Махи Гойи

Виталия Пак
“Маха одетая” и “Маха обнажённая”

Гойя – выдающийся живописец, смелый новатор в своей области. Его искусство – это страсть.
“Маха одетая” и “Маха обнажённая” были написаны в период с 1800 по 1803 гг., и эти картины можно по праву назвать песнью во славу женской молодости и красоты.
Образуя единое целое, и во многом благодаря именно своему соседству друг с другом они интригуют и зачаровывают зрителя загадкой произошедшей в ней перемены. Это соседство двух образов, ни в коем случае не простое сопоставление, контраст обнажённого и облечённого тела, хотя можно толковать эти картины и так.
Есть особое, непередаваемое очарование именно в том едва заметном, изменении тона картины, её внутреннего настроения, которое обнаруживается по мере того, как мы всё дольше смотрим и сравниваем их.
Очарование это не сравнимо ни с чем.
 “Маха” Гойи – прекрасное юное создание, пленяющее своей свежестью, нежностью, наивной, трогательно – чувственной тонкой красотой . Это чисто испанский тип красоты: нежные и одновременно твёрдые черты лица, белоснежная кожа, тёмные пышные волосы и чёрные глаза.
Внимание художника сосредоточено только на ней; этому служит яркий цветовой контраст – тёмный статичный пустой фон и светлое радостное пятно её платья и тела. Чисто субъективное впечатление – “Маха одетая” как бы освещена извне, снаружи, а “Маха обнажённая” наоборот, как будто сама излучает свет; её жемчужно – белая кожа сияет, освещая собой всё пространство картины изнутри.
“Одетая Маха” - это Маха, скрытая от глаз. Платье обрисовывает дивные линии её тела, только намекая на скрытые от нас красоты, и, чувствуя это, чувствуя на себе эту тонкую защиту, она задорно смотрит и кокетливо улыбается с полотна. Она дразнит Его, играет его чувством, ибо она знает, что неприкосновенна за своей мнимой “бронёй”, она позволяет пока лишь любоваться собой – своей высокой змеиной гибкой талией, плавными очертаниями пышных бёдер и груди, кокетливо вытянутыми под юбкой ножками. Она соблазняет, зная, что всё последующее будет зависеть от неё, всё в её власти. Поза полна очаровательной провокации, она демонстрирует всю прелесть своей фигуры, не теряя при этом достоинства, но сохраняя пленительный женский шарм. Кокетливый тёплый взгляд и полуулыбка на ярких губах, поза, положение рук, поворот головы – Маха призывает, но всё же сохраняет за собой право выбора.
И совсем другое мы чувствуем в “Махе обнажённой”. Всё внимание сосредотачивается на созерцании теперь уже ничем не скрытого тела. Маха, как светильник в окружающей нё темноте, и она прекрасна. Идеальные маленькие ступни, мягкая плавность, текучесть линий. Её тело гладко и молодо – округлость, женственность, молодая стройность. Хотя это уже более позднее впечатление. Она необоримо притягивает к себе, приковывает взор, невозможно оторвать глаз.
И вот тут возникает самое интересное. “Маха обнажённая” кажется более целомудренной и серьёзной, по сравнению с нею же одетой. Здесь уже не кокетство. Это момент стыдливости и чуть смущённой, чуть скованной чувственности.
Она обнажена. Она отнюдь не стремится спрятаться, но едва уловимыми деталями Гойя передаёт её внутренний трепет, неожиданное отчуждение, волнение наконец. Работая лишь с пластикой её позы, пользуясь небольшим количеством цветов, спокойной палитрой оттенков, он заставил заговорить её тело; передал такие движения души, которые мыслимо уловить только в жизни, в движении, а не в статичном искусстве. Взять хотя бы движение ног, выражение лица. В этой Махе больше подлинности, её внутреннее состояние, настроение этой минуты открыто также, как и её тело.
Гойя создал потрясающие картины. Глядя на обеих “Мах” можно ненароком вспомнить
Слова: “остановись мгновенье! Ты прекрасно…” Это действительно так.



1998/2004

Vita Pak