу, прислоненные к стене, стоят картины, многие из них не закончены, на паркете разбросаны нотные листы и всевозможные черновики. Справа находится широкая разложенная помятая постель. Рядом с ней стоит столик. На нём пепельница. Посередине сцены стоит резной деревянный стул. Сцена затемнена. В дверь входит Дункан.

Д. Ты здесь?.. (оглядывает комнату) Нет. Да и с чего вдруг тебе здесь быть в столь ранний час? Твои занятия заброшены давно. (берет в руки недоделанную картину) Они перестали быть тебе нужны! Мы так много сделали, и ты имела всё это. Но теперь… Теперь это тебе безразлично… (Он садится на стул посреди комнаты. Он говорит свою речь в зал. ) Мы были так счастливы вместе. Мы не знали конца этому дню. Ты для меня была королевой, царицей! Я готов был тебе всё отдать, но тебе ничего из этого не нужно! Тебе нужно другое! Но что это, другое? Что в этом такого особенного? Ты так одержима этим! И святого уже нет на этой земле… Я готов подарить тебе целый мир. Но мой мир тебе не нужен. Одержимая!.. Ты настолько подвластна этому, этим, что тебе плевать на мою жизнь. Ты могла бы отпустить меня, слышишь? Отпустить, кинуть, сказать, что всё кончено! Но ты не делаешь этого! Ты держишь меня на поводке, как пса! Я тебе не собака, чёрт возьми! (он быстро встаёт и выходит на авансцену). Я – человек! Я хочу жить! А ты! Ты мне не даешь! Прогони меня! Это было бы приятней, чем ползать после очередной твоей схватки и зализывать тебе раны! Ты могла бы убить меня! Одним движением! Одним взглядом! А ты? Ты только мучаешь меня! И тебе это, видимо, доставляет огромное удовольствие…Что же ты делаешь?.. Моя, Одержимая!..

Дверь открывается. Он оглядывается. На пороге стоит Одержимая. Она с удовольствием потягивается, зевает, медленно проходит в комнату. Она останавливается, разглядывает Дункана.

О. Ты ждал меня?

Дункан смотрит на неё. Она медленно проходит комнату и садится на кровать, закуривает.

О. У меня был такой тяжёлый день. Ты даже не представляешь!
Д. Ты знаешь сколько времени?
О. Знаю. Ещё очень мало. Для жизни это так мало! Можно было, конечно, ещё куда-нибудь сегодня пойти, но я устала и мне хочется спать… (зевает)
Д. Жена ли ты мне?
О. Я? Тебе?.. Я тебе милая, дорогая, любимая. Ещё ты можешь называть меня разными ласкательными именами, но это, откровенно говоря, уже пошлость.
Д. И при всём этом, ты остаешься ребёнком.
О. Ребёнок? Впрочем, если тебе нравится, ты можешь меня так называть.
Д. Ты опять издеваешься?
О. Нет. Спать хочу.
Д. Где ты была?
О. Как обычно, то там, то здесь.
Д. Я знаю, где враньё и лесть!
О. О, ты опять взялся за стихи? Впрочем, всё равно это бесполезно.
Д. Сколько раз мы обсуждали нашу жизнь? Сколько?
О. Тебе посчитать точно или можно сказать примерное число?
Д. Перестань паясничать! Это отвратительно!
О. А ты ждёшь от меня чего-то прекрасного?
Д. Жду, надеясь.
О. Мне хочется спать. Ты это можешь понять?
Д. ТЫ?! ТЫ?! Я?! Понять?! А ты можешь понять, что ты убиваешь меня? Ты можешь понять, я сижу целыми часами и жду, пока ты придёшь домой? Я не знаю где ты, что с тобой! Ты это можешь понять?
О. Опять ты устраиваешь мне сцену. (Она тушит сигарету о пепельницу) Не надо было приходить мне так рано! Больше не буду. Прости, пожалуйста. Я иду спать. Можешь закатывать скандал далее, только без меня. (она достаёт из шкафа халат и уходит в дверь)
 
Пауза

Д. (тихо) Ушла… Почему ты никогда не дослушиваешь меня до конца? Я ведь говорю тебе правду… Я хочу понять тебя, но ты не объясняешь. Я хочу жить нормальной жизнью. Я уйду. Уйду от тебя! И не пожалею!..

Сцена 2.

Одержимая входит. Она в халате, который достала из шкафа в прошлой сцене. В руках у неё её платье.

О. Ты ещё здесь?
Д. Нет, уже нет.
О. Хорошо.

Она вешает платье в шкаф. Затем приглушает свет и ложится в кровать.

О. Ты для меня такой хороший друг! Да, ты у меня самый хороший друг! Ты всегда выручаешь меня в трудную минуту. Как ты это говоришь? "Зализывать раны"? Видимо, весь наш век будет так. Я буду получать их, а ты зализывать.
Д. Нам нужна семья.
О. Её у нас нет?
Д. Нет. Мы не семья,
О. А что тогда? Тебе нужно, что-то официальное? Что-то типа "познакомь меня со своими родителями", да? Хорошо, можно и так. Только не говори потом, что твоя мать не любит меня и тебе нужна другая.
Д. Как примитивно ты мыслишь.
О. Примитивно? А семья, это не примитивно? Разве для счастья тебе нужна бумажная уверенность в ком-то?
Д. Мне нужна семья. Мне нужна ты!
О. А мне нужен ты. Вот видишь, мы нужны друг другу. Так в чём дело?
Д. В том, что ты не принадлежишь мне.
О. А я никому не принадлежу.
Д. Ты уходишь, и я не знаю, где ты и с кем.
О. Я тоже не знаю это про тебя. Но я не волнуюсь по этому поводу. Ты же мне не изменяешь, ведь правда?
Д. А ты?
(Одержимая вдруг начинает смеяться)
О. О, как я тебя люблю за это!
Д. Любишь? Вправду ли?
О. Ты не исправим! Я люблю тебя, как своего брата!
Л. Брата? Брата?! Только лишь?! Я думал… Зачем ты это говоришь?
О. Я говорю правду.
Л. Мне не нужна братская любовь! ( Дункан быстро садится на кровать и берёт Одержимую за плечи) Мне не нужна братская любовь, слышишь! Мне нужна Жена, Мать моих детей, любовница наконец! ( Дункан со злостью бросает Одержимую)
О. Да, ты собственник, я посмотрю. (Одержимая медленно приподнимается с кровати) Нет… Ты мне как брат.
Д. (со злостью) Как брат? Почему? Почему ни как муж?
О. Как бы тебе это сказать… помягче… Ты можешь дать мне не совсем то…Нет, не так. Ты не удовлетворяешь меня. Просто не удовлетворяешь. Вот и всё.
(Дункан бьёт Одержимую по лицу)
О. Не я это заслужила…
Д. Ты шатаешься по ночам с кем попало! Ты не уважаешь меня! Ты! Да, знаешь кто ты?
О. Я знаю. А ты не догадываешься?
(Дункан даёт ей вторую пощёчину и встаёт с кровати.)
О. И это заслужила тоже не я.
Д. Стерва!
О. Ещё какие слова ты знаешь? Кто я? Шлюха? Ну, скажи, скажи. Скажи, что я проститутка. Скажи. Правда, я себя не продаю. Но всё равно скажи. Может тебе станет от этого легче.
Д. Ты больше не пойдёшь туда!
О. Почему?
Д. Потому что они сделали из тебя это!
О. А ты не думаешь, что этого уже не было изначально?
Д. Нет. Ты не была такой! Ты не такая!
О. Как они? А что если такая? Если такая? Да и ты только что меня так назвал. Ты угадал. К своему сожалению. А впрочем… может и к счастью. Кто знает… (Она трогает свои щёки). На этот раз это было гораздо больнее. Хотя с другой стороны, куда тебе ещё деть свои энергию.

Дункан с силой бросает стул, вскакивает на кровать. Свет в этот момент тухнет.

Сцена 3.

На сцене темно. Свет резко включается. На стуле сидит Одержимая. Она завернулась в простыню и курит. Дункан лежит в кровати.

О. И всё-таки ты мне как брат.
Д. Замолчи!
О. Нет, правда. Ты мой брат, к тому же насильник. Никогда не думала, что у тебя хватит на это дерзости. Ты вроде тихий, спокойный был. А каждая вспышка твоей ярости хватало только на мои синяки. Ты прямо Одержимый какой-то.
(Дункан садится на кровать спиной к зрителям)
 Но, знай, я всё равно пойду туда.
Д. Зачем?
О. Жить скучно.
Д. Скучно? (Дункан оглядывается на Одержимую)
О. Да, скучно. Но не так как сегодня - насилуют меня не каждый день.
Д. Разве? ( с ухмылкой)
(Одержимая поворачивает голову в его сторону и пристально смотрит на него)
Д. Действительно – ты это делаешь добровольно.
(Одержимая отворачивается от него, вдруг начинает плакать)
Д. Что ты делаешь?!
(Дункан сообразив, что сделал, кидается к ней, становится на колени)
Д. Прости меня, Милая! Я не хотел. Милая! Ты моя, самая дорогая, единственная! Что же я наделал! Милая моя, прости! Я идиот, я ничего не понимаю. Прости меня, дорогая моя!
О. Вон! Ты ничтожество! Как ты посмел! Что ты сделал? Что ты успел? Ты! ( она кидается вон из комнаты)
 
Пауза.

Сцена 4

Д. Дурак!.. Какой дурак! Я дурак, моя Милая! Я хотел удержать тебя тогда, но ты не слушала меня. Тебе было интересно туда ходить, слушать их. Но ты была настолько молода и доверчива, что не замечала как их когтистые лапы касаются твоей нежной и безропотной души. Как их слова дурманят твоё сердце и завлекают в пропасть. И теперь ты никак не можешь выбраться оттуда. Тебя калечат там. Калечат больно. В самое сердце. И я думал, ты сейчас обожжешься и перестанешь… Но тебя заглатывало и заглатывало. Ты постарела. Сначала я думал, что ты просто-напросто повзрослела. Но нет. Ты постарела! Ты стала курить. Я не запрещаю, но я не хочу, чтобы ты засохла в двадцать лет. Ты не выглядишь на двадцать. Тебе гораздо больше. Это плохо. Это очень плохо. Когда человек выглядит старше своего возраста, это говорит о том, что он рано постиг горечь жизни, рано повзрослел. Ты постигла. Ты повзрослела. А к чему это приведёт? К чему все эти люди для тебя? Разве я дал тебе так мало?.. Все мои слова для тебя впустую… Ты не слышишь меня… Не слышишь…

Сцена 5

На сцене светло. Дункан застилает постель. Открывается дверь. На пороге стоит Одержимая. Одета она в платье кабаре.

Д. Где ты была?
О. Там же.
Д. А почему ты в таком платье?
О. Другого у них не было.

Одержимая проходит к шкафу. Вдруг она замирает.

О. Ответь мне ,пожалуйста. Почему ты не можешь принять меня такой?
Д. Ты не такая.
О. Старая песня. Ладно. (Одержимая начинает разбирать свои картины)
Д. Чтобы создавать что-то прекрасное, не обязательно терять в себе что-то моральное.
(Одержимая оглядывается на него.)
О. Мы говорили уже об этом. И не один раз.
Д. Ты оправдываешь свои поступки, говоря мне про свободу.
О. Про свободу можно говорить много раз, но получить её можно только один.
Д. Нет.
О. Мы говорим про разную свободу.
Д. (со злостью) Мы вообще не говорим про свободу! Мы говорим про твою жизнь. Твою развратную жизнь. Неужели ты не самодостаточна?
О. Случайно, я тебе ещё не советовала почитать Томаса Манна?
Д. "...Нельзя отрицать, что в сияющей сфере гения тревожно соприсутствует демоническое начало, противное разуму, что существует ужасающая связь между гением и тёмным царством." Это? Ты это хотела мне в сотый раз напомнить?

Молчание.

Д. Ты считаешь себя гением?

Молчание.

Д. В тебе есть талант?
О. Мне не хватает того, что они мне могут дать.
Д. И что это? Талант?

Молчание.

Д. Я ухожу.

Пауза.

О. Навсегда?
Д. Да.
О. Ты решил точно?
Д. Да.
О. Иди.
Д. Я надеюсь, ты будешь не против, если я возьму пару твоих картин?
О. Картин? Бери. (Она копается в шкафу)
(Дункан подходит к картинам, выбирает из них одну.)
Д. Я возьму эту.
О. Нет, ты её не возьмёшь.
Д. Тогда эту.
О. Эту тоже я тебе не разрешаю.
Д. Тогда ту.
О. И ту тоже.
Д. Какую же мне можно взять?
О. Ты не уйдёшь.
Д. Сейчас уйду.
О. Нет, ты не уйдёшь.
(Одержимая подходит к нему вплотную)
О. Как ты можешь меня оставит? Ведь я люблю тебя!
Д. Ты недавно говорила, что произносить это пошло.
О. Пошло? Хорошо, пусть будет пошло, но ты не уйдёшь. Ты мне нужен.
Д. Зачем?
О. А я? Как же я? Что я без тебя? Кто я без тебя? Ты любишь меня? Ну, скажи, любишь?
Д. Да.
О. Тогда останься.
Д. Но ты должна будешь мне кое-что обещать.
О. Всё! Всё что угодно!
Д. Ты бросишь их. Ты больше никогда к ним не пойдёшь.
О. Хорошо. Хорошо.

Они обнимаются. Свет тухнет.

Сцена 6

Загорается свет. На стуле сидит Одержимая.

О. Не могу… не могу больше… Я нужна им… Они нужны мне… Они для меня как воздух.. как эмоции… как чувства… А он…что он… Я задохнусь с ним… Всё кончено… Дальше будет хуже… Я уже ломаюсь… Мне нужно идти… Да… мной правят страсти… и мой Бог – это страсть… А что дурного, коль мной правят мои страсти?.. Я не сумасшедшая… мне нужен воздух… Он,.. что он?.. Всё что он мог дать… он уже мне дал… милый… добрый… бедный… братская любовь… пожалуй всё… Мой Бог – это…

Одержимая медленно встаёт и уходит в дверь. Свет тухнет.

Сцена 7

Свет загорается. Дункан стоит, облокатясь на стенку возле двери.

Д. Она ушла… Ушла к ним… Я говорил ей…Она не послушалась… Она говорила, что любит…Лгала…Больно когда лгут, и ты понимаешь что лгут… Обманывают… У меня была бы семья… Она бы заботилась обо мне… Была бы мне женой… Примерной, хорошей женой… Ненавижу их…Они извратили её… Извратили её душу…Она говорила, что она такая и есть… Не верю… Не такой она была… Не такой…Теперь поздно…Чтобы она не говорила, она вернётся туда. Она говорила, что от этого её творчество проявляется лучше, талантливее… Это не правда... Ложь…Её картины не стали лучше… Да что там – они стали намного хуже… В них потерялся всякий смысл… Её физиологическая удовлетворённость позволила ей расслабится… Она ушла… Она вернётся…Опять… Но меня уже здесь не будет…Я принял решение…

Сцена 8

Свет снова зажигается. На сцене никого нет. Дверь открывается. На пороге стоит Одержимая. Она с удовольствием потягивается, зевает, медленно проходит в комнату и садится на кровать, закуривает.

О. У меня был такой тяжёлый день. Ты даже не представляешь!
(Здесь и далее, некий голос отвечает на её реплики. Голос похож на голос Дункана)
Г.Ты знаешь сколько времени?
О. Знаю. Ещё очень мало. Для жизни это так мало! Можно было, конечно, ещё куда-нибудь сегодня пойти, но я устала и мне хочется спать… (зевает)
Г. Жена ли ты мне?
О. Как я устала от этих разговоров! (Она ложится на кровать) Но я всё равно люблю тебя как брата. Мой брат! Это так здорово, иметь брата. Правда?
Г. Ты любишь меня?
О. Да…как брата…ты мой самый-самый близкий друг!.. Дункан, ты не бросишь меня?
Г. Нет, конечно, нет. Но ты должна будешь мне кое-что обещать.
О. Всё! Всё что угодно!
Г. Ты бросишь их. Ты больше никогда к ним не пойдёшь.
О. Хорошо… Хорошо…

Свет тухнет.
 

19 октября 2007 года.