Пенелопа из харовска

Тамара Сизова
В последний момент вернула Клавдия Павловна своего законного мужа, который чуть не уехал на юг с генеральшей. Судьба наградила ее за верность…


Однажды вологжанка Клавдия Павловна слушала радио, где говорили про Одиссея. «Новое поколение не знает историю про Одиссея и Пенелопу, - считает она, - и напрасно!» Легенда о верности – это не только про Древнюю Грецию - как царь Итаки, уплыл за Золотым Руном, а жена Пенелопа его ждала. Пока он плавал, вырастила сына Телемаха…
А история Клавдии Павловны будто списана с Пенелопы, верно мужа ожидающей.


Как судьба сводила

В 1935 году в читальном зале провинциальной библиотеки она увидела юношу из сна и поняла что это судьба
«Мне снился этот человек, я чувствовала – я только такого хотела...– вспоминает Клавдия Павловна. - И когда я его увидела в библиотеке, так я поняла что это он. Я вся задрожала, даже чуть не упала… Мне библиотекарша – она была моя подружка - всегда давала новый журнал первой. Я его передавала обратно, у нас с этим молодым человеком руки соприкоснулись вот так и мы задрожали оба! Я потом сказала ему – что током меня пробило. А он признался: «И меня». Значит, так судьба свела нас, меня и моего Мишеньку”.

Стрела Купидона прострелила подшивку журналов и потом - сердца влюбленных. Вскоре Клавдия и Михаил стали мужем и женой. А потом началась война!
Клавдия работала бухгалтером, Михаил на войну ушел с должности агронома Харовского района. Родом он был из Вельска. Участвовал в военных действиях в 1942 году, под Ленинградом, район Синявино, в составе 8 армии, в минометной батарее. Сражались в окружении немецких войск. Положение было тяжелое. За две недели кончились продукты, стали забивать местный скот, но через три недели обстановка ухудшилась, пришлось пробиваться к своим. Ночью большая часть наших войск, около 500 человек, пошли на прорыв линии фронта, и вышли на Ладожское озеро. После этого многих наградили 10-дневным отпуском, выдали пайки и сухари. А некоторых отличившихся - орденом “Красной Звезды”, даже без согласования с Верховным командованием. В числе награжденных оказался неожиданно для себя и Михаил Полиевктович.
Огромной радостью была для него встреча с женой и маленькими дочками, оставшимися в Харовском районе... А после отпуска он снова вернула в свою часть - охранять дорогу жизни на Ладоге. Когда сняли блокаду, М.П. Щекин воевал в частях, защищавших Талинн, где их батарея сбила несколько вражеских самолетов.
Пока Михаил героически сражался на фронте, Клава оставалась в тылу, как могла, приближала победу, воспитывала двух маленьких дочек. Несмотря на тяжелые времена, ни на кого не заглядывалась, честно ждала мужа. Была у нее проворная соседка, к которой заглядывали офицеры, приносили богатые подарки. Но Клавочка – ни-ни, хотя была прехорошенькая… Ждала любимого человека. Подрабатывала на жизнь вышиванием блузок, дорожек, скатертей – за это давали хлеб, крупу…
 


Как судьба испытывала

После победы битва за родину сменилась битвой за свою семью.
Как возвращала мужа от другой, женщина часто и с волнением вспоминает доныне:
«Вот представьте – нет месяц письма. Нет второй месяц письма. Что такое? Раньше Михаил писал мне аккуратно. Я пошла к гадалке, взяла с собой буханку хлеба…Она сперва отказывалась гадать( соприкасается с нечистой силой).
Но я ее уговорила. Обьяснила, что два месяца нет писем, волнуюсь, что с ним. Гадалка раскинула карты и тут же сгребла их: «Не беспокойся, он жив. Вы встретитесь с ним, но не дома. Идите, больше я вам ничего не скажу». Ну, я и то обрадовалась – что жив, что встретимся.
Вскоре получаю анонимное письмо. Со страхом узнаю, что уже более года муж мой живет с эвакуированной женой генерала, которая на десять лет его старше. И даже дочка у них. Он якобы должен сопровождать ее до Одессы, откуда родом эта женщина. В письме было сказано, что через три дня муж должен покинуть часть и уехать».
Что делать? «Господи, помоги», - молилась Клавдия, зайдя в церковь.
Недолго думая, собралась, оставила девочек на руках соседей и поехала по адресу военной части, откуда приходили письма. Права были на стороне Клавдии. А под длинное бостоновое пальто она надела еще и пеньюар зеленый, немецкий – на всякий случай. И этот случай представился.

«На поезд билетов не было... Ждать было дальше некуда и нечего. На вокзале стою – что делать? Последний гудок. Обежала паровоз, забралась на ступеньку и уцепилась за поручни. Господи, меня сохрани… И больше ничего не помню. В Данилове меня стали снимать – а руки не разгибаются, пристыли к поручням. Опять: «Господи, помоги». Руки разогнулись. Там уж с билетом проще, помогли добрые люди. Когда я приехала – мне даже дом указали».

Михаил не сразу откликнулся. Может боролся с собой. Может – стой, что его не пускала? Что творилось у него на душе, неизвестно. Может быть, он и правда полюбил свою генеральшу, говорят, красивая была женщина, жгучая... А в это время Клава стояла на морозе! Что она только не передумала за этот час! Как дальше жить будет одна? Как живы-здоровы у чужих людей сейчас ее детки? Однако Михаил все же вышел генеральского дома и шагнул к ней. Он пошли в его общежитие, где ей и пригодился захваченый с собой зеленый немецкий пеньюар…
Вскоре они вернулся с Клавдией домой, где их ждали маленькие дочки… И больше этот роковой случай они не обсуждали.
.
- А разве вы не сомневались? Уверены были, что он вернется?
- Не сомневалась. Потому что я сама лучшая. Потому что судьба это.

Как судьба наградила

Клавдия Павловна родилась и выросла в Поволжье. Ее семья была раскулачена и отец погиб на Соловках. Она воспитана родителями в послушании и строгости, и так же растила своих троих (из пятерых рожденных) детей. Клавдия Павловна – счастливая мать: «В 38 году родилась дочь Риточка, любимица наша – сейчас живет с семьей в Калининграде. В 40 году был мальчик и умер. Перед войной Томочка родилась …И я все просила – Господи, дай мне еще сыночка».

После счастливого послевоенного примирения у супругов родился долгожданный сын Сережа. Так и пошла своим чередом жизнь с ее печалями и радостями.
После окончания войны в чине старшего лейтенанта Михаил Полиевктович жил с семьей и работал в Вологде - заместитель начальника областного земельного отдела, затем в Якутске, министром легкой и пищевой промышленности (примерно с 1951 по 1961 год). Потом - два года в Калининграде (работа в облисполкоме) и - снова вернулся в Вологду. И на войне, и в мирной жизни Михаил Полиевктович был честнейшим человеком, истинным гражданином, добрым и мудрым семьянином, воспитавшим троих достойных детей.
Дочь Маргарита долгое время работала преподавателем на кафедре военного училища, ее сын - директор аудиторской фирмы. Тамара живет в Новосибирске, двое сыновей вырастила, ученого и дирижера. Сергей закончил политехнический и преподает там же.
В 1980 Михаил ушел от и от нее и от семьи навсегда. Как только и пережила…
Клавдия Павловна считает, что самое важное – это то, дети умные и образованные и ее не покидают, ежегодно вся семья собирается вокруг матери и бабушки. Действительно, хорошо ведь жить в окружении детей и внуков, в твердой памяти, быть в центре всей семьи и вспоминать прошлое… «Я жила еще при царе», - говорит Клавдия Павловна.
Теперь ей уже исполнилось 94. Она часто слушает по радио любимый романс «Я встретил вас» и светло вспоминает Михаила. «Я прожила счастливую жизнь», - говорит она.