Жизнь проходит, а как стране жить без геологии?

Кирилл Михайлович Алексеевский
 Все для жизни, кроме того, что дает земледелие, человек берет из самой Земли. На пике цивилизаций – рудознатцы, специалисты поисков руды. Теперь их зовут геологами, горными инженерами, стоящими во главе огромной человеческой машины в отличие от многих, производящей не материальный продукт, а знание. О конкретном ископаемом, где оно, сколько его, как его достать. В геологии производственная работа – от науки на отделима. Даже когда уже добывают полезные ископаемые. Геологи, работают на будущее, часто, когда их уже нет в живых. Институты геологического профиля отличаются от партий и экспедиций отсутствием тяжелого полевого снаряжения и механизмов но более развитой лабораторной базой. Они дают геологу-производственнику концепции направления работ.
 Российская наука всегда была на уровне мировых вершин. Мушкетовы, Обручевы, Лучицкие, Наливкины и многие другие – известны в мире двумя, а Соболевы- тремя поколениями выдающихся ученых.
. Полезное ископаемое – это скопление нужных компонентов, добыча которых рентабельна. Все элементы таблицы Менделеева есть везде и вокруг скопления каждого обязательны ореолы разнообразных признаков его. Изучая их – находят руды, россыпи и залежи. Отдельные признаки специалистам видны на геологических картах миллионного масштаба, другие, с большей вероятностью – видны на более детальных картах. Составляют их петрографы и другие специалисты геологии, ныне при помощи своих ног, аэрофотосъемки (космосъемки) и геофизики, на сомасштабных топографических картах Конкретные поиски начинаются с подготовленных по их результатам полевых работ.
 При более детальных чем 1: 50 000 – возрастает роль минералогов, в том числе тех, что в поле выезжали только в молодости, а жизнь проводят в лаборатории. Они, извещают о находке рудопроявления, которое после предварительного обследования может подвергнуться многолетней разведке, решающей – называть ли его месторождением, завершающим длинную цепочку работ дающих в итоге «стоимость» в экономике.
Помню, нас, геологов первого послевоенного выпуска, костяка Центрально Казахстанского Геологоуправления, бережно пестовали руководители Управления, довоенные выпускники Ленинградского Горного института. На отчет по теме – вызывали старших геологов партий, знакомившихся с итогом работ, подсчетом запасов, отделкой геологических карт. Главный геолог В.И. Орлов следил за геологической и общей грамотностью отчетов. Строго спрашивая выполнение проекта, «управленцы» помогали нам в личных проблемах. Тепло, по отечески.
 Геологи вывели СССР на передовой уровень запасов марганца, меди, платины, никеля, ванадия, фосфора, свинца, угля, нефти и других богатств Земли. Часть их – основа промышленности теперь суверенного Казахстана, особенно богатого нефтью, задолго предсказанной нашим профессором Е.Д. Шлыгиным. Многочисленная плеяда лауреатов показывает признание наших трудов. А например С.И. Чайка – вторую медаль заработал в Яковлево (КМА) уехав их Казахстана.
 В России, (первыми в мире) «горные инженеры» были сведены в правительственный «департамент горных работ». В Советское время он преобразован, наконец, в Министерство геологии. Во главе были авторитетные специалисты геологического профиля. Исключение нагрянуло в 2000 году, когда по уровню номенклатуры, министром Ресурсов России продвинули бывшего министра путей сообщения Артюхова, в результате чего министерство геологии практически ликвидировали. Начались чудеса с вхождением Страны в капитализм. Стало неясна судьба геологии – как может без неё прожить Страна, ставшая сырьевым придатком мировой экономики, покушающаяся на гегемонию с опорой на сырьевое богатство, лишась геологии?
 Полезные ископаемые промышленность получает от добывающих предприятий и руководителям Страны – «реформаторам» - геологическая служба кажется лишней. Как крыловской свинье поевшей жёлуди - дуб.
 В свое время Н.С. Хрущев видя неэффективность «вертикали власти» из одной точки, разделил Страну на Совнархозы, а не эффективные звенья - сократил. Первым - министерство геологии, руководимое не «верным ленинцем», а доктором наук И.И. Малышевым. Раздали экспедиции отраслевым министерствам. Помещения Управлений – отдать под бюрократию Совнархозов. Но выяснилось, что геолсъемку, геофизику и лаборатории – отраслевики брать не хотят. Так Атасуйскую железорудную экспедицию, разведующую еще и марганец, свинец, редкие и редкоземельные металлы – министерство черной металлургии брать не может. Цветмету – железо никчему. У Редмета – разведки нет. А как быть без поисков и картирования? Пришлось сохранить остатки Управлений, пока не кончили играть в Совнархозы. Восстановили министерство геологии…
 К сожалению реформаторы нового тысячелетия – взялись за старое. Не нужен им министр-профессионал и министерство в России. Приватизировали ряд партий и здание. Но вот – кто из «близких», даже ставши миллиардерами, возьмется за картирование и прогнозирование? Менеджерам - давай руду или нефть – с гарантией прибыли немедленно! Разведочные партии могут принести прибыль, а прогнозно-поисковые работы – никогда. А как отдавать целиком в частные руки распоряжение водой? Её каждый день пьем.
 Самая убийственная затея жандармов у кормила власти – конкурсное распределение ассигнований на науку, особенно геологию. Аукцион при отсутствии геологического надзора (его ликвидировали!) в считанные годы угробит рудодобывающую отрасль, а затем и нефтедобычу, оставив несколько гигантских предприятий, если они обзаведутся своей геологической службой. Прогноз, поиски, наука приговорены исчезнуть. Геология, с тысячами специалистов может существовать – только за счет государственных ассигнований. Другого пути нет, проследить эффективность каждого невозможно.
Но нынешние Правители Страной, наметив постоянную цифру итак недостаточных ассигнований на три года – гарантирует увядание работ за счет инфляции и обещанного народу роста зарплаты. А отсутствие перспектив – лишило геологию притока молодых кадров. Средний возраст работающих геологов – ныне 60 лет. Снизилась и сойдёт на нет развитие.
Вот пример попытки возрождения поисковых идей на новых возможностях:
 Нефть, основа экономики, большинством специалистов считается продуктом перерождения биологических остатков в осадках при погружении под тяжестью вышележащих слоев. Под этой же тяжестью она выжимается из нефтематеринских пород, скапливаясь в ловушках под водоупорами в вершинах складок трещиноватых и пористых пород.
 На гигантском Ромашковском месторождении в Татарии заметили, что извлечение нефти – намного превысило подсчитанные запасы, а затухающие скважины – после небольшого землетрясения в 1987 году - помолодели и стали повышать дебит. Откуда нефть, если ниже – кристаллический фундамент? И почему она периодически меняет свои свойства? А на шельфе Южного Вьетнама в трещиноватых гранитах, рвущих кристаллический фундамент, на глубине 4 км – успешно эксплуатируют нефть, гелиеносную! Откуда?
 Впомнили Д.И. Меделеева, идеи которого через полвека пытался внедрить Н.А. Кудрявцев, забытый после смерти еще на 30 лет. Они убеждали, что нефть и прочие углеводороды, рождаются в глубочайших недрах, а осадочный чехол Земли – только удобные коллекторы флюидов.
 В Грузи (Мирзаани и Тарибани), А. Нобиле пробурил две скважины, попеременно дающие нефть уже более ста лет. Кроме больших глубин ей неоткуда взяться.
В 1989 г в Канаде, В.Н. Ларин защитил докторскую диссертацию о металлогидридном ядре Земли. Оно объясняет «холодную дегазацию Замли» Е.Г. Пескова, ввиду смерти его – забываемую, но плодотворную.
Алмазоносные кимберлиты Якутии – часто засорены нефтью. Обилие летучих углеводородов – исключало подземную разработку. В 1987 году А.И. Боткунов обнаружил в кристаллах сингенетичных спутников алмаза, пиропах, мельчайшие «узники» - углеводороды. В алмазах люминисцирующих в ультрафиолетовом свете как нефть, подобные узники не видны. Но генетическая близость нефти и алмазной ассоциации минералов – налицо.
 В нефти Тимана – ванадий, золото, платина – определяются, но пока не извлекаются. Нефть Зальцвель-Пикензен (Германия) – эксплуатируется в основном на ртуть, Ничтожная примесь её есть и других нефтях. Все это – следствие дыхания металлогидридного ядра Земли.
 По ореолу рассеяния металлов нефти, один из зачинателей металлометрических съемок, С.В. Григорян, при содействии ученых Ирана, оконтурил в 2006 году почвенной металлометрией район наименьшего расстояния до нефтеносной залежи с поверхности. Бурить не на угад, а наверняка.
 А.Б. Макеев и Б.А. Макеев на алмазах Тимана установили тончайшие, молекулярные пленки металлов, подтвердив генетическую близость самородных металлов и алмазов. Следовательно - в триаде - благородные металлы, нефть и алмазы так близки, что общепринятыми различиями в происхождении их стоит пренебречь.
При современной аппаратуре напрашивается организация комплексных минералого-металлометрических поисков алмаза, нефти и попутных металлов. Это возможно только под эгидой государства, если во главе его – не временщики, а патриоты, способные понять, что геология, будучи наукой, может существовать не на рынке, а в государстве. На одних ракетно-атомных угрозах Россия долго не протянет. Для развития экономики восстановление министерства геологии – необходимо.
 Но в при «властной вертикали» на фоне кланового строения общества и практически полной ликвидации публичной критики вышестоящих, законом приравненной к «терроризму», есть риск, что в восстановленном министерстве править будут не человечные «Выпускники Ленинградского Горного института», а питерские и другие «умельцы» Дзержинского или того хуже – с большой дороги Чечни. Ведь у нас даже в научных журналах научные работы «не в струе» анонимно отвергаются, а не критикуются в открытой дискуссии. Сам институт научных, политических и хозяйственных дискуссий заменен «административным ресурсом», в котором наиболее эффективен – ОМОН, прокуратура, для организаций - налоговая инспекция. При «единственно-правильной» информации народа без критики и обсуждения важных вопросов к власти во все структуры проходят не специалисты данной отрасли, а выслужившиеся полковники и генералы, мастера кровавых дел и красивых слов с патриотическими словами и антинародными делами.

 Сокращенный вариант этой статьи - вНовой Газете № 74 (1294), 27.09-30.09. 2007,
 на с. 7 под заглавием: «ЗАЧЕМ ГЕОЛОГАМ ПАРТИИ?» Газетный формат – ограничен!
 При желании – можешь прочесть в библиотеке
 
 Это – РудикГайк 32. – Кирилл 02. 10. 07.