О подруге и не только...

Веруня
"...Мы расстаёмся,
Чтоб встретиться вновь:
Ведь остаётся
На свете любовь.
Кружится первый

Осенний листок,
Кружится в памяти
Старый вальсок,
Юности нашей,
Юности нашей вальсок..."
Ваншенкин К.
;


О ПОДРУГЕ И НЕ ТОЛЬКО...

Давным-давно моя мама привела к нам домой незнакомую девочку для того, чтобы познакомить её со мной. Мы были одногодками. Жили в соседних домах. Наши матери давно знали друг друга. И более того, в далёком младенчестве, когда я серьезно заболела, её мама, поспешая на работу, оставляла и для меня грудное молоко. В те времена считалось, что это молоко сможет помочь мне в преодолении тяжёлой болезни. Так наши пути и пересеклись впервые.

Много воды утекло с тех давних пор, но я почему-то очень хорошо помню ту первую нашу встречу. С первого взгляда девочка мне очень уж не понравилась. Она была черноволосой и выглядела маленькой испуганной птицей. И звали её – Галкой. Мама объяснила мне, что этой девочке не с кем играть.Что она даже приходится мне молочной сестрой. И очень просила уделить той максимум внимания. В то время у меня было много друзей и в нашем дворе, и на улице. Я не желала с ней дружить, и не стремилась познакомить Галку с ними.

Однако случилось так, что Галина прочно вошла в мою жизнь. С годами оказалось, что у нас очень много общего. Мы любили читать. Умели правильно излагать свои мысли. Нам стало интересно проводить друг с другом много времени. Не было такого дня, чтобы мы не общались.

Иногда подолгу играли в шашки (мы обе были большими любительницами этой игры) или вместе читали какую-нибудь занимательную книгу. Частенько ссорились и разбегались по своим домам с тем, чтобы никогда больше не встречаться. Но через совсем небольшой промежуток времени мирились.

И опять доказывали свою правоту друг другу. Редкий день проходил без неистовых ссор и не менее бурных перемирий. Мы всегда старались поскорее выучить заданные в школе уроки и отправиться в очередное путешествие по незнакомым улицам. Нам тогда казалось, что лишь так и возможно познать что-то новое, ранее неизвестное. Неведомое влекло и притягивало…

Любили мы прислушиваться и к стуку колёс, проходящих неподалёку от нашей улицы поездов. Обожали громко смеяться или тихонечко наблюдать за всем живым в природе, что встречалось на нашем пути. Частенько в летнее время лазали по ярам, отыскивая цветные стёклышки, через которые на мир можно было взглянуть совершенно по- иному…

Летом, вместе с Галиной мамой, выезжали мы на природу - к пруду, на реку, в лес.
Частенько, ожидая прибытия пригородной электрички, пили клюквенный морс, который продавался на площади перед железнодорожным вокзалом. Нам обеим нравилось сидеть на моём стареньком деревянном крылечке, подолгу вглядываться в небо и отыскивать на небосклоне яркие звёздочки. Или следить за облаками, которые неслись в дальние страны. В ту неведомую нам даль, что манила и притягивала нас своей неизвестностью.

Иной раз нам невероятно везло. И тогда мы становились очевидцами необыкновенно захватывающих зрелищ. Огромные облака распадались на множество маленьких. И небесный свод покрывался причудливыми картинками, созданными самой природой. Проходило всего несколько мгновений – и слабый ветерок, или сильные потоки воздуха подхватывали наши облака и гнали их дальше, чтобы уже в других краях те смогли создать свои неповторимые полотна…

Занудливая осень и холодная зима одинаково нагоняли на нас тоску. Зато весеннюю капель мы приветствовали радостными криками. И лишь громкие звуки весеннего грома и сверканье молнии пугали подружку юности моей. А я в ту пору обожала бегать под дождём и радоваться дню прожитому, сверканию неистовой молнии и шуму, создаваемому громом…
С Галкой была связана и история моей первой любви. И многое другое объединяло нас.

Мне нравилось бывать в этой семье. Она так же, как и моя, сплошь состояла из одних женщин. Я не задумывалась тогда, почему не знакома с Галининым папой. Отсутствие собственного отца не мешало мне жить счастливой детской жизнью.

В ту пору нас мало волновали бытовые условия. Галкина семья жила в коммуналке. Они занимали две малюсенькие комнатушки. Одна из комнат была и вовсе без окон. Зато книг там находилось, по моим меркам, превеликое множество.

Впервые в своей жизни я увидала и поняла, что книги могут находиться не только в районных библиотеках, но и в обычных квартирах. С тех самых пор я всегда старалась в любых книжных развалах выискать и приобрести нужную мне книгу. Страсть к чтению неоднократно помогала мне выстоять перед натиском различных житейских бурь.

Мы учились в параллельных классах, но это вовсе и не мешало нашей крепкой дружбе.
Наши близкие считали, что мы очень схожи. Однажды Галкина тётя даже сшила мне костюм, но, почему-то, по меркам своей племянницы. Костюм получился красивым, но слегка тесноватым. Подружкина тётя решила, что у нас не только сходны характеры и наклонности, но и одинаковые фигуры!

Галка росла единственным ребёнком в семье. Её любили и баловали. И мне тогда казалось, что чрезмерная любовь наносит непоправимый вред девочке. Порой моя подружка становилась заносчивой и высокомерной. Но я всё равно не могла обойтись без её дружбы.

… Проносились годы. Мы взрослели. Постепенно у моей подружки появились иные друзья.
 Некоторые из них лебезили перед ней. Наши каждодневные встречи прекратились. Галка редко стала бывать в моём обществе, да и уже не особо в нём она нуждалась. Со временем мы отдалялись всё больше друг от друга…

Впервые мы не поссорились, а просто разошлись в разные стороны. Какие-то сплетни, слухи и всевозможные домыслы доходили до меня. Но я старалась не придавать им огромного значения. Меня больше поразило то, что для моей закадычной подружки я просто перестала существовать. И я не стала выяснять причины отчуждённости, а просто отошла в сторону.
Мне не довелось присутствовать на её свадьбе. И я не держала её новорожденного сына на своих руках…

…Наша память порой вытворяет с нами всевозможные фокусы. И мне недавно привиделась черноволосая девочка из далёкого теперь детства, сильно напоминающая маленькую испуганную птичку…
 


Строки из письма, полученного мною спустя тридцать семь лет после нашей последней встречи:

«…Ты спрашиваешь, когда я поняла, что мне вас не хватает? А я не поняла. Я вообще долго не имела такой привычки – думать. Мне просто начались сниться сны. Переулок, калитка, ваш двор, крыльцо…
Почему-то чаще всего я находила вас на крыльце. Иногда – на галерее.
Там когда-то стоял длинный деревянный стол. И твоя бабушка нас частенько за ним кормила…»

Самое странное, что и мне снились и снятся точно такие же сны….


А это Галкины стихи, которые мне нравятся:

Не оставляй меня, ГОСПОДИ!*

В мягкой глуши лесов
И в дребезжащем автобусе
Скажется вдруг без слов –
Не оставляй меня, Господи!

Господи, Ты же есть –
Вечером над причалом
Ты оставляешь след
Тонким лучом прощальным.

Тополь, иссиня бел,
Вишня в гипюровом платьице
Скажут порой о Тебе
Мельком, как проболтаются.

Проблеск косых лучей
На потемневшей кладке
Внятней, чем чад свечей
Или мерцанье лампадки

Мне говорят о том,
Что без того известно,
Вновь о Тебе одном
Вдруг загораясь вестью.


Что же, не благоволи.
Знаю, что недостойна.
Мне и мелькнувшей вдали –
Росчерком – птицы довольно.



Утешь меня...

Утешь меня.
Скажи: - «Еще все будет –
Зеленый свет в затерянном лесу.
Я земляники тающее чудо
Тебе в ладонях утром принесу»….

О, если б я могла жить, как должна –
Быть с непослушным сыном терпеливой,
Не забывать, что я теперь жена,
А не любимая – и все же быть счастливой…

О, если б я могла жить, как хочу –
Всех псов бродячих взять в свой дом навечно.
Ложиться заполночь, век не ходить к врачу,
В кругу друзей читать стихи беспечно!

О, если б я могла жить, как живу –
Дверь открывать – мой черный кот навстречу,
А март придет – вновь увидать траву,
И чтобы дома были все под вечер.

…Увы, мечтам не сбыться никогда,
И тяжек долг, и где-то ждет беда.



Мені наснилось те що не було.

що не бувало у житті ніколи
і інше місто за вікном гуло
і місяць інший – ген над видноколом

Мереживо небачених зірок
сплелося в незбагненні візерунки
і відчуття – що зробиш лише крок
отримаєш нечувані дарунки

Побачиш несказанні кольори
крайнеба на казковому світанку
неначе переможні прапори
зійшлися в тріумфуючому танку

Відкриється невидана краса
між білих веж веселкою повитих
немає тіні є одна яса
в цим дивовижнім незрівнянім світі

Немає смутку каяття і сліз
немає розпачу жалю томління
Зайди у цей вічнозелений ліс
знайди розраду під його склепінням

Але б хоч до яких незнаних див
стелилась ця заквітчана стежина -
по ній назустріч не простуєш ти
тебе на ній довіку не зустріну

Так ось як почувається зерно
покинувши свій світ тісний та сталий
коли крізь сон і темряву воно
стеблиною до світла проростає!

Інакший світ І сонце променить
ласкавіше на синім небозводі
в повітрі золотавий джміль бринить
і вітер виграє своїх мелодій

Але чи в змозі дивні ці дива
заповнити безкраю порожнечу
якщо зернини поруч з ним нема
коханої над все в житті-предтечі

На неосяжних сонячних ланах
де море золотаве колоситься -
як стрітися навіки знов і як
в обійми одне одному схилиться?

 Тоді навіщо ж все...


Весняне

аж від самого порога
рястом встелена дорога
не піду сама
я на тебе зачекаю
ой і довгою, без краю
ця була зима

за північним виднокраєм
хмар принишкли чорні зграї
їм тепер не час
а навколо скільки ока
сяє ряст зеленим шовком -
Боже, це для нас?

безустанно, що є сили
Матір Божу я молила:
милосерда будь!
щоб уздріти нам з тобою
рястом, першою травою,
вистелену путь...

тільки знаєш, камінцями -
це пусте, що манівцями -
скраєчку пройдусь....
так вже жаль стоптати рясту!
хай дорогу встелить рясно
він іще комусь...



* На фотографии Галка слева.

14 октября 2007г.