Герой нашего племени

Виталий Ханин
Мой голос слаб, мне не перекричать
 Ревущего хвалу лукавой бездне,
 Но стоит мне вполголоса начать,
 Как сотни голосов подхватят песню.

 Одна свеча ещё не есть пожар,
 Одна гитара спящих не разбудит,
 Но я начну, и тысячи гитар
 Заглушат хор фанфар и гром орудий.

 Какой бы мрак ни застил небеса,
 Какой бы лжец ни пребывал в фаворе,
 Мы будем петь и наши голоса
 Сольются в хоре не для ораторий.

 Кто нем, тот мёртв, живой да воспоёт
 Свободу, но не ту, что дали свыше,
 А ту одну Свободу из Свобод
 Жить так же, как поёшь, а петь -
 как слышишь.

Гимн Клуба самодеятельной
песни «Надежда»

ПРЕДИСЛОВИЕ
(подражание М.Ю.Лермонтову)
Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критику . Герой нашего племени, милостивые государи мои, есть не что иное, как портрет, но портрет не одного человека, а портрет обыкновенного серенького подростка, стоящего на пути становления, героя, ищущего другой мир, где пробуждается творческая энергия, где серое становится светлым, обычное – необычным.
Итак, речь пойдёт о бардовской песне, точнее, о славном племени, имя которому - Клуб самодеятельной песни Калужского Дворца Творчества Юных «Надежда». На сегодняшний день этот клуб является одним из лучших среди немногочисленных КСП (Клубов Самодеятельной Песни), ЦАПов (Центров Авторской песни), КБП (Клубов Бардовской Песни) и т. п. Именно здесь ребята учатся не просто играть на гитаре, петь песни известных и неизвестных бардов, писать стихи, рассказы, они открывают мир и самих себя. А проверить и показать вершины, которых они достигли в своём искусстве, юные КСПшники могут на фестивалях бардовской песни.
Недавно в руки мне попал дневник одного из новичков «Надежды». С его разрешения я публикую первую часть этого бесценного документа. Но не думайте однако после этого, что автор преследует какую-то цель… Ему просто весело было читать записки одного из членов племени КСП. А уж как отнесетесь к нему вы – это уж Бог знает!



1.09.05
Первое сентября – самый скверный день в году, хотя сегодняшний день никак не назовёшь неприятным. Помнишь, я всё время мечтал научиться играть на гитаре? О! Как давно я хотел заняться этим, но теперь я наконец-то смогу переставлять аккорды на грифе! Сегодня был день записи в КСП «Надежда»! ДА! ДА! ДА! После обстоятельной беседы с главным руководителем этого клуба Татьяной Евгеньевной Мельник (в народе её кличут просто ТЕМА – произносить удобнее, да и говорит наш мэтр всегда по теме!;) меня приняли! Ах, какое чудное место этот подвальчик в самом сердце нашего Дворца. Чтобы рассмотреть всё, что висит на стенах в этом сравнительно небольшом помещении, могут уйти дни и даже недели! Тут прилеплены самые неожиданные вещи от надписи «пива нет», до личной КСПшной почты: у каждого члена этого клуба есть конвертик, и они с удовольствием переписываются между собой. Скоро и у меня будет свой главпочтамт, но сначала меня ждёт встреча с младшим руководителем сей бардовской крепости - Ольгой Алексеевной Никитиной.



5.09.05
Здравствуй, дорогой дневник. Мне страшно. Сегодня после уроков я направился в КСП на встречу с нашим младшим руководителем Ольгой Алексеевной (в народе просто Никита, наверное, из-за фамилии). Вот у кого действительно не забалуешься. Это просто Калигула, Иван Грозный в женском обличье. Полтора часа мы занимались тренингами. Я и другие новички учились быть более слаженным коллективом. Домой просто приполз. Еле хватило сил на то, чтоб поднять ручку и сделать запись . Следующее занятие в четверг. Всё, иду спа…

7.09.05
Сегодня учились петь. Я уже говорил, что Никита зверь? Нет? Тогда так – она зверь. На разминке она заставила нас кусать язык, рисовать губами цифры, говорить скорогороворки и делать многие другие страшные вещи. Мы спели песню «Школа» 33 раза, и теперь я вообще не могу закрыть рот. Не забыть, что в воскресенье первое занятие со всеми членами клуба. Надо есть побольше каши.

10.09.05
Старики – это просто ужас! Я мог предполагать любое, но чтоб дедовщина!! Гитарное занятие со стариком Веней не привело ни к чему, кроме увеличения моей мышечной массы, зато теперь я умею отжиматься! Занятия будут проходить по вторникам, четвергам и воскресеньям.

17.09.05
В клубе повесили объявление о фестивале «Берег Надежды», который состоится в ноябре. Ура!!! Скоро будет мой первый фестиваль!!!
Если бы я знал, чем всё это кончится… (Примечание автора: приписка от 05.11.05)


04.11.05
Бард - фестиваль
20:00
О, Боги! Я понял, что такое быть рабом! Еле-еле сбежав от стариков и бардов, которые понаехали с разных концов России, по-моему, только ради бесплатной еды, я расположился в туалете, чтобы сделать запись. Сегодня мне пришлось весь день пахать в столовой, пытаясь обслужить наглое бардьё!!! Павел Фахртдинов ТРИ раза ронял вилку и посылал меня за новой! Ещё он уронил сосиску и, если бы не его жена, то суп великого мэтра оказался бы на мне. Ну вот, меня уже ищут. Попробую ещё вернуться.
03.00
О, Боги! Это было прекрасно! Я начинаю понимать суть КСПшной жизни. За то, что было сегодня ночью, я готов приносить Фахртдинову вилки хоть по тысяче раз на день! О! Как он прекрасно пел, не уставая, всю ночь на пролёт. И пускай мне ещё убирать за этим «свинтусом», но я бы многое отдал за то, чтоб послушать его ещё.

08.11.05
Последний день фестиваля, все уже уехали, и хочется плакать. И пускай мне пришлось пахать, как ездовая лошадь, пускай пришлось спать в неудобном спальнике на жёстком полу (в то время как «деды» спали на мякеньких спортивных матах), пускай мне пришлось вкушать столовскую пищу (вот что действительно ужасно), пускай бабушка-вахтёр вчера вызвала милицию посреди ночи, потому что мы, видите ли, «громко пели и бегали по коридорам», пускай на дверях туалетов не было защёлок, но это всё же был лучший фестиваль в моей жизни.


3.12.05

Сегодня узнал о предстоящем испытании для новичков. Новогодний концерт. О Господи, мне придётся в первый раз выйти на сцену! Один! С гитарой! МАМА! Я В ПАНИКЕ!!! ПОМОГИТЕ!!! Может, прокатит фишка с потерей голоса?

26.12.05
Ха! Никита купилась! Она, правда, поверила, что у меня пропал голос! Правда… Татьяна Евгеньевна всё просекла. Она просто экстрасенс! Она попросила Веню (этого бугая) наступить мне на ногу, так этот слон решил проявить творчество и еще и попрыгать на том, что раньше называлось моей ногой. Тут бы и мёртвый заорал. О господи, как отмазаться от концерта?!

29.12.05
Концерт прошёл на славу! И не важно, что я спел первый куплет вместо второго, третьего и последнего (всего в этой песне 4 куплета). Да и почти не сфальшивил я… Так… Пару… Тройку… Десятков раз… Зря боялся! Ольга Алексеевна умеет затмить страх перед сценой страхом перед собой.

13.01.06
О, БОГИ! Грядёт то, по сравнению с чем Никита, Тема и новогодний концерт вместе взятые – просто милые ромашки! ПЕСЕННЫЙ ЗАЧЁТ. Истинный ужас! Нужно выучить 30 песен и знать их без запинки! Мама, роди меня обратно.

15.01.06
Хм… «Старушка» Света, которой я должен сдавать зачёт, по-моему, на что-то намекает… Я вижу это по её загадочным взглядам. И почему она всё время повторяет, что любит шоколадки… Надо разобраться.



22.01.06
Света остаётся всё такой же таинственной. Чего она от меня хочет?! И как её задобрить? Может, что-то подарить ей, вот только что? Сегодня в моем конверте появилась записка: «Приму зачёт за шоколадку. Атевс.» Хм… Кто эта таинственная Атевс и зачем писать мне, если я всё равно сдаю Светке? Жизнь – странная штука.

7.02.06

Зачёт назначили на 15 февраля. Сразу после Дня святого Валентина. Придумал! Подарю на 14-е Светке шоколадку, а то она в последнее время смотрит на меня волком.

15.02.06
УРА!!! Я не знал ни одной песни, но Светка каким-то чудом этого не заметила! Жизнь прекрасна! Физрук – злой!

9.03.06
О! Я уже почти у цели! Скоро, скоро будет посвящение в старики и почётные члены нашего клуба! Скоро я скину с себя бремя забитого новичка и стану полновластным стариком КСП «Надежда»!!! ХА-ХА-ХА-ХА!!! ( Примечание автора: видимо, это должно звучать, как смех злого гения). Ой, что это? По телевизору идут «Спокойной ночи, малыши»! Скорее смотреть, не то пропущу мультик!

10.05.06
Ну что ж, вот и исполнилась моя мечта… Я - старик… К зеркалу, что ли подойти?.. Нет ли благородной седины на моих висках? О! О! О! Первый седой волос! Ну просто герой, герой Нашего племени! Теперь я должен стать Дважды героем или умереть! И вообще, где там наши новоклубцы? Сейчас они узнают, что такое дедовщина!




ПОСЛЕСЛОВИЕ


Нет холода в доме, пока есть вода и заварка,
Пока для гостей ни того, ни другого не жалко.
Копи, не копи, всё равно не успеешь потратить…
Нам Хватит.

Отведав вина, не считать на лозе виноградин,
Смотреть на огонь просто так, не чего-то там ради,
Подальше от тех, о которых забудем, как звать их…
Нам Хватит.

И всё мы поймём, помогая подняться уставшим,
Так что ж нам кроить и делиться на наших и ваших,
Пускай по счетам нам никто ничего не заплатит..
Нам Хватит.

Нам хватит всего, нам всего понемногу досталось,
Ещё бы хоть самую малость, да лень да усталость…
О чём промолчим на последнем, на главном закате:
С Вас Хватит.