Страдивари в законе. 1. Виолетта Баша

Настя Руднева
СТРАДИВАРИ В ЗАКОНЕ

© Виолетта Баша, Еженедельник "Мир новостей", 1998

Если бы у души был голос, это был бы голос скрипки.


В этот день в ресторан «Харбин» можно было попасть только
предъявив паспорт, данные которого серьезная охрана придирчиво сверяла со специальным списком. Нет, в этом не было нарушения прав человека. Не
ждали здесь и Билла Клинтона или английскую королеву. Однако и крупнейшие дипломатические приемы не могли бы похвастаться таким интересом средств массовой информации. Представители доброго десятка телеканалов, среди которых REN - ТВ, «Культура», «Дежурная часть», ВКТ, «Московия», журналисты радиостанции «Маяк», российских и зарубежных газет вплоть до японской «Иомиури» с нетерпением ожидали начала прессклуба, проводимого еженедельником «Мир новостей». Были там и корреспонденты газеты «На боевом посту». Ждали главную гостью. Волновала возможность услышать ее уникальный живой голос. За более чем триста лет она не стала хуже, как не утратит своих несравненных качеств в ближайшие пятьсот. Эта дочь Богов из породы вечных. Разве что какой-нибудь новый вандал не захочет ее уничтожить. С нас станется! А ведь и вправду чуть не случилось…Прессзал замер, когда в сопровождении вооруженных короткоствольными автоматами рыцарей СПЕЦНАЗа внесли ее , уникальную, маленькую - в 7/8 размера ,похищенную в ночь на 25 мая 1996 года из Государственного музея музыкальных инструментов имени М. И. Глинки и недавно возвращенную человечеству уникальную скрипку Антонио Страдивари . Немыслимые усилия сотрудников правоохранительных органов да разве что сам Бог помогли раскрыть это преступление века. Как могло случиться, что в считанные минуты, преодолев четыре блокпоста, незамеченные охраной, бывшие курсанты знаменитого военного училища Верховного Совета Яков Григорьев и Игорь Шайдуров похитили скрипки работы Страдивари и Штайнера общей стоимостью око-ло двух миллионов долларов? Загвоздка в одном - такие скрипки практически невозможно продать. Но в России - стране высокодуховной, стране уникальной культуры - есть и другие раритеты. Словно в подтверждение этому в ночь на 11 сентября 1996 года те же Григорьев и Шайдуров потрясли Москву новым преступлением - из Государственной публичной исторической библиотеки ими были похищены 261 редчайшая книга, среди которых книги из коллекции графа Уварова, знаменитый «Апостол» первопечатника Ивана Федорова, рукописное Евангелие, испанский инкунабул ( так называются книги времен первого века книгопечатания ) «Пословицы» Лопеса де Мендозы 1685 года. В ходе расследования стало известно, что за-метая следы, Шайдуров собирался утопить бесценные книги в Яузе! И хотя благодаря удачной операции МУРа скрипки и книги возвращены в музеи, вопрос остается. Удастся ли передать национальное достояние потомкам? Как сохранить его для человечества, когда потребности в финансировании правоохранительных органов удовлетворяются на 70%, а потребности культуры - только на 20-25%, редчайшие книги и картины портятся , а ох-рана то Третьяковки, то Государственной публичной исторической библиотеки из-за хронической задолженности грозится забастовками?…
Заседание прессклуба, посвященного проблеме хищения и возврата культурных ценностей России, началось с демонстрации документального фильма режиссера Вахтанга Микеладзе «Страдивари. Криминальное соло», предста-вленного ведущим телепрограммы « Документальный детектив» Юрием Краузе.
Авторам талантливого фильма хочется пожелать одного - чтобы настало время,
когда бы ушли из жизни подобные сюжеты…
Закончился фильм. Рассказывают гости . Геннадий Иванович Райков - член комитета Госдумы РФ по безопасности : « В прошлом году таможня задер-жала культурных ценностей более чем на 10 миллионов долларов». (Только мне не понятно, радоваться ли успехам таможни, задерживающей около 50 процентов вывозимого, или изумляться огромной цифре, свидетельствующей о масштабе криминального бизнеса? - В. Б.). Геннадий Иванович заверил, что в беспрецендентные случаи снятия охраны крупнейших музеев России вмешивается комитет по безопасности Госдумы РФ. Но куда деться от дефицита бюджета?
Известный писатель Аркадий Вайнер с удивлением обнаружил, что его книга
« Возвращение минотавра» десять лет спустя чудовищным образом воплотилась в жизнь.
« Скрипки - это ларцы, корабли, переплывшие океан времени, чтобы принести людям счастье. Ценность произведений искусства можно сравнить только с ценностью человеческой жизни. Произведения искусст-ва как живые люди - среди них не бывает двух одинаковых. Какова их ценность? Такой цены, какую выводят Адам Смит,Карл Маркс или Григорий
Явлинский, у них быть не может…». ( Выбор имен вызвал смех в зале. - В. Б.)
«В Японии с двух скрипок Страдивари были сделаны 10 точных копий, таких, что даже эксперты не смогли отличить их от подлинника. Они были повто-рены в мельчайших деталях. У них было одно качество. Они не звучали…» «У прессклуба нет утилитарной цели - добыть денег» , - закончил писатель.
С этим можно было бы поспорить. К сожалению, именно деньги, а точнее, их
отсутствие привносит сейчас трагическую доминанту в светлый аккорд росси-
йской культуры. Говорит Светлана Борисовна Безродная, художественный
руководитель знаменитого «Вивальди- оркестра»: « Россия - беззаботная страна в отношении своих культурных ценностей. Государство должно быть меркантильным, как скупой рыцарь!»
Рассказывает Михаил Дмитриевич Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки. « Библиотекари - не владельцы, а
хранители, заложники существующих экономических и политических моделей.
Человеческая жизнь равна культурным ценностям. Но что делать, когда цена человеческой жизни упала? Здание было передано библиотеке в 1938 году и с тех пор не ремонтировалось. Книжный фонд же увеличился с полутора миллионов в 1918 году до 3,5 в 1997 году. С середины 1996 года практически прекратилось финансирование. Мы поняли, что любая охранная система может быть неэффективна…Например, металлические решетки только мешают при спасению при пожаре, но при наличии современной техники не являются препятствием для преступников.… Кража книг из нашей библиотеки привела к тому, что охрана ее стала лучше. ( Хорошо, что книги вернулись. А что же другим музеям - ждать, когда воры «помогут»? - В.Б.).Мы поняли, что доверие к человеку, которого мы принимаем на работу, должно сочетаться с подозрительностью. Среди директоров библиотек существует мнение: если молодой здоровый мужчина приходит устраиваться к нам на работу, то подозревают, что он пришел вовсе не работать. ( Вспомним, сколько платят библиотекарю! Кстати, один из задержанных действительно устраивался туда «на работу». - В. Б.)…Лучше бы нам просто не платили, чем постоянно обещали, что деньги вот-вот придут. Перед охраной чувствуешь себя Хлестаковым…За прошлый год мы получили в дар несколько материалов, а купить их невозможно. Как и продать. Ни у одного серьезного учреждения нет денег для покупки даже по бросовой цене».
Как провезти через таможню? Был случай, когда один предприимчивый человек наклеивал на старинные скрипки…современные фабричные этикетки!…
Появление героев документального фильма было эффектным. Мужественный
и обаятельный Виктор Иванович Государев, полковник милиции, заместитель начальника 9-го отдела МУРа последнюю неделю не сходит с телеэкранов. Еще бы - расследовать преступление века! Думаю, что к славе он не стремился. Вот и на пресс - клуб пришел с температурой...А еще мечтал он о службе в военно-воздушных силах, хотел с парашютом прыгать… А попал в угрозыск.
Ему под стать молодые СПЕЦНАЗовцы. Те, что участвуют в группах захвата, в разных переделках побывавшие. Амирана Павловича Оганезова - мастера, реставратора, эксперта музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки хочется назвать по-булгаковски Мастером. Скрипка Страдивари ему очень к лицу. Все пятеро (включая скрипку) очень красивы, особенно вместе. И даже их короткоствольные автоматы, придававшие легкую остроту ситуации, меня не слишком пугали. Но на вопрос вдруг закурившей ( чего в виду присутствия скрипки и телекамер делать было не положено) «акулки пера» из «Moscow news» : «Если что, стрелять будут?» ответ был коротким : «Будут!»…

Виктор Иванович Государев рассказывает о событиях тех полутора лет. Утром 25 мая 1996 года, когда Амиран Павлович пришел на работу, он был потрясен - повсюду работали сотрудники милиции, шкафы были разбиты, скрипок не было. В этот же день началось следствие по делу № 033542. Ограбление было сделано так квалифицированно, что закрадывалась мысль об участии в нем сотрудников музея. По горячим следам похитителей задержать не удалось. На следующей неделе в музее раздался звонок. Вкрадчивый голос предлагал вернуть скрипки за вознаграждение. У них не было другого выхода - скрипки были столь знаменитыми, что продать их было невозможно. О преступлении уже знал весь мир: по каналам Интерпола были разосланы шифртелеграммы…
Похищенная из музея скрипка Антонио Страдивари была подарена Давиду Ойстраху бельгийской королевой Елизаветой и передана в музей после
смерти Ойстраха его родственниками. Для продажи подобной скрипки требуется сертификат, право на выдачу которого имеют только пять человек в мире. Все они были сразу после похищения предупреждены…