Полная чаша

Александр Щедрецов
ПОЛНАЯ ЧАША

В среду пригласили меня к Антоновым на новоселье. Новоселье было в субботу, и о подарке было время подумать. Я стал думать. Но, сколько ни думал, придумать ничего не мог. Антоновы были той самой семьёй, в которой всё есть. Не дарить же второй набор формочек для пирожных или вторую гладильную доску. Я приуныл.
- Слушай, - сказал я Антонову. - Говори прямо, что тебе подарить.
- Не знаю, - печально ответил он. - Всё есть.
- Может, зеркало в прихожую?
- Есть зеркало.
- А кофемолка?
- Две. И обе работают. Говорю тебе, всё есть
- Так не бывает. Человеку всегда чего-нибудь не хватает.
- Я тоже думал, что не бывает. Оказывается, бывает.
- Хочешь, я подарю тебе белую мышь и мышеловку? Сознайся, что белой мыши у тебя нет.
- Мыши нет. А мышеловка есть. Бельгийская. Никуда, брат, не денешься. Полная чаша.
- Ладно, - рассердился я. - Спать не буду, а разыщу последнюю каплю для твоей чаши.
На новоселье я пришёл с букетом. Одного взгляда на подарки было достаточно, чтобы определить: дубликаты. Хозяин был радушен и скучен по обыкновению. «Видишь, - прошептал он в прихожей, - надарили, а зачем всё это? Вот кофейник, а это подсвечник - ведь всё есть. Раньше квартиры трёхкомнатной не было, а теперь и квартира есть.
Мы вошли в комнату, вернее, в чертог.
- Это что, - прошептал хозяин. - Ты в сортир загляни.
- Успеется.
Между гостями, как майская бабочка, летала хозяйка.
Сели за стол. Начались тосты. Пили за полную чашу. Я пил и оглядывался. Стены были увешены керамическими блюдами. На шкафу, пианино и секретере туманно сияли фарфоровые безделушки. Сервант перемигивался с хрусталиками люстры.
- Видишь, ваза, - шепнул хозяин. - Ох и заплатил за неё! Жена заставила. А теперь вроде как и нужна. Без неё как-то, знаешь, не то, вроде чего-то не хватает.
Ваза, и впрямь, была удивительная: глубокая чаша с винтовыми нарезами и мелкой насечкой. Ваза была пустая.
- Для чего эта чаша? - спросил я.
- А бог её знает. Богемская. Жена совсем от неё ошалела. Сядет и смотрит. Такие, брат, дела.
Встали из-за стола. Зазвучала музыка. А через час появились карты.
- Дайте-ка мне, - попросил я и показал пару фокусов.
- А ты талант, - добродушно промямлил хозяин.
- Пустяки! Вот сейчас я покажу настоящий фокус. Для этого нужны большая кастрюля, платок и молоток.
Всё было доставлено.
- Осторожно сняв вазу с полки (хозяйка чуть побледнела), я перевернул её, поставил на дно кастрюли и накрыл платком.
- А теперь попрошу нашу очаровательную хозяйку взять в правую руку молоток и ударить по вазе три раза. Только три, но изо всей силы!
Хозяйка растерянно улыбалась и обводила глазами гостей. Но на лицах ничего нельзя было прочесть, кроме изумления перед силой циркового искусства.
- Ну?!.
- Закрыв глаза, она нерешительно взмахнула молотком и опустила его. Послышался треск.
- Раз!.. Сильнее!
Она опять замахнулась.
- Два!
На этот раз звон был великолепен.
- И последний!..
Отчаявшись, она как-то весело замахнулась и ударила.
Муж глядел в оцепенении.
- Три! Отлично! А теперь...
Эффектно, как заправский фокусник, я сдёрнул платок, и все прямо сунули носы в кастрюлю. Но, кроме обломков прекрасной вазы, там ничего не было.
Я тоже заглянул в кастрюлю и задумался. Все молчали, некоторые продолжали улыбаться. Наверно, ждали продолжения.
- Не получилось, - сказал я. - Попробуем взять другой предмет.
- Нет! - взвизгнула хозяйка и без чувств упала в кресло. Муж всё так же оцепенело смотрел на меня.
- Похоже, сегодня я не в форме. Ладно, в другой раз.
И пошёл домой.
Недели через две встречаю Антонова. Вместо обычного уныло-равнодушного лица я увидел блестящие человеческие глаза и нескрываемое воодушевление.
- Ну, брат, наделал ты дел! Весь дом вверх дном перевернул!
- При чём тут дом? Ну, не получился фокус, бывает... Ваза красивая, согласен, но искусство, сам понимаешь, требует жертв. Зато теперь я смогу подарить тебе вазу. На день рождения, например. Ведь теперь у тебя нет вазы?
- В том-то и дело, что нет. А главное, нет в магазинах, весь город обежал, на склады звонил. Богемская, всего три штуки и завезли. Знать бы, где остальные, да как узнаешь? Жена по комиссионным с утра шныряет, я в срочном порядке визу оформляю. Теперь... не поверишь, как новая жизнь началась, жена даже помолодела. У неё день рождения в декабре, заходи, будем рады. Может, фокус какой покажешь, здорово это у тебя получается. А если из Богемии что надо - говори, не стесняйся.
- Пока, вроде, не надо
- Ну, как знаешь!
И бодрой походкой Антонов побежал по делам.

1982