Брачная повинность

Андрей Новоселов
 
 Всем павшим при исполнении супружеских обязанностей
 П О С В Я Щ А Е Т С Я.
 
 Настоящая демократия - это не только равенство возможностей для граждан, но и обязательное пользование гражданами этих возможностей. Даже, если угодно, принудительное, если они этого пользования почему-то не желают. На этом зиждется принцип построения социальной справедливости. А иначе, за что боролись?
 Одним из главных идеологов насаждения справедливых отношений в России остается градоначальник Угрюм-Бурчеев, герой «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Коммунистические творцы устраивали свой режим, строго соблюдая его рекомендации. Ну, к примеру, приснопамятные праздники 1 мая и 7 ноября. Угрюм-Бурчеев называл их соответственно: «Праздником Неуклонности», и «Праздником Предержащих Властей». Причем, первый праздник должен был «служить приготовлениям к предстоящим бедствиям», а второй «посвящался воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных. От будней эти праздники отличались только усиленным упражнением в маршировке». Как это все нам близко и дорого! Особенно тем, кто еще успел поупражняться в маршировке с шарами и флагами.
 Но особенно вдохновляло совковых идеологов семейное реформаторство Угрюм-Бурчеева: «В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков…» То есть бешеный губернатор вменял в обязанность каждому не только в обязательном порядке иметь жену с тещей и тестем, но и двоих детей. Вы будете удивлены, но все мои одноклассники имели брата или сестру. Да и я рос не без сестры. В те времена каждый гражданин СССР должен был иметь жену и двоих детей. А иначе, за что боролись? А кто по каким-либо причинам не желал участвовать в поголовном строительстве крепкой «ячейки общества», тот должен был испытывать унижения и поражения в правах. Так, на моих глазах одного доброго и тихого старого холостяка озабоченная родня довела своими брачными смотринами до психушки. И он еще дешево отделался, потому что могли женить.
 Современные духовники половых связей, конечно, морально уступают знаменитому градоначальнику. Тот хоть писал регламенты для официальных семейных отношений, узаконивать беспорядочные вязки ему и в голову не приходило. Но его последователи решили, что это он напрасно так с живыми-то людьми. И поэтому сегодня каждый житель Глупова, простите, цивилизованного мира, просто обязан иметь регулярные интимные отношения, впрочем, без каких-либо обязательств и ограничений. Воздержание же остается в укоризне, как и при Угрюме. Оно приравнивается к психическому отклонению и влечет за собой изоляцию фрондера от общества. Дошло даже до того, что невинность ныне причислена к преступлению.
 Народ наш, при всем своем упрямстве, все же законопослушен, тем более что дурной обычай, что царев указ. Поэтому все и бросаются кто в блуд, кто в прелюбодеяние. Но при всей заманчивости этих несложных занятий, есть в них и недостатки.
 К примеру, казалось бы, что плохого в блуде? Надо же попробовать до свадьбы, вдруг не понравится? Может быть интим – это не твое? Но пробование, как показывает практика, затягивает. Только начни пробовать – потом ничем тебя не остановить: ни девятым браком, ни пенсией, ни инвалидностью. Уже и сам не рад, что связался с пробованием, а ничего не поделаешь, вкалывай.
 Вот прелюбодеяние – это уже не шутки. Это вам не какие-нибудь свальные отношения. Это серьезный выбор мужчины и женщины, правда, на момент выбора уже состоящих в браке. Прелюбодеяние – деяние любви, создание любви. И сотворением этого чуда занимаются люди, уставшие от долгих семейных неурядиц. Не секрет, что в молодости любви мешает масса факторов: безденежье, отсутствие своего угла, присутствие несвоих родственников, внезапное появление детей и тому подобное. И вот, утомленные этими невзгодами сердца ищут настоящих чувств, не обремененных каждодневными напастями. Но и тут их подстерегают неприятности. Дело в том, что любовь, откровенно говоря, продукт божественный, и когда его воспроизводят пусть даже самые многоопытные люди, зачастую получается дрянь. Ну, представьте себе, что маленькая девочка решила сварить такой же вкусный борщ, какой варит ее мама. Она ставит кастрюлю с водой на плиту и начинает кулинарить. Мясо она, естественно, в суп не бросит – оно мерзлое, тяжелое, жирное. Лучше без него. Картошку надо чистить, да к тому же она грязная. Лук – горький, кто его только выдумал? Свекла невкусная, а капуста кислая. Лучше положить в кастрюлю печенье, сахару побольше, яблок нарезать, немножко винограду, ну и, разумеется, конфеты. Такой борщ, конечно, сварится, но вот есть его никто не сможет, даже сама стряпуха.
 Подобно нашей поварихе, люди, задумывающие ремейки любви, стараются их осуществить в самом комфортном варианте. Во-первых, квартира должна иметь место, а теща – нет. Во-вторых, должно быть много музыки, шампанского и цветов, а печаль пусть удалится. В-третьих, …в-четвертых…, в конце концов, получится такая муть, что и поглядеть-то будет гадко. Увы, как из самых невкусных продуктов получается вкусный борщ, так и в самых тесных обстоятельствах рождается простейшее человеческое счастье. И по другому никак. В общем, прелюбодеяние тоже не вариант.
 Ну, и куда же тогда податься бедной молодежи? В ЗАГС что ли, не выходя из Интернета?
 Жил до революции в Оптиной пустыне один старец. В миру, до пострижения в монахи, служил в штабе Казанского военного округа в чине полковника. Это и по нашим временам должность серьезная, а в то время, считай, небожитель. Не поленюсь, перепишу выдержку из его воспоминаний, а ты, читатель, не поленись, прочитай.
«Когда мне исполнилось 25 лет, мать приступила ко мне с предложением жениться. По ее настоянию, я в первый раз подошел к женщинам и вступил с ними в разговор. –«Боже мой, какая нестерпимая скука», - подумал я, - «все только и говорят о выездах, о нарядах, о шляпках. О чем же я буду говорить с женой? Нет уж, оставлю это!» Прошло еще 5 лет. Матушка снова стала советовать мне… Я послушался матери, но, как и в первый раз, вынес такое же впечатление от бесед с женщинами и решил в душе не жениться. Когда мне было лет 35, матушка снова обратилась ко мне: «Что же ты, Павлуша, все сторонишься женщин, скоро и лета твои выйдут, никто за тебя и не пойдет…» В этот день у одних моих знакомых давался большой званый обед. «Ну»,- думаю, - «с кем мне придется рядом сидеть, с тем и вступлю в пространный разговор». И вдруг рядом со мной, на обеде, поместился священник. Я так увлекся, слушая его, что совершенно позабыл о намерении разговаривать с невестами. Когда же обед кончился, у меня созрело твердое решение не жениться, о котором я и сообщил матери».
 Меня поразило в этой истории не то, что человеку за всю жизнь ни разу не пришла в голову мысль о женщинах. Меня поразило отношение окружающих к его холостой жизни. Никто из числа солдат, подчиненных ему, сослуживцев по полку, родственников, друзей, начальства - от генералов до императора, который подписывал указы о присвоении ему очередного звания, никто, подчеркиваю, не задался понятными и близкими нам вопросами: «А не болен ли этот человек? А не извращенец ли он? А традиционной ли он ориентации?» Почему? А потому, что в царской России быть холостым считалось НОРМАЛЬНО. Мало того, лезть в чужую личную жизнь было таким же неприличным занятием, как и лезть в чужой карман. И все доброхоты с сочувствующими гуляли куда хотели.
 Что же мы-то так не можем? Да потому, что мы привыкли ставить телегу впереди лошади. Потому что для нас чувственная любовь – это цель жизни. Мы считаем, что семья нужна для поддержки любви, а, стало быть, любовь главнее семейных уз. А на самом деле – все наоборот. Это любовь существует для того, чтобы поддерживать семью. И если тебе не нужна семья, то и любовь необходима как змее пропеллер.
 Зачем зверь роет нору, а птица вьет гнездо – жить, что ли, негде? Да нет, зверюга охотнее переночует на свежем воздухе под кустом, а птица на дереве. Жилье в природе устраивается только ради детей. Семья человеческая создается с той же целью, а иначе в ней просто проку нет. Но, не ведая этой простой истины, наш народ преуспевает в проведении бессмысленных брачных экспериментов. Мы сначала пытаемся «установить правильные отношения» между полами, а потом уж, если останется время и деньги, рожать детей. Хотя, по идее, дети и должны привносить в семью эти самые правильные отношения и расставлять по местам заинтересованные «полы».
 На Руси, нами оставленной, не было гражданских браков типа «поживем-попробуем», да и мечты угрюм-бурчеевых служили анекдотами. Семьи создавали только те, кому было необходимо продолжение рода. И рожали детей здоровые женщины, а не все подряд. Поэтому младенцы появлялись на свет жизнеспособными, а в семьях детей было по 15-20 человек, и каких! К примеру, Д.И. Менделеев был в семье 17-м ребенком. Брак, рождение и воспитание детей в те времена считались таким же серьезным занятием, как и государственная служба.
 Насколько с тех пор деградировали наши отношения между полами, каждый может судить по себе. Но, мнится мне, что «вмененная свободная любовь», кроме комплексов неполноценности, умственного и физического истощения, ничего русскому обществу не принесла, с чем уже можно всех поздравить.
 И еще одно замечание. Как-то незаметно из нашей жизни исчезло понятие «целомудрие», которое, впрочем, означает не отсутствие секса, а наличие мозгов. Целая мудрость – это разум, неповрежденный похотями и страстями, осознание того, что тебе самому необходимо и полезно, а что нет. И осознание это порождается личной нравственностью, которое, в свою очередь, происходит от слов «нрав» и «нравится», а не от слова «мораль». И сколько еще времени мы будем исполнять уставы современных угрюм-бурчеевых, вместо того, чтобы просто жить в гармонии с собственной мудростью, мне непонятно.



2002 - 07г