Мифы и стереотипы о нас на страницах Интернета

Иза Феминова
к вопросу о гендерном аспекте этнической стереотипизации (4.5.2002. Т.А. Шилова)

Одним из значимых факторов межэтнической коммуникации являются этнические стереотипы. Их изучение, безусловно, важно и необходимо для понимания проблем межэтнической коммуникации; деконструкция же этнических стереотипов, в свою очередь, поможет гармонизировать этнические отношения.
Целью данного исследования является изучение закономерностей функционирования мифа о русской женщине в межкультурном дискурсе.
Источниковой базой для написания работы послужили материалы русскоязычных сайтов всемирной сети Интернет. Для того чтобы проследить, как функционирует миф о русской женщине в массовом сознании и как он соотносится с образом русского мужчины, были проанализированы опубликованные на страницах Интернета объявления интернациональных брачных агентств (американо-русских служб знакомств) и статьи российских и зарубежных авторов, посвященные анализу качеств русских женщин и русских мужчин. С помощью поисковой системы "Апорт" было обнаружено 700 документов на 587 сайтах; смысловыми единицами анализа послужили качества, наиболее часто приписываемые русским женщинам и русским мужчинам.
Непосредственно проблема нашего исследования "миф о русской женщине в массовом сознании российского и американского общества" рассматривалась в научной литературе крайне мало. Мы можем назвать лишь труд О.В. Рябова "Миф о русской женщине в отечественной и западной историософии" [cм.: 17]. Тема, однако, нередко обсуждалась в публицистической литературе [cм., напр.: Антонова В. Жены на вывоз. Службы знакомств в отдельно взятой стране СНГ -[2]; Про русских невест - [15]].
Вопросы, связанные с решением отдельных проблем нации, этноса, изучались в российской социологической науке довольно широко. Среди трудов, которым мы обязаны концептуальной основой нашей работы, перечислим исследования З.В. Сикевич, С.В. Лурье, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, А.А. Сусоколова [cм.: 18; 19; 10; 4]. Сущность этнических стереотипов и функции их в межэтническом общении освещались в трудах П.Н. Шихирева, Т. Стефаненко, З.В. Сикевич, А.Г. Здравомыслова [cм.: 24; 20; 18; 19; 7]. Проблема же гендерного аспекта этнических стереотипов остается в числе малоизученных. Она в той или иной мере затрагивалась лишь в исследовании А.В. Кирилиной [8] и вышеупомянутой работе О.В. Рябова [17].
Этнические стереотипы наряду с иными факторами обусловливают характер межэтнической коммуникации, способствуют формированию образов как союзников, партнеров, так и соперников. Они делают мир понятнее и доступнее и потому стереотипы экономят усилия человека при восприятии сложных объектов и защищают ценности человека и группы [20, с. 224]. Этнический стереотип формируется на основе сравнения - важнейшей характеристики этничности. Когда стереотип обращен на отличительные черты другого народа, выделение какой-либо особенности его неизбежно осуществляется путем сопоставления со свойствами собственного народа. Именно в этом смысле, в частности, определяет различия в гендерных и в семейных отношениях между русскими и поляками такая, к примеру, пословица: "У нас - не в Польше: жена мужу не больше" [19, с. 114].
Этнические стереотипы выполняют важную функцию в этнокультурной социализации, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях, влияя на этнические симпатии--антипатии, на национальные установки, определяющие межэтническое взаимодействие людей [18, с. 95].
Существенное влияние на характер межкультурной коммуникации оказывает миф о русской женщине. Чтобы проследить, как функционирует этот миф в массовом сознании, мы проанализировали 325 документов о русской женщине на 268 сайтах.
Наиболее часто в брачных объявлениях американцы, объясняя, почему они отдают предпочтение русским женщинам, упоминают внутреннюю красоту русских женщин: "В них есть жизнь, а в глазах можно прочесть и радость, и ненависть, увидеть солнце в улыбке, - и это не подделано, это искренне" [5]. Они представляют русских женщин исключительно щедрыми душой и чрезвычайно внимательными. Только русская жена способна искренне восхищаться и гордиться своим мужем даже по самому незначительному поводу, полагают они. Среди наиболее часто упоминаемых качеств, приписываемых именно русским женщинам, называют душевность, искренность, способность выслушать, открытость к душевным контактам, щедрость, доброту. ("Эти женщины умеют быть благодарными" [9]).
Характеризуя русских женщин, авторы брачных объявлений указывают на их физическую красоту: "Русские женщины - самые красивые в мире" [21], - считают они. Но главное, что привлекает американских мужчин в русских женщинах, так это женственность - то, что они одеваются как женщины, стремятся быть домашними и сексуальными, называют их "правильными, такими, какими и должны быть женщины" [15]. Русские женщины кажутся старомодными и женственными. Но следует отметить, что женственность, как показывает исследование А.В. Кирилиной, ассоциируется не со слабостью, а с силой, решительностью, выносливостью, терпением, любовью, умом и красотой [8, с.157]. По мнению иностранных мужчин, "русская жена сделает все, лишь бы ее муж был счастлив" [22].
В связи с этим стоит также отметить, что зачастую мужчины-иностранцы ищут себе русскую жену через интернациональные брачные агентства не только оттого, что российские женщины милее, но и потому что обязательств перед ними меньше. Мужчины-американцы считают, что русская женщина мечтает о мужчине, который не пьет и не курит, но в то же время и не маменькин сынок, и не грубиян-пьяница. Если русская женщина вступает в брак с хорошим человеком со Среднего Запада с приличной зарплатой, который к тому же примет ее ребенка и сам готовит пищу через день, а она, кроме того, еще имеет возможность каждый месяц посылать некоторые деньги родителям, то, по мнению иностранцев, такая женщина будет счастливейшим человеком в мире [15]. Считая т.о., зарубежные мужчины пишут письма в интернациональные службы знакомств, подробно объясняя, что русская жена выгодна, поскольку требования ее невысоки.
Русская женщина воспринимается авторами брачных объявлений, прежде всего, как мать. В большинстве случаев акцент делается на то, что русская женщина будет прекрасной матерью, хранительницей семейного очага, воспитательницей детей, не стремящейся к полному равенству с мужчинами и "не зараженная феминизмом" [15]. Несмотря на то что многие русские женщины работают, они не принимают идеологию феминизма, согласно которой, по их мнению, женщины получают право делать все, что делают мужчины. Слово "феминистка" имеет в массовом сознании российского общества преимущественно негативное звучание и означает "женщину, которая ненавидит мужчин". Итак, черты русской женщины - физическая и нравственная сила, забота, жалость, жертвенность, асексуальность - относятся именно к материнскому архетипу [17, с.2].
Т.о., русской женщине атрибутируется, прежде всего, дом, приватная сфера деятельности. В связи с этим возникает другая ипостась образа русской женщины - нечто среднее между "безропотной бабулей и доброй тетушкой из пятидесятых с половником в руках" [13], с которой семейное счастье гарантировано. Такая жена и накормит, и оденет, слова грубого не скажет, и дом будет содержать в порядке, и о детях позаботится, словом, настоящая хозяйка. О.В. Рябов полагает, что образ русской женщины иногда ассоциируется с бабушкой, в которой, по сути, те же материнские черты выражены, быть может, еще сильнее, отчетливее [17, с. 2].
Но сфера деятельности русской женщины не ограничивается семьей. Русская женщина рассматривается авторами брачных объявлений и как "женщина-работник", при этом профессиональные характеристики женщин имеют в большинстве случаев исключительно положительное звучание. Прежде всего, подчеркивается высокий уровень образования и профессиональной подготовки, которыми обладают русские женщины, а также отмечается их невероятная трудоспособность и выносливость. Устраиваясь на работу, женщины (в отличие от мужчин) часто соглашаются на невыгодные экономические условия, например значительно низкий уровень оплаты труда при высоких профессиональных требованиях и степени занятости [3]. Иностранцы отмечают, что русская женщина способна работать везде: и учительницей в школе, и менеджером крупной фирмы, и врачом, а также электриком-монтажницей и даже космонавтом. И в то же время она может плодотворно трудиться и на свежем воздухе где-нибудь в штате Колорадо. При этом русские женщины не перестают быть добрыми, нежными и заботливыми.
Изучение закономерностей функционирования мифа о русской женщине предполагает также необходимость рассмотрения того, как соотносится этот миф с образом русского мужчины. Поисковая система "Апорт" нашла 291 документ на запрос "русский мужик" и лишь 84 документа на запрос "русский мужчина".
Русский мужчина на страницах Интернета представлен, прежде всего, как мужчина-работник: "вкалывает на 2-3х работах, чтобы семью прокормить…" [12]. Более того, работа вменяется ему в обязанность: "мужик должен работать". Русские женщины, в первую очередь, ценят в русских мужчинах золотые руки и ум: "Пусть они неказисты, без пиджаков и галстуков, зато все делать умеют" [25]. Русский мужчина, по мнению авторов, стремится действовать в собственном ритме и по своему плану, он последователен и упорен в достижении своей цели. "Русский мужик работать умеет, ему бы только не мешали…." [14]. Но с другой стороны, в спокойном состоянии (когда никто не мешает) он склонен к апатии, плохому настроению, вялости и т.п., к тому, что называют "русской ленью". Переход от одной деятельности к другой дается русскому мужчине с трудом, требует время для адаптации к новым условиям. Говоря словами автора одной из статей, ему необходимо время для "раскачки", привыкания к новым обстоятельствам [2]. Причиной этого, по мнению одних авторов, и следствием, по мнению других, является пьянство, также постоянно атрибутируемое русскому мужчине. "Если у тебя плохое настроение, нужно выпить, чтобы взбодриться…" [26] - таков рецепт избавления от скуки [cм. также: 8, с. 158].
Но следует вспомнить известную пословицу: "русский долго запрягает, но быстро едет". Так и русский мужчина может мобилизоваться и дать адекватный ответ на вызов судьбы, проявив волю, ум и смекалку в "труднейшей борьбе за выживание". Подтверждение этому также можно найти на русскоязычных сайтах Интернет: "наши мужики и умнее, и с критическими ситуациями лучше справляются" [12]. Таким образом, русскому мужику не страшны никакие сложности, он выстоит в любых ситуациях, будь-то пожар, наводнение или экономический кризис и невыплата заработной платы.
Помимо этого к положительным чертам русского мужчины авторы относят также честность, верность, преданность: "Русские мужики не продаются!" [16]. Большое значение для русского мужчины имеет "настоящая дружба". Он способен отменить заранее назначенную деловую встречу только потому, что его друг, с которым он видится ежедневно, попросил "встретиться и поболтать по душам" [1].
Наконец, отметим, что и авторы - мужчины, и авторы - женщины часто акцентируют внимание на внешней непривлекательности русских мужчин. "Более уродливых мужчин, чем на улицах наших городов, нет…" [23]. "Русские мужчины еще не научились любить себя и относиться к себе с заботой и пониманием" [23], - считают авторы. Но для русских женщин данное обстоятельство не имеет большого значения. По мнению русских женщин, а также и мужчин, внешний вид мужа - это забота жены. Более того, складывается впечатление, что русские мужчины, в настоящее время, вообще исключены из сферы домашнего хозяйства. Дом - это объект деятельности русской женщины. Вот так, например, описывает идеальную жену "настоящий мужик" (как он сам себя характеризует): "…нашему брату, в шахте смену отпахавшему, нужна русская Маша, которая и накормит, и рюмашечку поднесет, и выслушает, и жарко прижмет к холодной стеночке…." [12].
Но такое описание отнюдь не свидетельствует, что, по мнению русских мужчин, женщина должна оставаться лишь домохозяйкой, содержать дом в порядке, заботиться о детях и муже. Наоборот, наши мужчины с большим пониманием относятся к желанию жены продолжать работать и делать карьеру, если только это не мешает ей выполнять домашние обязанности.
Подводя итог, скажем, что нельзя однозначно охарактеризовать образ русского мужчины. С одной стороны, это образ сильного, "крепкого", способного "на все" мужчины, который выстоит при любых обстоятельствах, а с другой стороны, образ мужика-лапотника, "неконкурентоспособного" [23] на международном брачном рынке.
Итак, в своем исследовании мы выяснили, что, во-первых, стереотип русской женщины реально функционирует в российском и зарубежном массовом сознании, и, во-вторых, образ слабого, несостоятельного русского мужчины вполне коррелирует с мифом о сильной, независимой русской женщине.

Исследования ведутся учеными Ивановского Государственного Университета при поддержке Минобразования РФ в рамках научной программы "Гендерные исследования".

Библиографический список
1. Агуреев А. Что русскому хорошо, американцу… / "Эхо планеты" 52 / 1998 // http://www.explan.ru/archive/1998/52/s4.htm
2. Аксючиц В. Апология русского характера. // http://sobor.vinchi.ru/pages/author/axs/ apology.html
3. Антонова В. Жены на вывоз: Службы знакомств в отдельно взятой стране / телеграф - Германия. Восточный экспресс. // http:// www.telegraf.de/ OstExpress/1999/62/9962/807.shtml
4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999.
5. Газета "Хорошие новости" (г. Курск) № 51 (430) 14 октября 1999 г. // http:// goodnews.kursknet.ru/number/14-10-99/32.sht
6. Дискуссия на тему: "За что я люблю русского мужчину и за что я его ненавижу" // "Губерния" // http://home.onego.ru/gubernia/love/love 14.html
7. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсовет-ском пространстве. М., 1996.
8. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
9. Лиллиенталь А. Секрет молодости / Аномалия № 05 (113) 5 марта 1996 статья 2 // http://www.pressa.spb.ru/newspaper/anomal/arts/ anomal-133-art-2. htmlv 10. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
11. Нечаева Н.А. Идеал женщины в структуре гендерных картин мира // Гендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиал Института социологии РАН. СПб., 1999.
12. Новости редакции 6 января 2001/www.Aif.ru|Старые архивы // http://www.aif.ru/old/ show.php/898-899/art023.html
13. Петрова Л. Только идиот может жениться на русской // На дне. № 07(26) 1996 г. статья 10 // http://www.pressa.spb.ru/newspapers/na_dne/ arts/na_dne-26-art-10.html
14. Полушин Д. Мы русские - с нами Бог // Русская линия. Русский дом. № 2 // http:// www.rusk.ru/press/rus_home/99/home2/home2_7.html
15. Про русских невест // Новости (New'York) от 17 июня 1998 // http://www.naritsyn.ru/ Komu.htm
16. "Русские мужики…" // http: // www.server.ru/~kominter/story/mujiki.htm
17. Рябов О.В. Миф о русской женщине в отечественной и западной историософии / Философские науки. 2000. № 3.
18. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: (Социологический очерк). М., 1996.
19. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. пособие. СПб., 1999.
20. Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 1999.
21. "Считаю вполне патриотично призвать русских женщин любить себя"// "Гильдия" // http://lordson.syzrun.ru/press/gild/99030403.html
22. Феминизм, ревизионизм и русская литература // http://massmedia. msu.art.ru/newspaper/ 19-98b/femin.html (на эту статью есть сноска).
23. Шигарева Ю. Русского Аполлона кастрировала экономика / АиФ - Новости. № 38 (1039) 2000 г. // http:// old.aif.ru/46/Apollo.thm
24. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.
25. Postfactum.Ру - Водка стала национальной идеей // http://www. posfactum.ru/2000/11/ 30/22122.ht

Работа опубликована в журнале "Женщина в российском обществе", 2001. ¦ 3-4.