Сага о войне с бюрократией или в бой идут одни старики

Елена Булкина
САГА О ВОЙНЕ С БЮРОКРАТИЕЙ ИЛИ В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ- малобюджетная короткометражная лента.
Жанр – эксцентричная трагикомедия.

1-ая серия.

Автор сценария: Булкина Е.В.
Главные действующие лица:
1. Стасов Вениамин Лазаревич – пожилой маэстро в области прикладной физики океана и адвокатуры.
2. Степанова Белла Давидовна – колоритная особа с ярко выраженными артистическими способностями и приемами, отработанными на социальных работниках.
3. Белкина Алевтина Вадимовна – бывший музыкальный работник в сфере искусства , с расшатанной и травмированной психикой в результате своей бурной деятельности в кулуарах театра, поэтому в данное время постоянно находящаяся в невменяемом психофизическом состоянии.

Краткая предыстория. Три главных действующих лица от имени пострадавшего шизофреника-тунеядца Анисимова П.И. вынуждены взять на себя благородную миссию по восстановлению законной справедливости из-за бюрократического произвола. Ибо суть вопроса состоит в том, что в паспортном столе с 1992 года существует некая бумага из психоневрологического диспансера, в частности запрещающая приватизирование жилплощади, на которой проживает вышеупомянутый гражданин, тем самым грубо нарушающая законодательство РФ. Дабы разрешить проблему квадратуры круга, узкие специалисты в области различных психологических методик по воздействию на человеческое сознание, почти одновременно собрались в ПНД и приступили к выполнению своих непосредственных обязанностей. И вот что из этого вышло…
Любые сходства персонажей с реальными героями являются неслучайными и имеют под собой не менее реальную действительность.

1-ЫЙ КАДР: Появляется название фильма с 3-мя летящими истребителями на фоне голубого неба в сопровождении песни : «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону, уходили комсомольцы на Гражданскую войну…»

ДЕЙСТВИЕ № 1.

Фойе ПНД № 18 Южного округа. Окошко регистратуры. Неспешно, вразвалочку к окошку подходит пожилой, седой господин с очками на лысине, одетый по исключительно важному случаю в парадную униформу: клубный дорогой блейзер, кожаные штаны, модные туфли. При галстуке. Наклоняясь к окошку спокойно и тихо (пока) задает свой первый вопрос: « Вопрос №1: скажите пожалуйста, когда сегодня принимает врач N…, обслуживающий участок по адресу… (при этом делает паузу, одевает очки и с извинениями лезет в свой шикарный кожаный органайзер, неторопливо его пролистывая)… Липецкая улица, дом 20 ?»
Не давая возможности регистраторше войти в свое обычное полухамское состояние, немедленно задает вкрадчивым голосом второй вопрос: « Простите, вопрос №2: не нужно ли получить официальный талон на прием по личному вопросу? И последний вопрос: фамилия, имя, отчество врача, будьте так любезны…!»
Тут у регистраторши несколько убавляется внутренне раздражение по поводу «шатающихся тут всяких дураков – и так своих хватает» и немедленно отражается на лице. Лицо заметно разглаживается. Получив более чем исчерпывающие ответы на свои вопросы, господин В.Л. торопливо направляется в сторону нужного кабинета. Очереди нет. Стучит в дверь, приоткрывая спрашивает: «Добрый день, Н.Д.! (называет врача по имени-отчеству) К Вам можно по ОСОБОМУ вопросу? Я надеюсь не занять у Вас много времени…(при этом немного посмеивается).» Врач, мужчина, чуть за 50, поднимая глаза от очередной истории болезни, сразу понимает во ЧТО он вляпался (сказывается многолетний опыт работы с человеческим фактором на его разной ступени развития). Это тоже немедленно отражается на докторском лице: тут же клеится профессиональная улыбка и делается липово-радушное приглашении войти. Выдержав мхатовскую паузу и удобно устроившись на стуле напротив эскулапа, В.Л. начинает: «Я к Вам вот по какому делу…, Н.Д.! Могу ли я ознакомиться с действующими у вас, внутриведомственными распоряжениями в отношении физических лиц, стоящих на учете по психике, но не лишенных дееспособности по существующим у вас правовым формам?» У врача немедленно начинается мелкий триммер рук, которые он профессиональным жестом прячет в карманы халата.

ДЕЙСТВИЕ №2.

Действие временно переносится в коридоры диспансера. В это время летящей походкой с развивающимися множественными складками экстравагантной одежды, в дверях поликлиники появляется некая дама и громким, поставленным голосом провозглашает: «Это ПНД № 18-ый? Я правильно попала?» Охранник немедленно немеет и явно забалдевает. Яркая особа, с достойным уважения бюстом, блондинка в последнем поколении от «Гарнье», с золотым маникюром и в тон ему набором бриллиантов на пальцах, подлетает к регистратуре и совершенно игнорируя уже собравшуюся небольшую очередь, оттискивает открывшую было рот бабку в платочке, громко и отчетливо спрашивает: «Я из органов соц.защиты! Не мешайте пожалуйста работать, я при исполнении! Где мне немедленно найти главврача?» Регистраторша (все та же) каким-то 10-ым интуитивным чувством начинает догадываться, что сегодня точно не ее день и что ныне оный предвещает быть невероятно особенным из всех ее многолетних обыденных дней-дежурств. На возмущенные выкрики из негодующей очереди, госпожа Степанова делает неопределенный фривольный жест рукой и все той же летящей походкой исчезает в недрах коридора. Главврач на свою голову оказывается тоже мужчиной, среднего - карлсоновского возраста, такой же упитанности и неумеренного благодушия. Ворвавшись фурией в кабинет и не дав вышеупомянутому опомниться, Б.Д. начинает без перехода: «Я из органов…(осматривается с белоснежной улыбкой на все 32 зуба!) К стати, я уже представлялась, у вас не в первый раз! Напоминаю, меня зовут Белла Давидовна! Я могу присесть? Как же Вы могли такое допустить, вы же руководитель лечебного учреждения?» Врач все это время робко пытается вставить хоть одну фразу , но ему не помогают даже его отработанные профессиональные приемы и навыки.
 - «Это безобразие! Полное равнодушие к больным людям, полнейшая профнепригодность! Я вынуждена разобраться! Поступил сигнал вопиющей халатности и разгильдяйства! Что Вы на это скажете? Хотите отвечать перед законом?». Степанова кокетливым жестом убирает прядь волос, опять широко улыбается, тем самым ставя главврача в непонятную, двусмысленную ситуацию. У А.Г. (имя, фамилия главного) явно начинают путаться мысли. Вскакивая, он суетливо покидает кабинет!
Проходит 10 минут. Заранее нехотя, но все же войдя в свой кабинет, А.Г. застает госпожу Степанову сидящую за личным столом и быстрым почерком заполняющую какую-то бумагу. «Соблаговолите извинить, отлучился по нужде-с…» - тихим голосом произносит врач, неимоверно коря себя за невесть откуда взявшееся мелко-буржуазное «соблаговолите» , окончание «с» и тем более некстати упоминание о физиологических потребностях. Все мысли А.Г. заняты только этой нелепицей. Присев покорно на краешек стула, врач готовится всем своим видом внимать посетительнице.
«Подпишите бумагу!» - тоном не терпящим возражения оповещает госпожа Степанова.

ДЕЙСТВИЕ №3.

Действие снова временно переносится в коридор, за порог кабинета Н.Д., из-за двери которого периодически слышится: «Вопросы здесь задаю я!», «Советую Вам четко и ясно отвечать на поставленные мною вопросы, ибо это в дальнейшем сэкономит Вам массу полезного времени на свободе!», «Я официально представляю интересы Анисимова П.И., а остальное Вас лично не касается!» В это время около кабинета понемногу собирается заинтригованный персонал диспансера: медсестры, уборщицы и кое-кто из врачей других участков. За кадром далеко и тихо играет музыка из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»: «Я прошу хоть ненадолго, Боль моя, ты покинь меня. Облаком, сизым облаком, Ты возвратись к родному дому…». Все внимательно прислушиваются, а некоторые осмеливаются
даже немного приоткрыть дверь. В открытую щелку можно видеть: красного, как рак врача и потного, но невозмутимого посетителя:
 - «Итак, продолжим, не отвлекайтесь, уважаемый! И выньте ручку изо рта, когда Я с Вами разговариваю! Вопрос № 22: Вы лечащий врач П.И., правильно я понял? С какого года?»
- «Что с какого года? Вы что себе позволяете в конце концов, а? – не выдерживает Н.Д., не привыкший к такой изощренной форме допроса. Про себя доктор тем не менее успевает подумать: «Ходят тут всякие, вынюхивают все что-то, высматривают… Не 37 год на дворе! Безобразие! Я сейчас ему покажу!» Делает полный вдох, раздувает щеки. Делает страшные глаза и ….
- «Вы не ответили на мой вопрос»! – Стасовым тут же делается мелким почерком запись в очередном рукописном листе (показываются крупным планом листы; листы все исперещены исправлениями, дополнениями. В.Л. делается обязательная поправка в опр. подпункте) – «К этому вопросу мы вернемся позже! Вопрос №23: Вы, как специалист, как оцениваете психофизическое состояние на данный момент моего подзащитного? Не можете ответить?! Как, не можете ответить?! Мне кажется, уважаемый, Вы манкируете своими прямыми обязанностями! Не смейте меня (медленно произносится) пе-ре-би-вать! Я не закончил! Тише! Следующий вопрос…» Сдувшийся, как позавчерашний шарик врач медленно оседает на кресло, нервно расстегивает пуговицы рубашки и халата, шепчет: «Светлана, срочно карту П.И. ко мне на стол!» Светлана, медсестра все это время простоявшая столбом с приоткрытым ртом около своего шефа, немедленно реагирует – пулей исчезает из кабинета. Сильно стукается лбом на пороге кабинета с некой Т.А., врачом с соседнего участка, активно подслушивающей все это время. «Караул, инквизиция! Всем по своим местам!», медсестра локтями и ногами рьяно расталкивает особо любопытствующих и спринтерски убегает в регистратуру (камера некоторое время показывает крупным планом паническое лицо Светланы, после - ее спринтерский бег. Затем – собравшийся персонал. Все растеряны.) Через минуту на пороге появляется Стасов, оборачиваясь к почти потерявшему сознание Н.Д., вопрошает: « Последний вопрос: назовите номер кабинета вашего начальства!? Не выводите меня из состояния равновесия! Это Вам так даром не пройдет!»
-«Шестнадцатый…» - слабым голосом отвечает эскулап и окончательно теряет сознание.
Господин Стасов удаляется семенящей походкой к окошку регистратуры.

ДЕЙСТВИЕ №4

Медленно с закрытыми глазами на камеру движется последний персонаж драмы – Белкина А.В.. Крупный план: Огненно-красные волосы хаотичной направленности, выбивающиеся из капронового старого чулка, повязанного на макушке в хвост. Далее: 3 свитера, одетых друг на друга разных размеров и разной цветовой гаммы, черная юбка в складку, из-под которой виднеются тренировочные трико со штрипками 10-летней давности (видно по состоянию трико, кое-где дырки и неровная штопка) и великоватыми размера на 3-4, вследствие чего: одна штанина болтается по полу сзади см.на 20, вторая – заправлена в кроссовок с полосатым черным мужским носком. Другой носок – явно детский, цветной с Пикемоновским рисунком! В одной руке гражданка держит потрепанную челночную суму достаточно больших объемов, в другой – зажат молитвослов.
- «Умоляю вас, помогите! Спасите мою жизнь, я вас умоляю!» - неизвестно к кому обращается пришедшая и все так же медленно продолжает движение на камеру. Тем не менее точно останавливается у дверей кабинета врача Н.Д. Тихо стучится. Еще раз тихо стучится. За дверью мертвая тишина. А.В. открывает наконец глаза, видит оторопевших сотрудников диспансера, немедленно реагирует на собравшихся: «Товарищи! Произошла чудовищная ошибка! Мне осталось жить всего несколько часов, умоляю Вас! Вы понимаете, у меня сын пишет кандидатскую, получает 1.5 тыс. рублей! У него двое детей, жена! Они все лежат в голодном обмороке! Я три дня не ела, падаю в метро от недоедания! Полное истощение! Спасите мою жизнь и жизнь моих детей!» Последние слова своей реплики гр-ка Белкина договаривает уже в кабинете врача. Несмотря на то, что последний находится в бессознательном (коматозном) состоянии, экзальтированная особа продолжает: « Вы же умный человек, понимаете мое состояние?! Срочно нужна приватизация! У меня есть врач, новейшие методики, абсолютно научный подход! Все академики мира могу подтвердить – Маргарита Буденовна, она врач от Бога! Бог есть, я думаю, Вы просвещенный человек в этом вопросе! Не будете отрицать очевидное! Срочно на аппарат, срочно! Я спасу Вас, доверьтесь мне! Умоляю Вас, дайте СПРАВКУ!»
В затуманенном мозгу доктора немедленно появляется яркое видение: война, разруха, бомбежка. Большой, светлый, уютный кабинет. В нем Мюллер и рыжая радистка Кэт. Сам врач сидит привязанный по рукам и ногам к стулу лицом к окну. Не может соответственно шевелиться. Мюллер ехидно улыбается и почему-то все время язвительно спрашивает: «Ну, что Плейшнер, провалил явку? С цветочками то облом вышел?! Ягодки еще все впереди!» А хитрая бестия Кэт все время пытается заглянуть за шиворот Н.Д., восклицая при этом: «Креста на Вас нету! Сплошные бесы! Телевизор много смотришь, гад! Суставы то не выворачивает?! Генрих, оформите пострадавшего и выдайте необходимую справку!»

ДЕЙСТВИЕ №5

Апофеоз всему.
К крыльцу ПНД с включенной сиреной подъезжает скорая помощь. На носилках выносят врача 11 участка Н.Д. в смирительной рубашке. Рядом суетится гражданка А.В. Хватает периодически то больного, то врача скорой, то фельдшера за руки и бормочет: « Я ясновидящая! Поверьте мне! Молитесь, молитесь за здоровье несчастного! Такой был изумительный человек, какая умница! Мне так жалко, так жалко! В таком возрасте получить инфаркт, инсульт, размягчение костей! Он же не может двигаться! Кто-нибудь дайте мне СПРАВКУ, умоляю! Разрешите приватизировать квартиру! Павел не выдержит, покончит с собой! Нельзя так издеваться над человеком!» Мертвой хваткой неугомонная гражданка цепляется за подол халата полубезумного доктора, виснет на нем, рыдая: « Послушайте, я глубоко верующий человек! Скажите, Вы молились сегодня утром, а вечером вчера? Мне это очень важно…»
Страстно мычавшего эскулапа санитары быстро запихивают в скорую и машина быстро скрывается в неизвестном направлении.
В это время в кабинете главврача происходит следующее: перед исписанным листом бумаги, закрывши голову руками, положив локти на стол, сидит на краешке стула главврач диспансера А.Г. и раскачиваясь, бормочет: « Степанова? Кто такая Степанова?! Я ее знаю?!» Перестает раскачиваться, всплескивает руками, бьет себя по лбу, восклицает: « Как Степанова? Опять Степанова? Принять и выдать все, немедленно! О-о-о! Моя голова, где я?» В это время в кабинет в сопровождении перепуганной регистраторши, все время державшейся за сердце, входит господин Стасов. Немедленно приступает к допросу: «Вопрос №1: Вы отмените подведомственный акт или нет? Отвечайте по существу! Вопрос №2: Вы знаете о некомпетентности вашего лечащего врача 11-го участка, Н.Д. N-ского (называет фамилию)? Ах, не знаете?! Как, не знаете? Вопрос №3: Почему Вы не отвечаете на вопросы №1и №2? Вопрос №4: почему не отвечаете на 3-ий вопрос?»
В это время в кабинет спиной по стене «вползает» гражданка Белкина. Глаза закрыты. Одной дланью ощупывает невидимого собеседника, другой беспрестанно крестится: «Умоляю Вас, помогите! Выслушайте меня, я никогда не вру! Вы должны мне поверить! Павел больной человек, но у него такие мозги! Он такой умница, как он рассуждает, вы не поверите! Святой, святой человек! Бедный, остался на помойке! Его хотят убить чеченцы, мафия. У меня есть все данные…, все свидетели…Подпишите СПРАВКУ, спасите мою жизнь!» Протягивает врачу листы, коряво исписанные вкривь и вкось. Врач на секунду отвлекается, смотрит осмысленным взглядом на протянутые листы, вчитывается, на мгновенье закатывает глаза и в сомнабулистическом состоянии широким росчерком пера подписывает все лежащие на столе документы, а ибо: запрос в паспортный стол о снятии квартиры с запрета, акт о признании бумаги от 1992 года по постановке квартиры на особый учет недействительным, свое собственное заявления об увольнении, а также экспертизу о профнепригодности врача Н.Д., об его полной некомпетенции.

ДЕЙСТВИЕ №6

Занавес.
На крыльце диспансера № 18 Южного округа под сентябрьским небом стоит Стасов, вытирая грязным платком потную лысину:
- «Вот, ****и собрались, а!? Ну, кто бы подумал? Что себе позволяют, суки, мать их так! Это они еще долго будут помнить… А ты что, Давидовна, опять в своем репертуаре – не предупредила никого, что сегодня явишься? Опоздала, как всегда! Вопрос номер №1: почему, скажи, ты опоздала? Во сколько ты должна была прийти? Белла, я к тебе обращаюсь, мать твою так!»
Белла Давидовна закрываясь от осеннего солнышка рукой, устало отвечает, повернувшись спиной к В.Л.: «Ну, что ты, Веничка? А? Побереги свои нервы, возьми себя в руки!»
С закрытыми глазами на ступеньке вырисовывается Белкина А.В.
- «Какое счастье! Неужели я получила СПРАВКУ?...» - только и успевает произнести последняя, как камера переключается на крупный план листов, оставленных А.В. на столе у главного врача.
То, что написано на одном из них:
«Дима! Спаси Машу!
Дай денег, у меня полное истощение, голодаю!
Верни деньги: - 25 руб. дневник
 - 150 руб. охрана
 - 15 руб. носочки
 Итого: - 6,500 руб. Ты МНЕ ДОЛЖЕН!
Дима, ты молишься? Будет страдать Маша!!!!!!!
Дима, у тебя 3-ья степень дисфункции головного мозга (кислород не поступает в МОЗГ!), 4-ая уже не лечится!
ТОЛЬКО НИЧЕГО не говори Леночке!
Спаси меня!
ПАВЕЛ!!!
Электричество – не ЗАБЫТЬ.
У МАШИ III-я степень ожирения и размягчение костей! Нужно творог, исключить КУРИЦУ!!!
Дима, умоляю тебя…Спаси меня….»

За кадром играет песня из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»:
« Не думай о секундах свысока,
 Наступит время, сам поймешь, наверное,
 Свистят они как пули у виска,
 Мгновения, мгновения, мгновения…»

КАДР №2 и последний: На фоне голубого неба истребители после боевого задания в полном составе возвращаются на землю…, садятся на запасную полосу аэродрома.

КОНЕЦ. На экране появляются титры.

Фильм предназначен для широкой аудитории как пособие по некоторым аспектам профессиональной деятельности: юриспруденции, психоанализа и актерства. Не рекомендован к просмотру детям, не достигшим 18-летнего возраста.
Продолжительность: 30 мин.