Музыкант

Сергей Сербов
...Так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
"Фауст" Гёте

На белом когда-то, сейчас сером с желтизной, потолке дремал комар. Только что он плотно поужинал лейкоцитами, тромбоцитами и всем прочим, что входит в состав человеческой крови. Жизнь комара короткая. Еще вчера превратилась червеобразная личинка в крылатое насекомое, а сегодня – «хлоп». Или «хлоп-хлоп» – зависит от ловкости и меткости человека. И нет писклявого создания.
Аплодисменты приговорённому к высшей мере наказания.
Видимо, комар догадывался о краткосрочности своего пребывания на этом свете. Поэтому жил сосредоточившись. Вот и сейчас, сидящее на потолке насекомое, не было комаром – это был желудок с крыльями. Вся энергия направлена на переваривание пищи, чтобы снова, как можно быстрее, появилась возможность упиться. Не исключено, что последний раз.
Сейчас нет ничего: ни пищи-человека, сидящего за столом с гитарой. Ни сине-сизого переплетения реки и тумана за окном. Есть только белок, расщепляющийся; образующий новые соединения. Живущий.
Человек же, сидевший за столом, был музыкантом. Талантливым, но не признанным. «Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами». Ему никто не помог. Так сложилось. Не судьба.
Теперь он всё больше играл на собственной кухне, а когда-то, очень давно, принимал участие в концертах, как подающий надежды.
Днем музыкант работал грузчиком. А вечером: кухня, гитара, водка. И так по кругу.
Сёгодня всё было как всегда. Бутылка самой дешевой водки была уже наполовину пуста. Руки держали гитару. Музыкант уже собирался ударить по струнам, но в дверь позвонили.
На пороге стоял человек… То есть, вовсе не человек. Строгий костюм, галстук, дорогие часы и туфли. Рост выше среднего, тёмно-каштановые волосы с проседью, черты лица резки, но приятны. Имя его я вам не назову. К тому же, какое имя вам назвать? У него их много. Читайте лучше Булгакова и Гёте.
– Здравствуйте! – улыбаясь, произнес незнакомец. – Здесь живет гражданин И.
– Здравствуйте, это я. А Вы, наверное, из «Петербургэнерго»? Так я уже за всё рассчитался – начал было оправдываться музыкант.
– Неужели я похож на электрика?! – незнакомец снисходительно улыбнулся.
– В общем-то, не очень, - смутился гражданин И. – но кто Вы тогда?
Незнакомец не ответил. Достав, будто из воздуха, набитую табаком трубку, закурил. Музыкант взволновано смотрел на, растворяющиеся под потолком кольца дыма, ждал.
– Я знаю, у Вас есть мечта, – продолжил не знакомец, дымя трубкой, – могу исполнить.
– Что же Вы, джин? – рассмеялся музыкант.
Лицо незнакомца стало серьёзным:
– Верьте мне!
– Ну ладно. Я хочу, чтобы все, услышав мою музыку, восхищались.
– Я помогу Вам, а Вы поможете мне.
– И что же от меня требуется – поинтересовался музыкант.
– А Вы помните Фауста? – как бы невпопад спросил человек в костюме.
Теперь уже гражданин И. стал серьёзным:
– Я согласен.
Человек в костюме щелкнул пальцами левой руки и рассмеялся. Музыкант упал замертво, а гитара стала вечной тюрьмой для его души.
Незнакомец взял гитару в руки и, будто обращаясь именно к ней, сказал: «Тобой будут все восхищаться! Сделка состоялась». Потом он начал играть на гитаре какую-то мелодию. Музыку можно было бы назвать божественной, если бы не личность того, кто играл. Гитара пела, но вдруг, на самой высокой ноте, одна из струн, взвизгнув, порвалась.
На лице игравшего возникло сначала недоумение, потом разочарование. Недовольно хмыкнув, он поставил гитару в угол и удалился.
Родственники И., переехавшие в его квартиру, продали гитару старому учителю музыки. Говорят, под потертым пиджаком этого учителя кто-то видел белоснежные крылья. Но мало ли, что болтают люди.
Старый музыкант поменял струну и подарил гитару талантливому мальчику лет десяти. Он живет в соседнем доме. Каждый день после школы он ходит учиться игре на гитаре. И даже выступает на концертах, как подающий надежды.