Листопад-2

Оскар Черкасский
РЫБАЛКА

Никогда не испытывал к рыбалке особого влечения. Это бестолковое сидение с удочкой на берегу с желанием обмануть и без того глупую мелкую рыбешку всегда вызывало во мне протест. Тем более, что надо было вставать ни свет, ни заря и куда-то тащиться по холодку.
Но неожиданные способы ловли рыбы меня всегда привлекали:
 
 
 Способ -1 и, кстати, о комарах

Низовья реки Оби. Нас человек 10-12 во главе с руководителем пришли туда пешком. Все искусаны комарами и мошкой. Кстати, тогда впервые я понял, что комары мною брезгуют. В походе первым шел наш руководитель в накомарнике и намазанный какой-то противокомаринной жидкостью, вторым шел я без накомарника и несильно намазанный, т.к. жидкость эта лезла в глаза, и приходилось постоянно их протирать. Последним шел Валька Каган (Вы разве его не знаете?) в двух накомарниках, с обмотанной шеей, в перчатках, намазанный жидкостью против комаров (кажется диметилфталат), отмахивающийся от комаров каким-то веником, но весь покусанный ими. Уж очень они его любили в то время.
Так вот о рыбалке. На одном привале я был свидетелем и участником такого способа ловли. К концу палочки длиной 40-50 см привязывается капроновая леска и делается из нее обычная петля - удавка диаметром 6-7 см. Далее рыбак (здесь вернее было бы сказать охотник) заходит в камыши и высматривает небольшую щучку, которая в свою очередь высматривает добычу поменьше. Петля медленно заводится с носа щуки так, чтобы не задеть саму хищницу и палочку нужно резко дернуть вверх. Если повезет - добыча твоя. Но самое интересное то, что у щуки от удивления глаза на лоб вылезают от такого нахальства со стороны рыбака.
 
 Способ 2 –не промышленный

На этот раз Алтай. Компания, кажется, та же самая. Речка другая - мелкая, каменистая и очень холодная. Заходить в воду лучше всего в кедах. Воды по щиколотку. Основное орудие ловли - обычная столовая вилка, которой мы едим за столом. Медленно опускаешь руку в воду и тихонько переворачиваешь плоский камень на дне. Мгновенно втыкаешь вилку в гальяна, который может там и не лежать и выбрасываешь его на берег, если, конечно, в него попал, и он не слетел с вилки. Весь улов достается кошкам - уж больно мелкая рыбка гальян.

 Способ 3 – для гурманов

Есть в Якутии великолепная речка Батуоби. Есть на этой речке бурный перекат под названием Улахан - Хан. И водится в этой речке чудесная рыбка тугунок. В определенное время года эта рыбка стремиться пройти вверх по течению через порог, чтобы где-то в верховьях отложить икру. Тут-то ее и подстерегают любители необычных способов ловли и самого тугунка под водочку. В поток между двух камней устанавливается “морда”. Морда - это такая корзина, сплетенная из ивовых прутьев, в которую рыба может только войти, назад выбраться ей уже помогает рыбак. Из морды тугунка перекладывают в ведро и солят слоями. Кушать эту рыбу можно уже через 3-4 часа. Вкус потрясающий! И, кстати, никогда не видел эту рыбу в продаже. Не любит она этого.

 
 Способ 4 - рыбалка с приятелем - фанатом

Сентябрь 1977г. - я еще в послесеверном отпуске, очень длинном - 6 месяцев и очень насыщенном событиями. Это и сплав на барже по реке Лене, и проезд на ж.д. платформе совместно с автомашиной и перегон ее через всю Сибирь своим ходом до Волги и возвращение в Алма-Ату и много чего еще. И вот на третий день по возвращении телефонный звонок - мой бывший начальник:
- “Поехали на рыбалку”.
Ну, как ему откажешь:
- “Поехали. А на чьей машине поедем?” (у него “Волга” у меня “Москвич”).
- ”На двух”.
Едем почти 160 км. На ночь устанавливаем “закиды”. “Работает в основном он. Я готовлю ночлег и разжигаю костер. Ночь я провел в машине, ничего не видел, ничего не слышал. Зато утром мне с гордостью был представлен усач - большая красивая рыбина, запрещенная к лову, и штук 5 лещей. Перед отъездом с рыбалки, усач был аккуратно завернут в сырую мешковину, положен на дно багажника “Волги” и с большой опаской доставлен домой, где два дня еще плескался в ванной, после чего был торжественно съеден. Этот усач вспоминался нами еще лет 20 потом. Кстати, фанат-рыбак в последствии с моей легкой руки стал фанатом - садоводом и про рыбалку забыл совсем.

 Способ 5 - почти коммерческий

Работал у меня плотник Володя Светлолобов. Плотник от бога. Смотреть, как он работает топором, доставляло мне колоссальное удовольствие. На 50-ти градусном морозе он, сняв полушубок, отесывал топором бревно так красиво и быстро, что трудно было оторваться от этого зрелища. Этот Володя был коренным якутянином, заядлым рыбаком и не разу не выезжал на “материк”. Но у этого рыбака не было на тот период лодки. Лодку с моей посильной помощью (я ее конопатил) он сделал за месяц.
И вот мы плывем на моторе вверх по Вилюю. Совершенно дикие берега. Ни одного строения, не говоря уже о человеке. На одной стоянке я углубился в лес и чуть не подвернул ногу. Каково же было мое удивление, когда я поднял с земли замшелую бутылку явно столетней давности.
Но вернемся к рыбалке. Поставили мы сети в мелких притоках Вилюя. Результат ошеломил меня - лодка была полна рыбы. Не знаю, куда Володя дел всю рыбу, но мне хватило одного тайменя, двух ленков и трех сигов. Но эта рыбалка осталась в памяти не столько количеством рыбы, сколько неосторожным ее поеданием. Угостил меня Володя рыбацкой ухой из трех сортов рыбы и рыбацким шашлыком из окуня. На нем-то я и прокололся, вернее, накололся - подавился рыбной косточкой. Три дня поселок хохотал надо мной. На четвертый день я самолетом полетел в г. Мирный, где мне ее и вытащили из горла. Сказали, что прилетел очень вовремя. С тех пор люблю сома и налима - в них костей нет.
Кстати о налиме. На этой же рыбалке вытаскиваем сеть, а сеть не идет - “наверное, коряга” - говорит Володя. И вдруг из воды появляется громадная рыбья морда с усами - налим. Чтобы затащить в лодку, пришлось “усыпить” его нетрадиционным способом - прикладом ружья.

 Способ 6 - как делают карьеру

Этот способ нельзя назвать никаким именем, т.к. это обычный способ лова рыбы на удочку, но в определенном месте, в определенных условиях и в определенной компании. Но такого я не видел никогда. Начну не с рыбалки, а с большого совещания, которое состоялось в Чернышевском в разгар лета. Собрали нас на партхозактив. Полный клуб народа. Всех по очереди поливали грязью, потом хвалили, потом опять поливали, а в итоге напоили и отправили в гостиницу. Настроение было фиговое, т.к. поливали больше, чем хвалили. Но строители такой народ, что чем больше их ругают, тем больше они пьют, а чем больше пьют, тем больше хорохорятся, и ругань забывается, а остаются одни похвалы. Так что на другой день (а было воскресенье), когда нас всех на двух плавсредствах закинули вверх по Вилюю на отдых, все уже все забыли. Тихая заводь на Вилюйском водохранилище, деревья, стоящие по пояс в воде, на берегу расстелены полотнища с расставленной посудой, в стороне разжигается костер и чистится рыба – громадные караси – см по 50, стоят ведра с водой для ухи, под мокрым покрывалом ящики с водкой, именно ящики, т.к. нас не один десяток. Гостеприимный хозяин – начальник Чернышевского стройуправления Панфилов Юрий Михайлович приглашает на рыбалку. После вчерашних возлияний народ ленив, людей тянет поспать, на приглашение откликаются немногие. В их числе начальник строительства Ралло и мой начальник Рябов. Прямо с борта баржи закидывается пара удочек и тут же поклевка. Первая рыба! Закидывают второй раз и опять моментально рыба. Третий, четвертый, пятый – результат тот же. Зашевелился народ, заинтересовался. Ралло разделся до плавок, успевает только забрасывать, снимает рыбу с крючка Рябов, а насаживает червяка местный профсоюзный деятель. Такой вот конвейер. В жизни не видел такой рыбалки. Панфилов в сторонке улыбается, тихо переговариваясь с рыбнадзором. Что-то тут не так. Пытаюсь понять, о чем говорят. Кажется, Панфилов хвалит рыбнадзор за удачно выбранное место и вовремя подкормленную рыбу. Результат – Рябов вскоре становится управляющим треста, местный профсоюзный деятель становится заместителем начальника управления по кадрам (тоже хлебное место). Я в рыбалке участия не принимал, но вместо Рябова был назначен начальником Управления механизации.
По-моему Ралло что-то перепутал.


 Глава 2

 ЕДИНСТВЕННАЯ ОХОТА
 
 Так уж получилось, что ни разу в жизни не был я на охоте. Единственный раз взяли меня ребята на глухарей. Одели соответствующим образом - телогрейка, высокие резиновые сапоги, вручили персональную ТОЗовку - винтовку - малокалиберку.
 Топали по марям (такие мокрые пространства в тайге) часа три, пока не вышли на сухую поляну. Глухарей я увидел сразу - два великолепных красавца сидели на дереве. Не дожидаясь команды или совета, я стал стрелять по глухарям и, конечно, только спугнул их. Больше птиц мы в этот день не видели. В память об этой охоте неудачному охотнику ребята с трассы осенью прислали с первым вездеходом громадного глухаря. Повесил я его в мешке за окно (было уже холодно), а вечером его украли. “Вор”, правда, нашелся сам, решил подшутить. Ели глухаря всей компанией дня три. Самое неприятное, оказалось - ощипывать перья у глухаря. Делали мы это с помощью пассатижей.






ДЕНЬ НОЖЕЙ

Первую и вторую зиму мы обогревали свое жилье дровами. В палатках, а потом в домах стояли металлические печи, которые надо было постоянно топить. У этих печей были “водогрейные рубашки” нашего изобретения, и горячая вода от них поступала в систему отопления. Но запас дров был нужен обязательно. Дрова заготавливала специальная бригада в 60 км от поселка. Вывозить не успевали. В одно из воскресений января организовали мы массовый вывоз дров с лесосеки. Это был такой веселый комсомольский воскресник. Из поселка вышли в «рейд» сразу 12 самосвалов. В каждой кабине по два грузчика-комсомольца. Великолепно провели мы этот день на лесосеке. К сожалению, по возвращении наше настроение было омрачено неприятным известием - в поселке во время спора один бригадир всадил другому нож в живот. Я получил нагоняй от начальства, что покинул поселок в воскресный день. Но зато с лесосеки я привез великолепный подарок - самодельный охотничий нож с наборной ручкой. Работали у меня 3 брата Потаповы. Один жил с нами в палатке, два других работали на дровозаготовках. Старший и подарил мне этот нож. История ножа такая. Старший брат Саши Потапова когда-то очень давно был осужден и получил очень большой срок лагерей. Отсидев почти 15 лет, он вышел на свободу. За что сидел, сколько давали, как провел время в лагерях – никогда не рассказывал. В лагерях он и научился делать такие вещи. Лезвие было из японского штыка. Ручка состояла из набора пластин разного цвета толщиной от 1 миллиметра до 5-6. Красные пластинки делались из пластмассового чернильного набора, белые тонкие – из солдатских целлулоидных подворотничков, черные – из ученических линеек, прозрачные из оргстекла. Все это перед сборкой было рассверлено в разных направлениях и туго собрано в рукоятку. Я долго любовался этим лагерным шедевром, воткнутым в деревянный столб, пока не услышал за спиной: «Что, нравится? Дарю».
Вот такой получился у меня день ножей.


КАК Я ... НЕ СТРЕЛЯЛ ИЗ ПИСТОЛЕТА

Зарплату привозили нам нерегулярно со случайными людьми - то начальник какой-нибудь едет, то из отпуска кто-то возвращается. Один раз я поехал в командировку в Ленск, где находилось Управление строительством. В коридоре управления увидел меня зам. начальника и говорит:
 - “Повезешь зарплату рабочим”.
Надо так надо.
 - “Сколько?” - “250 000 рублей”. - “Оружие дадите?” - “Возьмешь у охраны”. Выложили мне в кассе деньги на стол, целую гору (в то время 250 тыс. руб. приравнивались к 155 тыс. долларов). Вошли они в два чемодана. Взял у охраны под расписку пистолет. Дали грузовую машину. Ехать 330 км через г. Мирный. Весна уже началась. Наш рейс был последний, поэтому в кузов уселось человек 8 рабочих, возвращавшихся из отпуска. Приезжаем в Мирный. Воскресенье, никто не работает, а у нас вышла из строя машина, забарахлил карбюратор. Ехать еще 120 км на неисправной машине - опасно, а тем более с такими деньгами. Стал звонить по начальникам - нету их - кто на рыбалке, кто на охоте, одного городского начальника нашел в бане. Выслушал он меня, и по телефону распорядился срочно помочь. На автобазе сняли карбюратор с другой машины и поставили на нашу. Поехали мы дальше. Тут уж до самого нашего поселка могут встретиться только случайные охотники. Но нам встречались только стайки непуганых рябчиков и куропаток. Они подходили вплотную к дороге и к остановившейся машине.
Деньги я сдал в бухгалтерию. Пистолет - в нашу охрану. Начальник охраны спрашивает: - “Почему патроны все на месте?”
 -А на меня никто не нападал.
 -“Ну, ты бы хоть куропаток пострелял.
Вот так я из пистолета и не пострелял. Кстати, в Мирном, когда искал всяких начальников, очень боялся именно за пистолет, носил его все время с собой, деньги спокойно ждали меня в машине.


ПОЖАР - ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТРАШНО

Мне везло на пожары. Самый первый пожар - горит моя прорабская конторка. Только мой начальник улетел в Иркутск решать свои семейные дела, оставив меня вместо себя, горит эта самая контора. Следующий пожар чуть не оставил нас без связи с “большой землей” загорелась палатка радиста. Это был единственный на моей памяти случай, когда удалось потушить горящую палатку, обычно они сгорают мгновенно. Потом сгорел 4-х кв. дом, в котором, кстати, я сам жил. Дело было в декабре при - 43 градусах в 4 часа утра. Сначала была надежда на пожарных, но когда первую машину на пожар притащили трактором без воды, а во второй не работал водяной насос, мы стали спасать вещи, а пожар тушить снегом, кидая его тазами в огонь. Дом сгорел до земли полностью. Когда догорали последние бревна, я услышал крик начальника участка, прибежавшего последним: «Стулья спасайте!» - «Вот, - думаю, дубина, все сгорело и мебель тоже, а он «стулья спасайте». Забыл я на минутку, что стульями назывались деревянные сваи, на которых стоял дом. Стулья эти, кстати, сгорели в землю аж на 40 см, так что спасать их было уже поздно. После этого пожара я несколько дней слегка заикался, что случалось и потом при любом другом пожаре.
Горела на Севере зимой школа. В ста метрах от нашего дома. Успели затушить. Редкий случай. Обычно деревянные здания сгорали дотла. Детей успели вывести на мороз, но без одежды, которая висела в гардеробе. Она - то частично и пострадала. На пальто сына обгорели рукава, а вся меховая цигейковая подстежка осталась целой. Остатки этого мехового пальто долго валялись дома, пока я не купил машину и не постелил меховые коврики от пальто под … з-цу. Так что от пожара тоже иногда бывает польза.
Горит продовольственный магазин. Ну, тут уже не до тушения было - народ бежал на пожар с тазами, чайниками, бидонами - ему надо было спасти вино из двух деревянных бочек - а то ведь замерзнет на морозе. Самый смешной пожар на моей памяти - сгорела пожарная каланча вместе с пожарными рукавами (шланги для тушения пожара).
Но самое страшное - это когда горит лес. Поселок деревянный, техника к пожару подойти не может - топь или камни. С надеждой смотришь только на небо, когда же пойдет дождь?


НЕЛЬЗЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ...

Меня не было там много лет. Все эти годы каждый день я с тоской вспоминал какой-нибудь эпизод из жизни на Севере, начиная с момента нашего распределения в институте, нашей дороги туда, первого общежития, первых унтов или первого полушубка, первого пожара или первой выпеченной булки хлеба, которую мне с уважением вручила наш пекарь тетя Нюша. Большинство того, с чем мы встречались тогда, имело корень слова “перв”. Все это врезалось в память на всю жизнь, и вдруг со всем этим я порвал. Многим это было непонятно. Сейчас по прошествии стольких лет, а прошло без малого их 40, я уже не могу вспомнить причины, которые побудили меня сделать этот шаг. Кажется это частично было связано с обидой на то, что мне не предложили в то время работу на основных сооружениях, а оставили на строительстве промышленных объектов начальником участка, туда же послали молодых специалистов мастерами. Потом я в тайне от друзей казнил себя за сделанную глупость, но возвратиться уже не мог – помимо гордости глупой были и другие причины - только–только женился, жена в положении, мать счастлива, что я вернулся и … и стал я тянуть лямку простого инженера-проектировщика, сначала в Новосибирске, потом в Алма-Ате. Так продолжалось 8 лет. Но Севером я был уже отравлен. У Севера способность привораживать людей. В то же время он с легкостью их отпускает, а потом тянет назад неудержимо. И не столько деньги тянут человека обратно на Север, хотя и это тоже, а особая атмосфера людских отношений там. На Севере люди тянутся друг к другу сильнее. Недаром у меня друзья только из двух периодов моей жизни – школьного и северного.
И вот я вернулся. Встречали меня по-разному. Кто с радостью, кто с удивлением, кто безразлично, как будто я никуда и не уезжал. Я ходил в гости к старым знакомым, я ходил по поселку, который начинал строить с первой палатки, со слезами на глазах я смотрел на то, что было сделано мною и уже не мною - это была трагедия возвращения в молодость.
Володя Лазутин (по прозвищу “Рыжий”), который был когда-то у меня на практике, потом работал мастером, а сейчас был уже большим начальником, сказал мне при встрече за первой бутылкой: “Нельзя возвращаться туда, где тебе было хорошо”. Он был прав, и я вскоре уехал еще дальше на Север. Но это был уже другой этап жизни.