Ах, одесса... часть2

Наталия Глигач
 ВЕЙЗМИР, ВЕЙЗМИР.

- Дора, что вы причитаете?
- Я не могу, чтоб я так жила!
- Вы можете мне сказать? Мир перевернулся?
- Именно!
- Началась война?
- Хуже! Лучше бы ее убили на войне, чем она убила меня в мирное время!
- Рива высыпала мусор вам под дверь?
- Вы помните дочку Муси? А у нее, была племянница ее двоюродного брата?
- А…, у меня разве такая память как у вас, Дора?
- Я сидела на скамейке в парке, дышала воздухом, вспоминала покойного Изю, как ухаживал, как ухаживал…
- У вас такая память!
- А что мне остается помнить?
- Я знаю!?
- Откуда вам знать, если вас выдали замуж за сына пекаря, который вас не видел? Слава богу, он человек порядочный и слушал родителей, как настоящий еврейский мальчик.
- Что вы имеете в виду?
- Он вас не видел! А ваши родители давали за вас хорошее приданное, и если бы не это, вы бы тоже были на приморском бульваре!
- Дора, вы меня обижаете.
- Вейзмир… и все на мою голову!
 - Вы можете мне сказать, что случилось?
- Вы же не даете мне сказать! В тот момент, когда я вспомнила Изин подарок, это красивое кольцо, которое храню у себя так ни разу, не надев, я увидели ее! Эту Аникееву! Они ходили с подругой полуголые, как Евы в раю!
 А какой-то иностранец, предлагал сближение!
- Вы говорите на иностранном?
- Я вижу этот язык насквозь!
- Ну…
- Так они торговались! У него было 50 рублей, а она просила за свое мясо 55.
- Дора, на Приморской Бульваре уже торгуют мясом, и так дорого?
- Да. Живым мясом, которое стоит дешевле.
- Что вы говорите, Я там не была 40 лет.
- Вы ничего не потеряли.
- И что? Они договорились о цене?
- Да. Ее подруга ей подсказала. Раз у мальчика нет еще пяти рублей, не сделаешь ему что-то!
- А что можно не сделать?
- Если бы вы не вышли за сына пекаря, вы бы знали, что делают в таких случаях женщины.
- Дора, что вы колете мне глаза моим мужем.
- Оставьте, если бы он не женился на вас, он бы еще жил, а вы ходили по бульвару! Хотя, кто купит старое мясо?


 КТО НЕ ЗНАЕТ МОНЮ…

- Мадам, вы знаете, где живет Моня?
- Меня зовут Дора. А кто вы будете?
- Я, так.
- Вас зовут так, или вы так ищите?
- Понимаете…
- Как я могу понять, не зная вашего имени?
- Послушайте, мадам, я…
- Я не мадам, я мисс.
- ?
- Вас это удивляет больше чем меня?
- И все- таки, зачем вам мое имя?
- Ха! Он еще спрашивает! Я же должна знать сказать вдове, что спрашивали покойного Моню.
- Кто этот молодой мужчина?
- А, так.
- Дора, вы слышали по радио новости?
- Это новости для вас. Я знала об этом давно.
- Как вы могли знать давно, если сегодня об этом передали?
- Вы у меня спросили, я ответила.
- Но сегодня сказали, что сын покойного Ицхака – депутат!
- Я это знала еще тогда, когда Ицхак умер! Не умер бы он тогда, он бы умер сейчас.
- А что вы знали тогда?
- К его сыну ходили ночью темные личности.
- Ну и что?
- Порядочный человек пойдет ночью?
- Иногда ходят.
- Изя, это ходите к Циле вы. И тоже не просто.
- Дора, тише.
- Все говорят: «Тише Дора, тише».
 - Я ничего не видела, но для меня это не новость. А приходила темная личность и спрашивала Моню.

- Дора, вы видели по телевизору передачу «поле чудес»?
- Оставьте эти глупости.
- Так да, или нет?
- Да. Ну и что?
- Вчера один узбек за просто так выиграл машину!
- Как он выиграл, Рива? Он что, сказал хоть одно умное слово?
- Нет. Он крутил барабан.
- Изя носит на шее барабан уже 50 лет, он с ним не только крутится, он спит с ним, и всю жизнь живет в нищете!
- У вас на все есть ответ.
- Я не верю в эти чудеса!
- Дора, вы читали свежую прэссу?
- Там нечего читать.
- Что можно знать, подметая двор, и не читать газет!
- Он еще спрашивает! Если народ бросает под ноги,
 это можно читать?
- Но там бывают интересные вещи.
- Не засоряйте мне мозги. Я видела эти вещи, когда вы ходили под стол пешком.
- Дора, а вы вчера были в синагоге?
- А что ты хочешь?
- Манина дочка была с не покрытой головой.
- Циля, чтоб вы были так здоровы! Вы это тоже заметили?
- Дора, это видели все!
- Но Манина дочка пришла первый раз, а твоя ходит целый год.
- Что вы хотите эти сказать?
- Я уже сказала. Чтоб я так жила, как хотела это говорить.
- Но вы уже сказали, и подняли у меня давление.
- Рива, хватайте этого подлеца! Пусть он теперь женится.
- Дора, если бы он был один, я бы его поймала.
- Значит Дора права, вы все знаете!
- Это между нами?
- Нет, это между вами. И не вмешивайте Дору в свои дела.
 

 ДОРА И ГОЛУБИ.

 Дора стояла, подняв голову, и наблюдала за двумя голубями, парившими высоко в небе. Они то сближались, то разлетались в разные стороны.
- Как летают!
- Оно вам надо!
- Мне хочется знать, на чью крышу они сядут. Тебе тоже не помешает иногда туда смотреть.
- Чтобы я там увидел?
- Ха, он еще спрашивает. Ты бы знал все!
- Дора, оставьте ваши еврейские штучки.
- Чтоб кто так жил, что это еврейские! До войны, в соседнем дворе жил тоже голубятник. Он бегал с трещоткой, гонял своих голубей, а когда началась война, он вышел из своей задрипанной голубятни в офицерской форме!
- Прошло столько лет!
- Что вы от меня хотите? Я стою и смотрю. А когда он вышел в форме, он имел на нас права!
- Так вы думаете, там тоже живут шпионы?
- Я знаю?! Посмотрите политическую обстановку. Вы что-то понимаете?
- Я маленький человек…
- Он тоже был не высокого роста.
- Вы меня подозреваете?
- Пока нет. Но вы подозрительно много задаете вопросов!
- Дора, извините, меня Соня послала за свежим хлебом.
- Свежий хлеб будет через час.
- Откуда вы знаете?
- Жена голубятника в это время готовит ему завтрак.
- Так я иду за хлебом!
- А она продает этот хлеб! Как только голуби сядут на крышу, я тоже иду за хлебом. Я стою и терпеливо жду!
- Почему вы не сказали об этом раньше?
- А Дору кто-то спросил?
- Дора, почему вы работаете дворником?
- А вы что, приготовили для меня портфель министра?
- Ну, не министра…
- А на меньшее я не соглашусь.
- Мы о вас как-то говорили…
- Хватит уже мыть мои косточки, хотите мою метлу? Нате, берите!
- Я просто вам говорю.
- Я не хочу заниматься черными делишками. Не предлагайте мне ничего!
- Дора, мы говорили о вас дома. Вы такая умная женщина!
- Если бы у меня был красивый почерк…, но мне не нужна эта головная боль
Там же сидят они воры!
- А с виду такие благородные.
- За их зарплату, можно надеть благородство! Я бы посмотрела на него в руках с моей метлой!
- Вчера приходил Изя и рассказывал такие вещи, такие вещи…
- Что ты вытягиваешь из меня все жилы!
- Ему сказали на «Привозе», что их директор, вступил в групповую секту, и там заболел.
- В 51 номере один тоже заболел этим, как его? «Спит»! Так он два года мучался. Ходит – спит, кушает – спит. А потом лег, и не встал!
- Что вы говорите! Это же надо!
- Так вы мне не договорили за директора базара. - Он вступил в групповую секту, их всех посадили в каталажку. А он кому-то заплатил, заболел и теперь лечит свои мозги.
- А разве можно вылечить то, чего нет?
- Если у тебя большие деньги, можно вылечить все.
-

 МОНЯ ЖЕНИТСЯ?

Наша дворничиха, тетя Дора, слывет большим дипломатом. Она привыкла всех мирить, показывала хорошее настроение, и задавала тон всему двору.
Это все знали, а так же могли угадывать ее душевное состояние.
- Сара, посмотрите на Дору! Она опять стоит, облокотившись на метлу.
- Я что слепая. Она думает свои мысли!
- Чтоб кто так жил, что это мысли о себе!
- Я вчера наблюдала за ней на свадьбе, как она смотрела на невесту! Она так хотела, чтобы ее Моня женился на Софочке!
- Дора, чтоб мы так жили, как вам сочувствуем!
- Мы так и живем, как сочувствуем!
- На вас сегодня нет лица!
- Если бы Моня был вашим сыном, у вас бы тоже его не было! Когда он в детстве болел, доктор мне сказал, что он меланхолик! Я не верила! А вчера, я сказала ему это в глаза: «Моня ты не женился на такой чудной девочке Софе. Я с детства, знала, что ты «малахольный».
- И что он ответил?
- Живите, мама! Живите и радуйтесь свободе! А чему я должна радоваться? Я помню, как выходила замуж моя сестра Роза. Был Ребе их Жмеринки, он так читал молитву…, отцы вывели своих детей на средину синагоги. А какие потом накрывали столы?!
- Сейчас дарят по 50 рублей с пары!
- А что можно поставить на стол за эти копейки? И вы видите эту невесту? Она же похожа на керченскую кильку в нерест, и что, за нее можно больше дать?
- Моя Розочка на своей свадьбе была такой красавицей! Ее одевали три модистки. На ее груди потом спал Изя! А бедра, ну вылитая королева! Изик мог только двумя руками обхватывать ее талию!
- Говорят, невеста сидит на диете. Это правда?
- Ха! Жена на диете, муж на игле.
- Он что, портной?
- Да. Пришивает к жилеткам рукава!
- И что, хорошо зарабатывает?
- Я знаю? Говорят, все пропускает через иглу?
- Молодежь сейчас такая рискованная.
- И это свадьба. Лучше мне закрыть глаза сегодня, чем увидеть Моню рядом с такой невестой.
- Дора, вы меня пугаете.
- Лучше бы я испугала Моню. А я все-таки, да! Не доживу до нее.
 
-
 

 ДЯДЯ ИЗЯ.

 Изя стоял в длинной очереди за хлебом. Холодный, осенний ветер развевал его седые волосы, выбивавшиеся из-под берета, и продувал его тонкое длинное пальто. Из не моргающих глаз, покрасневших от холода, попеременно скатывались слезы, и он мысленно вел беседу с кем-то невидимым, давно сидящим внутри. От своего тягостного одиночества, он любил поворчать, но никогда не высказывался вслух.
- Ты посмотри, какая очередь за этим кизяком! А что, его можно назвать иначе? Разве это хлеб? Он же липнет к рукам, как пластилин Абрамчика! Мама давала мне пол копейки в школу на булочку, так мы с братом ее съедали вдвоем, а остатки - отдавали голубям. А ЭТО, они будут есть?
- Изя, посмотри, на эти цены? Ты можешь себе позволить купить курицу? Можно добавить столько же и купить корову. А зачем тебе одному корова? Где ты будешь ее держать, и чем кормить? Соседи тут же на тебя донесут.
- А ты посмотри на эту очередь. Как в мавзолей. Вот так пришли однажды пополышники, сделали революцию и сели за сытный стол, чтобы потом сохнуть под стеклом! Да. Нет погромов. Но и тараньки нет. Лучше пережить один погром, но целый год – ты спокоен. У Сёмы потекла крыша. И вы думаете, ЖЭК что-то сделал. А, когда Сёма написал письмо тому, кто под стеклом, ему сказали, что он дурак, а тот под стеклом давно умер. Кому тогда верить? Для них он вечно живой, а для Семы он умер.
Очередь двигалась медленно. Изя успел замерзнуть. Его нос стал красным, а горбинка на нем, возвышалась как горный хребет. За этот нос и полюбила его покойная Сарочка. А, умирая, она потрогала его лицо, и сказала:
- Я так была с тобой счастлива!
Изя тяжело вздохнул, наконец-то подошла его очередь, худая продавщица с приклеенной улыбкой подала ему его буханку. И он вспомнил, ту розовощёкую дочку Лазаря, которая помогала отцу продавать те пышные булочки, вкус которых он помнит и сейчас. Он взял в руки черный липкий хлеб и пошел к выходу. Холодный осенний ветер набросился на него с новой силой, развевая длинные полы пальто, и придерживая, берет на голове, он казался еще меньше, скрывшись в туманной дымке, медленно ползущей со стороны моря.