Как в настоящей экспедиции!

Евгения Басова
Рубрика - "Папа, мама, я"


- Ура! Не учимся! – такими криками приветствуют начало каникул иные ученики.
А кто-то и летом будет учиться, причем с удовольствием. И не за партой, а в дальних походах – почти как в настоящей научной экспедиции.

Отдыхать – это совсем не значит ничего не делать. Отдыхать – значит, делать то, что нравится. А если человеку нравится узнавать что-то новое, и не только из книг, но и добывая знания самому? Если в нем живет дух исследователя, и этот дух требует, как пищи, все новых и новых задач? Такому человеку, наверняка, понравится в Чебоксарском эколого-биологическом центре «Караш».

«Караш» - по-чувашски «коростель». Название этой перелетной птицы, каждый год проделывающей огромный путь, чтобы вернуться на родину, стало названием природоисследовательского центра, в котором многое можно узнать о птицах наших лесов и полей. И не только о них. А также – о насекомых, о грызунах и других представителях животного мира. И еще – о наших растениях и о неживой природе. Об окаменелостях, например. Многим из тех, кто бывал за городом, на берегах рек, встречались непонятной формы предметы – не то камни, не то потемневшие куски дерева. Мы спотыкались об них и спешили вперед. А тот, кто всерьез увлечен палеонтологией, поднимет странный предмет и расскажет вам, что это, к примеру, окаменевший моллюск, или часть бивня животного, жившего много, много тысячелетий назад, или же чей-то зуб – только представьте, каким гигантом был его обладатель. И слушая увлеченного своим делом человека, вы понимаете, что история планеты, на которой мы живем, история ее обитателей – она здесь, перед вами. История Земли окружает вас со всех сторон, и она понятна тому, кто умеет читать ее.
В течение года в «Караше» идут занятия в объединениях по интересам, к примеру, таких, как «Юный эколог», «Природа и творчество», «Юный орнитолог», «Кот и пес». Проходят научно-практические конференции, устраиваются многочисленные выставки, слеты, конкурсы. Лучшие работы воспитанников центра участвуют в конкурсах, проходящих на уровне города, республики, региона – и нередко занимают призовые места. А летом, в каникулы, дети из «Караша» имеют возможность заняться исследованием родной природы на практике, выехав вместе с преподавателями в экологический лагерь.

Руководитель центра «Караш» Альберт Аркадьевич Ластухин рассказывает, что нынешний летний выезд в районы республики – уже двадцать второй. Точки прежних экспедиций отмечены на карте Чувашии. В каждой их этих точек взрослыми и детьми была досконально изучена экологическая ситуация, состояние животного и растительного мира.

Альберт Ластухин – известный исследователь природы. У многих, наверное, на памяти экспонировавшиеся в городских музеях коллекции жуков и бабочек. Он был одним из авторов этих коллекций. Альберт Аркадьевич – действительный член Национального географического общества, автор более 120 научных работ, в том числе и таких, которые публиковались в Англии, Австралии, Германии. В соавторстве с кандидатом биологических наук Л.Н. Вороновым им создана монография «Атлас птиц Чувашии», которая номинировалась на премию Президента Республики.

Можно без преувеличения сказать, что он исходил всю республику вдоль и поперек. Им описаны 8 видов и подвидов бабочек, ранее не известных науке, а множество из уже известных видов именно им впервые были обнаружены на территории Чувашии. Сейчас готовится к выходу новая монография – о редких бабочках Чувашии. Она должна выйти к его юбилею. В этом году ему исполняется 50 лет, и почти половину из них он работает в центре «Караш», который тоже скоро отметит юбилей – 25-летие. Руководитель рассказывает мне, что в создании этого детского центра в свое время принял участие известный всей стране тележурналист Николай Николаевич Дроздов. Новое создавать часто бывает нелегко – и ведущий программы «В мире животных», узнав, что в Чебоксарах энтузиасты собираются открыть детский природоисследовательский центр, пришел на помощь.

На стене в кабинете руководителя центра, среди многочисленных грамот и дипломов, я вижу сертификат на английском языке, в котором удостоверяется, что несколько лет назад Альберт Ластухин прошел 21-дневный курс обучения в колледже штата Северная Каролина в США.
- Это один из тех штатов, в которых существуют старые, фундаментальные традиции образования, - рассказывает обладатель сертификата. – В США даже есть поговорка: «Он, мол, учился в Южной Каролине». То есть не в Северной, и образование подкачало. Нас, представителей Чувашии, было 10 человек, все – работники школ и учреждений дополнительного образования. По приглашению Конгресса США мы изучали организацию образования в Соединенных Штатах. И, в свою очередь, делились своими наработками, я подарил американцам свои брошюры...

- Что вы скажете об их системе образования в сравнении с нашей?

- Таких центров, как наш, у них нет. Дополнительное образование в нашем понимании у них отсутствует. Оно интегрировано в школьный курс. Существует 10 основных и 10 дополнительных предметов, которые ученик имеет право выбирать. Это может быть автодело, могут быть какие-то сельские специальности, если это по преимуществу сельскохозяйственный штат. Дополнительное образование позволяет человеку раскрыться и в результате большего достичь. Школа – это стандарт, набор знаний, которым должны обладать все, а чтоб достичь большего, нужно дополнительное образование. Там это понимают, и статус преподавателя достаточно высок. Должен он подняться и у нас. Государство должно больше внимания уделять дополнительному образованию детей. У нас в центре в 80-е годы работало 40 педагогов. А сейчас вместе с совместителями наберется чуть более пятнадцати. Зарплата ведь оставляет желать лучшего. И многие задумываются о том, что пенсия тоже маленькая будет. Как станешь жить в старости? Поэтому человек еще подумает, работать ли здесь, даже если любит свое дело всей душой. У нас мало педагогов-мужчин...

И верно, работать в «Караше» невозможно, не любя природу. А еще надо очень любить детей. Здесь подобрался коллектив единомышленников. В его сотаве - Константин Иванович Арзамасцев, Марина Викторовна Нараткина, Екатерина Анатольевна Петрова и еще многие другие талантливые люди. Здесь же в течение нескольких лет работала и известная читателям нашей газеты Нина Мануиловна Гречко. Она вела кружок «Юный ветеринар». В центре «Караш» работает и супруга Альберта Аркадьвича, Тамара Михайловна. А сын, Антон, в этом году закончивший десятый класс, уже несколько лет занимается в центре. Он тоже увлечен природой, как его родители.

Дети всегда чувствуют отношение взрослого. И надо видеть, как радостно мальчишки приветствуют Константина Ивановича, как «липнут» девочки к Екатерине Анатольевне, к вожатой Татьяне Филипповой...

...В этом году школьников-исследователей природы принимало село Раскильдино в Аликовском районе. Директор Раскильдинской школы Владислав Никандрович Миронов встретил детей с сердечным гостеприимством, а ваш корреспондент, поговорив с ним, поняла, что гостям и хозяину легко было понять друг друга, поскольку хозяин – тоже увлеченный человек. Судя по всему, он ощущает себя и свою работу как часть огромного дела, каким было учительство во все времена, как звено между прошлым и будущим. Директор рассказал мне о том, что школа появилась 137 лет назад при церкви Рождества Богородицы, что здесь учились многие известные люди, в том числе автор Гимна Чувашской Республики Илья Тукташ, а несколько лет назад здесь квартировали кинематографисты, снимавшие фильм «Во время жатвы».

За помощь в организации летнего лагеря работники «Караша» благодарны Минприроды ЧР, Ленинскому РОНО г. Чебоксары, Аликовскому РОНО и лично заместителю его руководителя Эдуарду Владимировичу Николаеву, и Чебоксарскому городскому экологическому фонду.

В лагере каждое утро, после завтрака, дети вместе с преподавателями отправлялись в поход – в поле, в ближайший лес. И так – почти до конца смены. Несколько дней в самом конце они оставались в лагере. Входишь в игровую комнату, а в ней – тишина и сосредоточенность. На столе разложены находки, детские головки склонились над определителем. Так, вместе, ученики пишут свои первые научные работы. Учатся систематизировать полученные знания, делать выводы.
Обязательно в жизни пригодится!