Электронное творчество. части 1-4

Георгий Стенкин
ЭЛЕКТРОННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Часть 1.
Убогость и одновременно – громадный потенциал современного электронного творчества, заставили задуматься о причинах тормозящих его развитие и об экологичности технологий.
Нам свойственно переносить признаки старого, привычного, изученного и понятного на всё новое, неизведанное, неподвластное и нестандартное. Пятьсот лет истории книгопечатания и книгочтения, тысячи лет изобразительного искусства и музыкального творчества, не могли не наложить свой отпечаток на зарождающийся новый вид искусства, вид – творчества, вид – восприятия.
Электронное творчество. E-Art. Virtual-Art. Digital-Art.
Представим себе – говорящую книгу…
Да. Многие скажут: «Ну и что? Обычная МР3 книга. Есть уже и радиопостановки, и записи театральных постановок, и обычное художественное чтение»
Согласен. Но…
Современные технологии несут нам совершенно иные возможности того, чтобы книга: «с нами заговорила».

Любой автор стремится изложить свои мысли и эмоции в такой манере, чтобы быть понятым, прочувствованным, услышанным – в конце концов. Например – обыкновенное «спасибо» на разных языках звучит по-разному, в разных культурах – имеет свои смысловые оттенки и употребляется, не всегда в одних и тех же условиях. А что уж говорить об ощущениях от поруганной любви в перипетиях искажённой реальности с криминально-политическим подтекстом? Как? Задачка усложняется?
И это – только языковые отличия. А если взять и добавить ещё и отличия в менталитете, различия в воспитании, образе жизни, благосостоянии, вероисповедании…
Получится – практически невыполнимая задача.
Это хорошо излагается другу, с которым видишься практически каждый день и который «в курсе» почти всех твоих жизненных событий. У него в мозгу – есть некий образ тебя, с твоими приоритетами, словарным запасом, уровнем интеллекта, темпераментом и спектром интересов. Он – в принципе, может понять, о чём ты ему толкуешь. А встреть старого друга, которого не видел пару лет и попробуй с ним пообщаться в той же манере, что и с предыдущим…
Не выйдет…
Или – прибегай к увеличенному детализированию, повышенной образности…
Или – используй подручные средства. Фотографии, видео, веди – по местам боевой славы, зависай на неделю в общей компании. Если действительно хочется, чтобы человек тебя понял, проникся, почувствовал твою жизнь.

Примерно в такой же ситуации оказываются и современные авторы художественной прозы. О поэтах – вообще не говорю. Им осталась только вотчина - «элита из элит». Коллеги по цеху, романтизированные натуры, истинные ценители, интеллектуалы, эмоциональная молодёжь и прочие невротики…
Прозаики же, из кожи вон лезут, чтобы приспособить своё изложение к усреднённым показателям способности воспринимать искусство. Детективчики, юморесочки, эротика, сенсации…
Журнализируемся и газетируемся. Идём в ногу с потребностями. Завлекли внимание – и впихиваем, впихиваем, хоть крупицу того, что так хочется донести…
А ведь ещё и денег нужно заработать. Кушать-то хочется всегда и всем. Сизиф – отдыхает, как сказала бы современная молодёжь.

Из-за чего?
Из-за отсутствия иных средств привлечения души читателя. Когда инстинктивные (животные) страсти работают хорошо, то стремление к прекрасному и радостному, подавляется, отодвигается в «дальний угол». За ненадобностью, неприоритетностью.

А вот, зашёл наш читатель в лес, и услышал шёпот деревьев, частушки птиц, басни зверья, соловьиные поэмы. Увидел – краски осени, таинственность полутонов в кустах, слепящую тоску заката, непосредственность мухомора. Ощутил шероховатость торчащего вопросительным знаком берёзового сучка…
И вроде – что-то шевельнулось внутри. Начали очищаться чакры, открываться шоры, спадать опоны, пылесоситься отложения лапши на ушах…
Вот. Вот где скрытые резервы. Обоюдоострый меч для борьбы с бездуховностью. И – творчество в массы, и массам – творчество. Налажен контакт. Можно – сотрудничать.

И тут – словно чёрт из табакерки, выскакивает на гладиаторскую арену – электронное творчество. Гладиатор. В латах из фотографий, рисунков и прочих произведений изобразительного искусства («Увидел» - помните?). С удалецким и победным криком качественного стерео-звука, под рёв трибун и фанфары («Услышал» - помните?). Весь такой реальный, ощутимый и способный порубить, тем самым обоюдоострым мечом – всех противников. Серость, скуку, одиночество, лень, депрессию. И броситься к решению следующих жизненных задач, к достижению целей, к планам и достижениям…
Ух!
Но почему же? Почему мы этим не пользуемся?
Часть 2.
Были опасения, что электронное творчество прикуёт молодёжь и всех остальных к экранам мониторов, оторвёт население от природы, заменит собой «реальную жизнь».
Да. Лет 5-10 назад случались эксцессы. Помню, как где-то в году 2012, началось активное театрализирование электронного творчества. Тетр и кино, теряя свои позиции в массовости и влиянии на умы, предпринимали попытки электронизироваться. И если кино – потерпело практически абсолютный крах, со своей зависимостью на видео технологиях и индустрией шоу-бизнеса, то театр – наоборот перенял «в себя» те достижения электронного творчества, которые соответствовали его драматическим и актёрским целям творчества.
Ничего революционного не произошло. Просто появился новый вид искусства, который занял определённое место в культурном обогащении людей. Театр – решал свои задачи, кино – свои, бумажная литература – имела свою, незыблемую аудиторию. И все остальные жанры – музыка, изобразительное искусство, со всеми ответвлениями и разнообразием видов, только приобрели, «подвинувшись» совсем немного, чтобы дать возможность новому многомерному виду искусства «порешать» и свои задачи.
Ещё, сыграло определённую роль развитие мобильных технологий. Сейчас, в 2026 году, многообразие электронных видов представления информации столь универсально, что иногда даже обидно становится. Вот раньше, хорошую книжку – не каждый мог позволить себе купить.
Юноша, вытащив из кармана, что-то наподобие скомканного носового платка, немного распрямил его, и упёршись взглядом в то, что там было, провёл немного немало минут 25, пока мы мчались пять остановок на пригородной электричке. Когда же мы вышли на перрон, он выходил на моей остановке, я решил его побеспокоить:
- Не сочти за наглость. А что это ты так изучаешь?
Он же, вынув из одного уха какую-то штукенцию, наверное, беспроводный наушник (подумалось мне), просто протянул мне этот свой «носовой платок», вместе с этим наушником.
Стихи. Кто-то из современных поэтов. На измятой поверхности, но довольно чётко и ярко – проплывали картины пейзажей, по-моему – классическая живопись, из наушника – лилась мелодия Брамса в обработке Московского Электронного Оркестра, а строчки стихотворения, так эффектно и гармонично выползали, вибрируя и танцуя, наполняя меня ощущением полного погружения в созданный поэтом мир, что я от разочарования, в момент окончания четверостишья, довольно нервно «потребовал» от своего попутчика показать мне, как перелистнуть страницу, что бедный парень – тупо ткнул в правый нижний край своего «носового платка» и грустно так посмотрел на меня…
Я отдал ему его электронную книжку и пошёл по своим делам. Поэзия, пусть – электронная, но жива. И как красива…

Во дворе, у моего подъезда сидела компания. Трое ребят и несколько девчонок. Слегка мерцало изображение на стенке гаража, скорее всего от какого-то мобильного проектора. Чем это они там занимаются? Фильм, наверное смотрят?
Ан нет. Не фильм. Рассказ о приключениях студента. Фантастика.
Да, точно. Коммуникатор лежал, почти что на земле, хоть бы какую коробку, что ли подставили…
Ну, космические и футуристические образы – это конечно интересно, музыка – тоже идёт соответствующая. Так всё-таки – кино? Ага! Вот и текст пошёл:
- Как я теперь вернусь на Землю? Зачёт – всё равно провалил. И скучно как-то стало…
Одни из парней, вдруг протянул руку и словно нажал на что-то, какую-то кнопку управления. Действительно – пауза. Видимо – он ощущал себя именно главным героем. И он обратился к своим друзьям со словами:
- А я бы всё-таки дал ему возможность пересдать зачёт. Он не виноват, что у него отказали двигатели.
Они все разом загалдели. Я перестал понимать их слова в этом многоголосии. И что же дальше?
Так эта их электронная книжка ещё и интерактивна? Они меняют сюжет! Да. Вот открылось меню выбора и они стали вразнобой диктовать свои варианты развития сюжета.
Это что? Как игра, что ли получается? Виртуальная реальность в виртуальном чтении?
Какой же я старый стал. Чтении…
Давно уже мы не читаем книги, а воспринимаем…

Началось проникновение электронного творчества в реальную жизнь. Ссылка в журнале, который я читал стоя в пробке на Кутузовском, на ежегодную реконструкцию событий путча 1991, в которой участвуют тысячи добровольных актёров со всей страны, привела меня через спутниковую навигацию и компьютер в машине, непосредственно к Белому Дому, нашла мне удобную парковку и предложила мне вместе с остальными нести многометровый российский триколор.
Ок! Я сложил пополам, и ещё – пополам свой портативный экран для электронных книжек и засунул его в портмоне.
Пойду! Ведь именно так – возрождалась Россия!

Неимоверно трудно стало писать прозу. Одни электронные издательства требуют предварительную «накачку» образами, т.е. перед самим текстом – представить кучу изображений, музыки, всё – что меня сопровождало при написании текста. «Чтобы полнее раскрыть настроение» - чёрт бы их побрал!
Но это – ещё полбеды. Я им сваливаю все свои фото, видео и звуковые материалы, они там сами компонуют, что лучше для полновесного восприятия.
А вот – другие издательства, совсем озверели! Не принимают работы, которые имеют только один канал и кучу материалов в «наполнении». Им подавай сразу двухмерное или трёхмерное изложение. Но я же писатель, а не композитор и художник! Да, я пользуюсь музыкой и картинами для поисков вдохновения, но я же не могу – одновременно писать слова, ноты и делать мазки кистью! Издевательство, прямо какое-то. Но контракт – есть контракт. Куда уж теперь денешься!
Придётся обращаться к художественному агенту. Отдам ему все свои материалы. Он уж найдёт и композитора, и художника, или – художественному редактору удастся всё это скомбинировать уже из имеющихся баз данных компонентов.
Совсем зажали прозаиков. Продюсеры, худруки…
Целая индустрия! А как раньше было здорово! Написал рассказик, засунул его в интернет, и радуйся, что тебя кто-то читает.
Теперь же – спрос рождает предложение. Всех поэтов и прозаиков уже разобрали. Институты уже не справляются. Народ требует всё новых и новых произведений. А писателей – всё меньше и меньше. Трудно – комбинировать три вида творчества! Но народу нравится, покупают, комментируют, требуют ещё…
У меня – гонораров, уже за 12 произведений. А когда я их оформлять буду…
Ох уж это «электронное творчество»!

Часть 3.
Взять, к примеру, музыку. Мы употребляем её – по-всякому. Слушая на кухне любимую радиостанцию, убивая скуку – модными хитами или ностальгическим шансоном, в автомобиле – по мере движения, стояния в потоках себе подобных, любуясь оригинальным номером в телевизоре, под аккомпанемент, сливаясь с видеоклипом, вторя концерту к очередному празднику, сидя в камерном зале филармонии…
Музыка – окружает нас везде. В ритме города, в перестукивании колёс поезда, в пении птиц, в мурлыкании кошки и любимой жены.
Но…
«Нам песня, строить и жить помогает» Беря гитару, включая караоке, подпевая фанатику айрон-би.
И когда мы читаем книжку! Те – кто читают, естественно.
Они тоже слышат музыку!
Музыку переживаний главных действующих лиц: «Ах, ох, Вау»
Музыку погони и «закручивания» сюжета. (Услышали?)
Музыку хеппи-энда и трагической развязки. (Ну, правда же?)
Иногда – это собственные фантазии, навеянные классическими стереотипами и въевшимися в мозг штампами. Иногда – это «привязавшаяся» по пути домой, мелодия. Иногда – просто стук своего сердца.
И тем не менее…

Так почему, всего этого - такого важного «куска» нашей повседневной жизни, такого «пласта» художественного восприятия реальности (ощущаемой, воображаемой, изучаемой), нет в наших книжках?
А как ты засунешь в бумагу звуки?
Кассету прослушивать? Самому играть по приведённым нотам? Бред. Синхронности – не будет.
А вот если бы…
Если бы из книжки лились прекрасные звуки, формировали бы настроение, создавали бы соответствующий фон, придавали ритм, включали бы своевременные звуковые эффекты, оттенки тембра – так нужные и непонятные иногда, намёки и интонации – в реальном воспроизведении…
Ух!!!
Вот это было бы удовольствие от чтения! И понимание! И эффект! И польза – в конце концов.



А картинки?
Краски осени, мерцание звёзд, таинственность заката и проч. и проч.
Бедный Залман Кинг, будучи сценаристом 9-ти с половиной недель, был вынужден 112 раз показывать ноги, чтобы сказать – иду, ухожу, уходи…
Жалко киношников.
Эти мизерные иллюстрации в книжках! Ну что они могут добавить к тексту? Только облегчить ленивым понимание фабулы? И только?
Где – изменения в ауре у убитого горем человека? Где – фейерверк при встрече влюблённых? Где – фонтаны крови в триллерах?
В голове, в воображении, в фантазиях. Увы! Каждый воображает только лишь на фоне своего личного опыта, в меру, так сказать – собственного развития. Поэтому – явно недобирает, из того, что пытается сказать автор.
Исследования образности, которую закладывает в своё произведения автор и образности, которую воспроизводит читатель, показали гигантские пропасти в их сравнении. Недобирают! Недодаём!
А почему?
Потому что словесное творчество пытается восполнить своими средствами возникающие пробелы в воображаемом. Иносказательностью, витиеватостью, лиризмом, юмором…
Прекрасно! Но…
Понимают ли? Чувствуют ли? Видят ли?
Вряд ли. Столько всего уже написано! Если бы всё понимали, если бы всё видели, то вряд ли смогли бы читать современную «жвачку», розово-наивную лирику и экстремально тупую фантастику. Читали бы «настоящую» литературу. О которой спорят «интеллектуалы» и сами авторы, устраивая междусобойчики
Недобирают! Недодаём!

Часть 4.
И о проблеме адаптации. Адаптации – в самом широком понимании этого термина. Адаптации электронного творчества в имеющиеся реалии.

Адаптации в среду восприятия:
- читали тексты, смотрели фильмы, слушали музыку – а теперь, вдруг, должны всё это «переваривать» вместе;
- держали бумажную книгу в руках, ощущали шероховатость страниц, испытывали трепет перед возможностью перелистнуть страницу, или захлопнуть книгу. А теперь – вынуждены пялиться в экран монитора и гонять по столу «мышь»;

Адаптация в среду потребления:
- покупали книжки в магазинах, книжных лавочках – перебирая по нескольку экземрляров, знакомясь с обложкой, предисловием, подглядывая в концовку и пробегая по страницам; А теперь – интернет, электронная оплата, электронная доставка;
- любовались своей коллекцией, собранием, библиотекой – заботливо выстроенной на полках, по цветам, по авторам, тематично, или – по размерам...
- одалживали друзьям, дарили на день рождения (книга – лучший подарок);

Адаптация в среду «упортебления», использования:
- заинтересовавшись каким-либо понятием или термином, обкладывались горой других книжек, в упоении – сравнивали, анализировали;
- заботливо вкладывали закладки на полюбившихся моментах, выписывали афоризмы, делали пометки на страницах;
- в разговоре, вспоминая прочитанный эпизод – бросались через всю квартиру к книжному шкафу, и спешно перелистывая страницы – декламировали…
- сидя с книжкой у камина, или – на веранде, или – в постели, могли спокойно отложить книгу, и задуматься… Представляя себя литературным героем, уносясь в потоке сюжета. Или – отвлечься, повесив в руке знакомый томик, поглядеть созерцательно на огонь, унестись – в щебетании птиц, поделиться с супругой впечатлениями о прочитанном абзаце…

Адаптация в рынок:
- милые, наивные и кричащие обложки. Изощрённые названия;
- дешёвые – карманные варианты книжки «на час»;
- элитные, блестящие глянцем и благородством – раритетные издания;
- вездесущие пособия о счастье, богатстве и успешности, незамысловатые детективчики, пошловатые юморесочки, слюнявые сериальчики;
- сенсационные бес (бесконечные) тселлеры в переводе, модных «западных» авторитетов, пророков;

Адаптация в процесс издания:
- рукопись - заботливо и многократно относимая, отсылаемая, корректируемая;
- редакционная правка, новым редактором – замещающим заболевшего коллегу, высвечивающая «новые» ошибки в перипетиях и поворотах сюжета;
- подбор шрифтов, плотность бумаги, матовость – или глянец, материал обложки, технологии переплёта;
- параметры тиража;
- предполагаемая, через месяц-два (пока будет типография печатать) – читательская аудитория и ситуация на рынке;
- взаимоотношения с оптовиками, торговыми сетями «по реализации», с розничными «мешочниками»;
- лицензии, авторские права, гонорары, контракты, договоры, регистрации, налоги и кредиты;

Адаптация в процесс созидания:
- вековая стратегия и тактика отображения чувств, эмоций, мыслей, понятий, образов – словами, только – словами;
- совершенство и профессионализм в умении создавать из слов – целые миры, вселенские битвы и личные переживания;
- вера в «что написано пером…»;
- специализация – поэты-песенники, композиторы, аниматоры, актёры, сценаристы, фотохудожники, живописцы, и проч. …
- конкуренция со стороны кино, аудио-визуального искусства, театра, музыки, живописи, mp3, видео, порнографии, пиратства, плагиата, бесцельного общения и одиночества;
- увеличение творческих усилий и количества оборотов маховика вдохновения, обострение чувствительности и нервных расстройств;
- увеличение потенциальной аудитории, разнообразие читательских групп;
- усложнение собственного позиционирования;
- уменьшение тиражей, но рост гонораров;
- нагромождение дополнительных нагрузок, для достижения фантастического результата;
- сложность и отсутствие проторенных путей;
- «пограничные» сферы творчества;

«А вы уверены, что всё это – будет носиться?
Без сомнения – всё это, следует шить!»

Продолжение следует…
Георгий Стенкин
Октябрь 2007