Сорок четыре разноцветия

Фима Машечкина
Первый звонок для Даши прозвенел морозным февральским утром. Звонок учителя, который первый раз заходит с трепетом в класс, где сидят двадцать два ученика.
Правда, Даша не была учителем в полном смысле слова. Пока она лишь студентка, направленная институтом в школу для прохождения практики.
Девушка стояла спиной к коричневой доске. Находиться по другую сторону парты было непривычно и неуютно. Она впилась пальцами в указку, как тонущий хватается за спасательный круг. Строгий черный костюм, который оттеняла белоснежная водолазка, на голове затянут пучок, в соответствии с собственными представлениями о прически настоящего педагога.
- 9 класс «А», вот ты какой!
Думала Даша, переводя глаза от одного ученика к другому. В ушах вертелась фраза брошенная их классным руководителем: «Своеобразный класс: дружный, но неуправляемый, умный, но ленивый…»
Двадцать две пары глаз разглядывали ее. Сорок четыре разноцветия. Большие серые глаза в обрамлении густых ресниц смотрят недоверчиво, теплые карие приветливо улыбаются, лукавые зеленые удивленно смеются, голубые широко распахнуты в приветствии…
- Добрый день, давайте знакомиться! Меня зовут Дарья Алексеевна.
Даша подошла к учительскому столу и открыла журнал.
- Я буду называть фамилию по списку, а вы, когда услышите свою, поднимите руку.
Двух минут хватило, чтобы пробежаться по списку. На том обряд первичного знакомства закончился. И Даша, борясь с волнением и языком, начала свой тщательно подготовленный заранее рассказ о Кровавом воскресенье.
К своему облегчению она отметила, что классом завладело заинтересованное молчание.
Первый шаг, первый опыт остался за плечами.
Даша гармонично влилась в коллектив девятиклассников. Разница в шесть лет ни сколько не отдаляла их. Она с удовольствием присутствовала на других уроках своих детей, как вскоре называла про себя 9 «А». Сидя за последней партой, изучала каждого.
Настя, светловолосая девочка в очках. Очень старательная и умненькая, она чаще остальных поднимает руку. Ее суждения отличаются особой взрослостью. Лера, схватывает все налету. Потому, не прикладывая усердия, прочитав на перемене учебник, она хорошо отвечает, если ее вызывают к доске.
Алла уже настоящая девушка. Ее интересует больше Петя, который сидит за соседней партой, чем рассказ биологички о пестиках и тычинках. Она украдкой смотрится в зеркальце, поправляет челку, досадливо качает головой из-за прыщиков на лбу, и кидает томный взгляд в сторону ничего не подозревающего Пети.
Костя – любимец класса. Он всегда сидит за последней партой у окна, и всегда один. Он молчалив, дождаться от него ответа тяжело. Костя ярко рыжий, канапушки усыпали нос. Белесые ресницы и брови, румяные щеки скрывали в себе непонятную притягательность. Костя умудрялся дружить со всем классом. Мальчишки уважали его за смелость, принципиальность и силу. Девочки обожали Костю, который помогал им поливать цветы, таскал портфели, угощал конфетами. В нем соседствовали бравада и стеснение. Когда он смущался, то заливался краской так, что казалось, будто корни рыжих волос еще больше пламенеют. Костя не тяготел к наукам категорически, ему было скучно на уроках, и он витал где-то за окном, вместе со снежинками, которые бесшумно падали на замершие сугробы.
***
На очередном своем уроке Даша рассказывала о японо-китайской войне. Окинув класс, она вызвала Костю к карте. Мальчик нехотя взял указку и стал искать Китай. Свой нелегкий путь он начал с левого полушария в районе США. Раздался смех, Костя сжался. Краснея, он прошел путь через Южную Америку, Европу, Африку, Антарктиду, и когда смех в классе достиг апогея, он дотопал до Китая.
Весь пунцовый от смущения, Костя забился к себе в угол у окна, и долго сидел понурившись.

- Костя, останься на минуту.
Даша окликнула его после звонка на перемену.
Тот несколько удивленно взглянул на нее, бросил учебник в портфель и подошел.
- Костя, тебе не стыдно быть настолько безграмотным? Не знать, где находится Китай в четырнадцать лет, это просто… у меня нет слов!
Даша говорила тихо, чтобы никто ее не услышал, но и жестко. Она сделала паузу, ответной реплики не последовало.
- Костя, хотя бы родителей постыдился. Они создают все условия для твоей учебы, а ты лодырничаешь, хоть бы для них постарался, да и для себя тоже… Все иди, но имей ввиду, если так будет продолжаться, мне в четверти даже тройку не за что будет ставить.
Костя взвалил портфель на плечо и вышел.
***
Подошел к концу очередной школьный день, за Дашей захлопнулась стеклянная входная дверь школы. Сумерки уже расплылись. Перекинув пакет с тетрадками с одной руки в другую, она осторожно стала преодолевать пятнадцать заледеневших ступенек.
- Давайте руку, я вам помогу.
С ней поравнялся Костя.
- А ты чего еще здесь делаешь?
- Карту в кабинете географии смотрел.
- Молодец какой!
- Говорю вам, давайте руку. И пакет…
Костя буквально выдернул пакет у Даши и взял ее за руку.
Они пошли к автобусной остановке.
- Костя, почему ты не хочешь совсем учиться?
- Не интересно потому что. Зубрить учебники у меня ни сил, ни времени нет. А так слету, я не запоминаю.
- А чем же ты после уроков занимаешься?
- Работаю.
- Как работаешь? Кем?
- Я маму меняю. Она уборщицей работает. Я остаюсь за нее вечерами, а она за маленькими в сад бежит… Иногда сторожем подрабатываю.
- То, что ты маме помогаешь хорошо, ну а как же твое будущее? Ты же не будешь всю жизнь полы мыть, а для этого надо хоть какой-то интерес иметь.
Даша говорила и мысленно ругала себя: «Прежде чем, укорять парня в его неуважении к родителям, лучше бы узнала о нем поподробнее». Ей было неловко и Костя, не ведая о том, преподал ей урок.
В Костином молчании сквозило «знаем, знаем, поучите и уйдете, а я останусь наедине со шваброй и мамиными проблемами»
Они расстались на остановке.
В этот вечер Даша пыталась сконцентрировать свое внимание на критике Столыпинских реформ, ее дети постарались на славу. Часть, конечно же, списала все с учебника, другие подошли к делу более ответственно, делясь своими собственными измышлениями.
А Даша между тетрадками возвращалась к солнечному Косте.

В выходные Даша пригласила всех желающих в кино. К ее удивлению, у кинотеатра стоял почти весь класс, терпеливо ожидая появления своей новоиспеченной классной руководительницы.
Жанна Д’Арк на экране сражалась с врагами Франции. И дети, не отрываясь, следили за перипетиями фильма.
На обратном пути возбужденные просмотром девочки на перебой спорили, какой актер красивее. Мальчишки обсуждали, почему Жанну отдали англичанам на растерзание.
Даша обратилась к Косте.
- Как ты думаешь, Жанна Д’Арк – героиня?
- Не знаю… Но женщина, взявшая оружие, уже не женщина, потому что воевать и защищать должен только мужчина.
Сделав ударение на последнем слове, он замолчал.
***
По улицам зазвенела весенняя капель. Практика подходила к концу.
Класс был занят подготовкой к вечеру КВН, который проводился между десятыми классами. Зная, как ее ученики хотят участвовать в нем, Даша договорилась, чтобы приняли в конкурс и 9 «А».
Самыми активными оказались девочки, из мальчиков помогал лишь Костя. Он подбирал музыку, подсказывал реплики.
Запоздав в один вечер, Даша влетела в класс, где стояла мертвая тишина. Все девочки сгрудились вокруг одной парты, и не заметили, как появилась Даша.
Она тихо подошла к ним. Девочки, окружив Юлю, утешали ее. Та сидела, опустив голову, и плакала.
В этот момент появился Костя. Его глаза нервно блестели.
Девочки оглянулись на звук шагов. И теперь все смотрели на Дашу. Та, не понимая, что происходит, вопросительно переводила взгляд с одного на другого.
В тот вечер ей так и не удалось выяснить, что случилось. Позже она узнала, что Юлю обидел мальчик из одиннадцатого класса, с которым она дружила больше года. А Костя, взяв на себя роль заступника, разобрался с ним по-мужски. Даша даже не стала читать ему нравоучения по поводу неправильности метода кулаков. Она знала, что эффектнее ничего в таком случае быть не может.
***
Солнце призывно светило в окно, по-весеннему согревая своим теплом. Костя стоял у парты, ловко водил по ней указкой и воодушевлено рассказывал о военных действиях 1914 года. Класс замер в изумлении. Даша сидела за учительским столом пришпиленная удивлением и не могла оторвать от Кости глаз. Рыжий Костя, подобно весеннему солнцу, щедро дарил учительнице новое тепло. Ее душа восторженно пела: «Куда подевалась эта скованность перед доской, откуда столько интереса в глазах?»
Когда Костя закончил свой ответ, Даша произнесла
- Замечательно, Костя. Спасибо тебе за этот ответ, и за труд. Пять.
Класс одобрительно загудел, Костя светился радостью и гордостью.
Настал трепетно ожидаемый вечер КВН. Зал смеялся, недоуменно молчал, аплодировал, свистел, не соглашаясь с оценками жюри. А Даша с любовью наблюдала за своими детьми. Она гордилась ими. Она знала, что они самые лучшие.
Команда 9-го «А» заняла второе место, уступив всего одно очко.
Через пять минут Даша стояла в центре класса и успокаивала обескураженных девочек. Понимая, что не в силах преодолеть всеобщее уныние, Даша предложила.
- Может, когда я закончу свою практику, мы все вместе сходим на дискотеку?
Новая идея сработала. Дети приняли ее с энтузиастом.
На последнем уроке Даша зачитывала оценки, которые она поставила за итоговую контрольную работу. Троек не было, и даже Костя получил заслуженную пятерку. Этим результатом, Даша гордилась неимоверно. Она была очень довольна итогами, хотя даже они не могли скрасить грусть расставания.
Они попрощались в надежде, что увидятся скоро, но не как учитель и ученики, а как друзья.
Жизнь Даши сложилась так, что она больше никогда не переступала порог школы в качестве учителя. 9 «А» класс остался для нее единственным и самым любимым. О своих детях она вспоминала часто.
***
- Смотри, у нее пробиваются рыженькие волосенки. Как у тебя…
Даша поднесла убаюканную новорожденную дочь, к окну, и солнце заиграло на ее макушке.
- Рыжие? Значит, счастливой будет.
Смеясь глазами, Костя подошел сзади, обнял свою жену. И они вдвоем продолжили любоваться малюткой.