Нет пути

Елена Романенко
(Как я устраивалась на работу)

День первый. Еду на собеседование. В троллейбусе давка. Какой-то старик исполинского роста, озверевший от тесноты, довольно агрессивно пробивается в серединку. Со всего маху наступает на ногу парню (тоже не маленькому) и, даже не извинившись, втискивается дальше. Парень еще не проснулся и стариков, видимо, пытается уважать, но спустить все на тормозах не может и толкается в ответ. Для старика это — последняя капля. Завязывается нечто мелкой потасовки с тычками и криками. Забыла сказать — я стою между ними. Чтобы меня не задели, пытаюсь стать меньше и уже чуть ли не выдавливаю собой стекло. Где-то подо мной героически молчит придавленная женщина. Ей хорошо — она сидит, поэтому и голоса не подает.
В итоге — выхожу, точнее — выжимаюсь из троллейбуса без пуговицы и со сдвинутой набок прической. Безуспешно пытаюсь поправить волосы на ощупь.
Как ни странно, от места мне пока не отказывают.
День второй. Опять троллейбус. Людей намного меньше. Я даже сижу. Рядом примостилась фанатичного вида тетка и начинает мне нашептывать имя бога Иеговы. Как вежливый человек, терплю и даже дружелюбно улыбаюсь, но чувствую себя не в своей тарелке.
Кондукторша бросает на меня понимающий сочувственный взгляд. Моя соседка читает мне Библию. Я ничего не имею против религиозных людей, но на работу прихожу слегка растерянная и еще полдня вытряхиваю из мозгов настойчивый шепот.
День третий. Троллейбусное движение неожиданно отменили, до трамвая далеко, не успеваю. С грехом пополам и с дикой жалостью в сердце отдавая деньги частнику, добираюсь на попутке.
День четвертый. Сегодня я буду работать самостоятельно. Нельзя опаздывать и я спешу на трамвайную остановку. Подхожу к дороге и не верю своим глазам — вместо нее река. Тут только замечаю, что рядом возятся какие-то люди в спецодежде, гудит техника. Где-то что-то основательно прорвало. Легковушки плывут затопленные по самые фары, некоторые застревают. Грузовики отфыркиваются от воды, шумно рассекая ее гладь.
Ищу обход. Насколько видит глаз — везде вода и слева и справа. Долго иду направо. Встречаю рабочих, которые заявляют, что надо идти в другую сторону, так как тут еще глубже. Иду налево. Снова прохожу мимо недосягаемой остановки, где стоит очередной трамвай.
Какой-то отчаявшийся кидается к нему, уходит под воду по колено и ошарашено выскакивает назад. Я продолжаю идти налево.
Смотрю на часы, потом плюю на все и шагаю в воду. В результате — промоченные ноги плюс опоздание.
Есть такое выражение — «Нет пути». Ты куда-то собрался, идешь себе, вдруг перед тобой дерево падает. Это и значит — «Нет пути». А если ты его все-таки перешагнешь, то следующее дерево, по идее, должно упасть тебе на голову. Но я — человек упрямый. И в приметы обычно не верю.
А на работу я все-таки устроилась. Правда, ничего хорошего мне это не принесло. Но это — уже совсем другая история.
Март 1999