Виктор Коростелев Школу помню я...

Виктор Коростелев
Виктор КОРОСТЕЛЕВ


 

ШКОЛУ ПОМНЮ Я...

 

На фото: 7-й класс Злобинской школы в 1966 году.

В 1-м ряду сидят /слева направо/ В.И. Белов, И.П. Белова, А.М. Буданов.

Пер­вый в 3-м ряду {слева) автор очерка В. Коростелев

 

 

Мне вспоминается ныне уничтожен­ная школа в Злобино. Там учили за­мечательные педагоги. Директор и историк Петр Анисимович Локтионов, высокий, вспыльчивый, интеллигентный, старомодный учитель, носил галифе и сапоги. (Тогда, наверное, это было модным: в галифе и офи­церских хромовых сапогах ходил и следующий директор Владимир Иванович Белов]. Петр Анисимович немного заикался и подергивал головой. Любимым его выражением было: "Без-з-дельники! С-с-собак только г-г-гоняете! А у-у-уроки кто б-б-будет учить?!".

 

Белов был молод, его боялись в отличие от безобидного Локтионова. Его жена, Инна Пав­ловна, была полновата. Она преподавала литературу, русский язык, кричала на нас до визга. Зимой, когда в классе топилась печь, Инна Павловна любила прислоняться к ней. Мы иногда насыпали на металлическую плиту сахар или перец, по классу распространялся невыносимый запах, первыми начинали ныть девочки, и уроки отменялись.

 

Завучем в нашей школе была Таисия Егоровна Шарова, родом из.Михайловки, сейчас даже улица в слободе носит имя ее отца - партизана . Егора Шарова. «Таисса", так ее мы ее звали между собой. Ее боялись до потери сознания - никого из мужчин так не боялись. Она же, чуть полноватая женщина, ничего особенного не делала. Просто зычным, слышным на всю школу голосом могла подолгу отчитывать нарушителя, находя какие-то душевные и грозные слова, от ко­торых хотелось плакать и каяться.

 

Ее муж Александр Максимович Бу­данов, черноволосый, чернобровый человек, вел физику. Он умел показывать и рассказывать уморительно смешные вещи, от которых все хохотали, а он даже не улыбался. Он умел показывать фокусы. Жили они с женой и двумя сыновьями в школе, в маленькой комнатенке возле учительской. Он любил много фотографировать. Буданова в Злобино очень уважали, чего

нельзя сказать о других приезжих. Математику нам преподавала высокая нестройная Мария Павловна Кирчатова. Немецкий язык - молодая Нина Михайловне Кичигнна, потом она станет Коростелевой. Она презрительно щурила глаза, слушая мое "баварское" произношение.

 

Однажды Нина Михайловна пришла на урок в новой юбке-плиссе, наклонилась к кому-то в соседнем ряду, почти касаясь меня. И я, сам не зная почему, подзуживаемый ребятами, стряхнул чернила с 'ручки на юбку. По ней сразу стали расползаться широкие фиолетовые круги. Тут только до меня дошел весь ужас положения. Девочки сказали учительнице о пятнах.

 

«Ниночка» (так мы ее называли) на глазах стала пунцоветь,ее лицо стало краснее юбки. Финал нетрудно представить. Прошло столько лет, а я помню свой стыд. Сколько раз я извинялся перед молоденькой, а потом уже немолодой учительницей, а все равно до сих пор стыдно.

 

Потом была Рышковская школа. Многие Коростелевы кончали Рышковскую среднюю школу с отличием, и отношение к этой фамилии там было уважительным. Шко­ла, состоящая из трех зданий, располагалась над рекой, над обрывом, в зарослях сирени. На уроки мы переходили из здания в здание. Часть была классами, часть складами, часть пустовала. Рядом строилась новая школа, а мы потихоньку ломали эти старые здания, не понимая, что ломаем историю.

 

Учеников из других деревень поселили на втором этаже новой школы, в комнатках по 4- Многие Коростелевы кончали Рышковскую среднюю школу с отличием, и отношение к этой фамилии там было уважительным. Шко­ла, состоящая из трех зданий, располагалась над рекой, над обрывом, в зарослях сирени. На уроки мы переходили из здания в здание. Часть была классами, часть складами, часть пустовала. Рядом строилась новая школа, а мы потихоньку ломали эти старые здания, не понимая, что ломаем историю.

Учеников из других деревень поселили на втором этаже новой школы, в комнатках по 4 человека. Мы жили в комнатах на втором этаже, классы напротив. Название школы никто не мог сходу произнести, она называ­лась РСООТООППШПО - то есть Рышковс­кая средняя общеобразовательная Трудовая опытная образцово-показательная политехни­ческая школа с производственным обучени­ем.

 

Там я на всю жизнь запомнил своего классного руко-

водителя Николая Максимовича Бакунина. Это был пожилой человек, инвалид, у него одна нога не распрямлялась, и он ходил с палоч­кой, приседая, но умудрялся ездить на вело­сипеде. Он был косорот, лысоват. Бакунин был человеком необъятного ума, юмора, участия. Его всё любили. Я бывал у него в гостях, и он приезжал на велосипеде ко мне в Злобино.

 

В школе было избрано самоуправление, которое я и возглавил. Нас было пять чело­век, и мы определяли, кто, что и сколько дол­жен приносить продуктов на кухню, сколько денег, что готовить на завтрак, обед и ужин, чистить картошку и т.п. Жило нас там около 50 человек из разных классов. По вечерам устраивали танцы.

 

На первом этаже жила молоденькая учи­тельница биологии Татьяна Ивановна Коляда. Мы с моим другом из Карманово Генкой Дмит­ровым часто заходили к ней, пили чай. Она хвасталась, что имеет звание лейтенанта, а также белым импортным шарфом, который яко­бы нельзя порвать. А мы с Генкой взяли шарф и порвали у нее на глазах.

 

Иногда по вечерам в новую школу прихо­дил кто-нибудь из учителей - проверить поря­док. Однажды, дурачась, меня переодели де­вочкой в короткой юбке, начесали волосы, на­красили глаза и губы. Я ходил по девичьим комнатам, все шутили, дурачились. Вдруг на

Контроль приходит строгая старая учительница, навещает девичью комнату, ребята убегают, а я остаюсь сидеть с ногами на кро­вати. Учительница начинает откровенно рас­сказывать десятиклассницам, что может с ними произойти, если они так легкомысленно будут общаться с ребятами, причем, говорит она не стесняясь, не замечая меня. Девчонки прыска­ют в кулаки, зная о моем присутствии. Не по­нимая причины смеха, учительница вновь пы­тается втолковать им о нежелательной бере­менности, аборте и т.п. Я не выдерживаю и под дружный хохот ухожу. Маскарад выясня­ется, меня выгоняют из школы. Потом, прав­да, дают возможность ее окончить, но в об­щежитии я больше не жил.

 

Немецкий язык мне преподавала здесь Гали­на Сергеевна Дериколенко, высокая, сутулая женщина, фанатично любившая свой предмет и искренне желавшая, что­бы мы выучили его. Дирек­тором школы был Владимир Никитович Беседин, матема­тику вел Борис Дмитриевич Просолупов - я завидовал его классическому умению рассуждать, постепенно под­водя собеседника к нужно­му выводу.

 

Литературу вела Лидия Петровна Молощникова, старая учительница с укоренившимися взглядами. Я часто спорил с ней по оценкам творчества того или иного писателя. У нее были, как бы сказали сейчас, "сталинистские взгляды".

 

 

 Химию преподавал ста­рый учитель из Фоминки Илья Иванович Макаров, ходивший в галифе, сапогах и кепке. Он бесстрашно брался за любой опыт, по­рой что-то взрывалось, вспыхивало.

Машиноведение вел вы­сокий, всегда улыбающийся, с вставными зубами Александр Иванович Бе­седин. Он насмешливо смотрел, как мы муча­ем школьную машину, въезжая то в ящик с песком, то в канаву.

 

Географ Яков Кузьмич Воротынцев - высокий, крупный, настоящий мужик. Его жена заведовала школьной биб­лиотекой, куда я часто ходил. Физкультуру вел Алексей Николаевич Халин - я не любил ее, физкультуру, старался увильнуть. Его жена Галина Никола­евна преподавала историю. Высокая, суро­вая женщина, с толстой нижней губой. Кроме своего предмета она ни во что не вмешива­лась.

 

Я благодарен всем своим учителям, низкий поклон вам! И вечная память тем, кого уже нет в живых. Вы все учили не только предме­там, но и порядочности, справедливости.

 

Р.5. Как странно устроены люди! Я знаю биографию человека, жившего 200 лет на­зад, и не знаю, что случилось с моими одно­классниками из Злобинской 8-летней школы выпуска 1967 года, из Рышковской средней школы выпуска 1969 года! Может, это просто леность души?