Лоенгрин

Елена Ронина
Время бежит вперед, меняется жизнь, меняемся мы, наши возможности, наши взгляды на жизнь. И теперь я даже могу выступить с фразой: «Во время нашей поездки в Вену, мы даже были в Венской опере!» Или нет, лучше так: «Когда мы планировали поездку в Вену, мы естественно заказали билеты и Венскую оперу тоже», лучше, но все равно что-то не то…
Вот! :
– Десятого сентября в Венской опере дают «Лоэнгрин». Думаю, нужно сходить. Дорогой, ты сможешь освободить себе этот вечер?

Да.. Когда-нибудь, наверное, я действительно смогу себе и это позволить. Хотя позволить–то наверное, могу прямо сейчас. И очень хочется представить себя героиней фильма «Красотка», когда тебя сажают в самолет и везут незнамо куда, незнамо на что и незнамо в каких дорогих украшениях, причем из ломбарда. Но мне- то это зачем? У нас все в наших руках. И я могу поехать туда, куда хочу, и украшения достать свои собственные из тумбочки.
Так что все-таки начинаем планировать просто поездку в Вену, а не поход в оперу. Оперу будем посещать заодно, не каждый же день в Вене оказываешься, и не все же по магазинам носиться. Хочется культуры!

Посетить Венскую оперу, я думаю, мечтает каждый образованный человек. В дни, когда мы будем в Вене, будут давать Вагнера. Ну Вагнера, так Вагнера. Кроме того, что он был любимым композитором Гитлера, ничего про него не слышала. Заодно и узнаем.
Вагнер… Лоэнгрин... Звучит очень красиво, в любом разговоре вставить не стыдно. Билеты стоят астрономических сумм. Мы летим с нашими друзьями, и, как всегда, не посвящаем наших мужей в нудные денежные подробности. Берем эти неприятные хлопоты на себя. И душещипательный вопрос – почем слушать «Лоэнгрина», по 500 евро или по 250 - решаем сами. Решаем в пользу 250. Конечно, и по 250 то уже не хочется его слушать, но до поездки время еще есть, глядишь, сумма из головы и выветрится. Главное - не проговориться нашим мужьям. Потому как если они узнают, сколько это стоит, будут сами за эти деньги петь и плясать неделю. Убедить их , что их пение - это все–таки не совсем «Лоэнгрин», думаю будет сложно.

Цены в Европе на билеты давно уже не маленькие, это мы привыкли все за копейку, но по блату, но не достать! А у них все можно достать. Любой спектакль может посетить любой гражданин, пожалуйста!
Есть система различных скидок для различных слоев населения. Например, отдельные цены для студентов, для пенсионеров, или если заказываешь заранее, или через Интернет. Я могу судить только о Германии. Но, например, в Берлине существует раз в месяц так называемая «Ночь музеев». Все музеи работают бесплатно с 18-00 до двух часов ночи, причем между музеями курсируют бесплатные автобусы. То есть если есть непреодолимое желание приобщиться к культуре, а денег нет и не предвидится, то можно это сделать в ночи. Опять же очень романтично. Безусловно, немцы всеми этими благами пользуются. Средний билет в театр стоит – 150 евро. Но рачительный немец обязательно найдет способ купить его со скидкой.
Собираясь в Венскую оперу я вспоминала свой уже немаленький опыт посещения театров в Германии. Это дело я люблю, бывая в Германии, использую малейшую возможность куда-нибудь сходить, ну хоть в кино!

Как-то немецкий коллега пригласил меня в Берлинскую оперу. Вернее так, он меня не приглашал, я выражала все время огромное желание, он вроде как обещал озаботиться билетами заранее, но забыл. Видимо, надеялся, что я передумаю в этот раз в театр ходить. А я и не передумала! И по приезде в Берлин интересуюсь:
– Ну что, в театр идем? – по лицу сразу понимаю, что вроде не идем, но он так бодро:
– Заранее купить билеты не удалось, купим утром в день спектакля.
Утром приезжаем к кассам. Ажиотажа нет, все уже купили задешево, билеты в кассе есть. Бери – хочешь за 130, хочешь за 170 евриков.
Поговорив долго с продавцом, мой западный партнер возвращается без билетов:
– Фрау Ронина, у нас проблемы…
– Что? У кого–то из труппы приступ аппендицита и спектакль отменили?
– Нет, нет, все здоровы, – пугается мой немец, то есть от природной жадности чувство юмора уже утеряно, – билеты по 130 евро! (про 170 мне даже не озвучивают, это я сама через его голову прочитала). Ну, думаю, чего бы мне это ни стоило, а в театр я сегодня пойду!
– Какая тогда проблема?
– Билеты дорогие. Понимаете, можно было их купить со скидкой, но это нужно было делать неделей раньше. А сейчас таких билетов нет, – то есть все время калькулирует в голове эту ситуацию, и не может никак себе простить, что мог ведь дешевле купить, а не купил!
– Ну а театр-то красивый?
– Очень!
– И спектакль хороший?
– Спектакль прекрасный!
– Тогда у нас с вами нет никаких проблем. Мы покупаем сейчас билеты и вечером идем в театр!
– Вы в этом уверены?
– Абсолютно, я не сомневаюсь ни минуты, – продолжаю его зомбировать. - Вот еще, 130 евро ему жалко. Крохобор! Из вредности пойду.

В Берлине в это время грянули морозы. Хорошо, я приехала в шубе. Они, эти люди зеленые из «Гринписа», все кутаются в шарфы, ходят в тоненьких курточках и все кашляют. Ну, все и везде. И зачем, спрашивается, так мучиться, и не одеться тепло в какую-нибудь меховушку?
Правда, в оперу все в шубах приперлись. Тут они про свою «зелень» разом забыли. Ну вот и я вроде как не белая ворона, в театр войду тоже в шубе. Шуба у меня шикарная до пола, муж на рождение ребенка подарил. А муж у меня если что-то начинает покупать, сначала тоже, как все мужики, жмется, но потом входит в раж и покупает все самое дорогое! Так что страну не опозорим, в оперу войдем в шубе.
Ну, это я размечталась! Шубу мне предлагают оставить в машине. С какого это, я думаю, перепугу? На улице холод собачий, место для машины нашли не самое близкое. Перепуг оказался платным гардеробом! И это из-за 1-50 евро я по морозу бежала бегом до театра.

Ведут себя немцы в театре тоже не так, как мы. Пришли в театр спектакль смотреть, уплатили деньги и взгляда от сцены ни на секунду не отведут. Мы ведь как привыкли, если что понравилось, или что-то вспомнилось, сразу обсудить нужно, что-нибудь шепнуть соседу сбоку, или просто понимающим взглядом переброситься. У них не так. Все взгляды – на сцену, не пропустим ничего из того, что нам предлагают за наши деньги!
Недавно была в кино в Берлине. И там та же картина. Фильм закончился, пошли титры, все сидят, внимательно смотрят на экран. Я сначала встала, потом снова села, думаю, может, вторая серия будет. Нет, все просмотрели внимательно титры, и пошли по домам. Причем я по Германии разъезжаю уже более 10 лет, пора бы и привыкнуть и на провокации не поддаваться, а все равно долго потом думала, ну зачем им эти титры было читать? Так важно знать, кто монтажник, а кто водитель?

Так что опыт посещения зарубежных театров имеется.
Кстати! Не забыть взять что-нибудь нарядное.
Вот как ни крути и не ругай любимое кино всех времен и народов, а именно из «Красотки» мы знаем, чем платье для коктейлей отличается от платья вечернего, и в чем нужно ходить в оперу. Ну особо громоздкое в чемодан не влезет, поэтому я останавливаюсь на маленьком черном платье (по «Красотке» для коктейля) и акцент делаю на украшениях. Здесь опять подарок моего мужа – очень красивый комплект в серебре - гранаты с жемчугом. Колье, серьги и кольцо.. Комплект действительно сногсшибательный, авторская работа. Я его очень люблю, опять же есть повод его надеть, и мужа порадовать. Туфли черные с настоящими Сваровски, и на всякий случай возьмем красную пашмину. Ну что, я к опере по моему готова! Спрашиваю у мужа:
– Сережа, ты не забыл, у нас в Вене опера. Какой костюм возьмешь?
– Да там купим…
- Ты не забудь, к костюму нужны ботинки, ремень, рубашка и галстук. Тоже там купим?
– Леночка, не переживай, мы же не в деревню едем, там уж наверное все есть. Так что если я из твоего списка что и забуду, не проблема.

Ну-ну. Моему мужу бесполезно помогать собирать чемодан. У него есть на все свое мнение. В первые годы совместного житья я этим неблагодарным делом занималась. Заканчивалось это: «Зачем ты мне все это положила, мне это не пригодится» – и все вываливалось обратно. Или уже на месте: «Почему это не взяла, и это не взяла?»
А так, что сам собрал, то и собрал. На месте оказывалось, что ничего не собрал, шли и спокойно все покупали.
Причем мой муж сам уверен и всех убедил, что по магазинам он не ходит, ему ничего не покупают, да ему просто и не надо!

Так что, прилетев в Вену и бросив небрежно чемоданы в гостинице, мы побежали покупать Сереже костюм (а к нему ремень, рубашку, галстук и ботинки.) Ничего из списка он не взял, почему объяснить не смог. И в магазин идти правда тоже страсть как не хотел: «Все только ради Венской оперы, чтобы любимой жене не стыдно было со мной идти! Мне вообще-то ничего не надо, я человек скромный!»
Костюма после двух часовых мытарств (заметим, в одном магазине) купили два: Видимо, на случай перемены погоды, потому что один костюм был из фланели, а другой – из тонкой шерсти.
Рубашка белая, ботинки и ремень черные. Галстук решил не надевать, так будет по-молодежному. Ну что ж мне нравиться! Муж у меня строен и красив. Я в авторских рубинах, он весь от Черутти – мы готовы к Венской опере!

Начало спектакля в 18-00. Немного настораживает. Что-то рановато. В Германии все спектакли начинаются в 20-00. Может, они хотят за вечер два спектакля прогнать? Похвально! Успеем еще поужинать.

Театр потрясает воображение своей роскошью. Кругом мрамор, мозаика, роспись. Очень красиво. Выпиваем по бокалу шампанского и покупаем программку. Вот это новость! – Спектакль идет четыре с половиной часа! Это что же можно так долго показывать? Но, с другой стороны, Вагнер же. Может, нас так захватит сейчас вихрь музыки, что все действо будет смотреться на одном дыхании, и нам даже не захочется идти на перерыв. Кстати, что у них там с антрактами? Целых два. Вот это плохо! Это очень плохо! Потому что в антракте все время есть непреодолимое желание из театра сбежать. Ну ладно, зачем мы про это будем думать? Все-таки Вагнер! С чего это нам сбегать-то захочется?

Пока зрители рассаживаются, рассматриваем театр и людей. Все красиво, и ложи, и зрительницы в бриллиантах и зрители в бабочках.
Все, мы настроены на серьезную музыку.
Увертюра, занавес!

Что это? Вместо декорации – абсолютно черная сцена, на ней стоят черные стулья, на стульях сидят люди в черных костюмах, белых рубашках и черных галстуках.
Стоп, а про что вообще-то этот «Лоэнгрин»? Начинаю шептаться со своими спутниками. Никто не знает!
Да.., а неправильно мы подготовились к опере! Надо было не про «Красотку» смотреть, а про Вагнера читать! Но мне как-то виделось, что «Лоэнгрин» – это сказка. Может, это современное прочтение? Может, это такое видение режиссера?
Между тем на сцене артисты по очереди встают и поют по длинной такой арии. Понятно, почему у них это на четыре с лишним часа растянется. Встают причем не по порядку, а хаотично так, из разных рядов. Чтобы нам интереснее было, чтобы была какая-то интрига. Нам интереснее тем не менее не становится. Потом каждый из людей в черном берет свой стул, и все начинают ходить со стульями по сцене, при этом петь хором.
Их песнопения ведутся на немецком языке. Но я не понимаю ни слова! Кошмар! Видно какой-то язык очень древний. Нас в школе тоже не современному языку учили, но это мне совсем не понятно. Все действо сопровождается бегущей строкой. Можно выбрать немецкий язык. Это для тех, кто глухой что ли? Или глухие в оперу не ходят? Хотя кто его знает, я уже ничему не удивляюсь. А можно выбрать английский язык. Смотрю, Сережа внимательно читает перевод. Ну, вот в антракте нам все расскажет.
Носили они стулья по сцене часа полтора, потом совершенно неожиданно закрылся занавес, мне показалось как-то на полуслове и все ломанули в буфет. Мы сначала даже в буфет от удивления не пошли, все пытались разобраться, про что мы смотрим.
Да нет, по словам Сережи, вроде сказка, один из персонажей, как он понял, был королем, другой его братом, тетка одна толстая, тоже в костюме, оказалась вообще слепой принцессой. Это ей тем не менее не мешало так же в очередь носить свой стул по сцене. Правда я сразу приметила, что ходит она как-то немного боком, и стулом все время на других людей натыкается. Мне ее даже жалко было, что так у нее все неловко, я же не знала, что она инвалида изображает!

Ну ладно, костюмы, декорации – это в конце концов не главное, главное же должна быть музыка и голоса. Голоса хорошие. Теперь музыка. Никак не могу понять, что мне так мешает, что напрягает? Потом понимаю, мы привыкли совсем к другой манере исполнения. Каждая ария мало что должна иметь мелодию (у итальянцев например), она еще имеет начало и конец. И в конце зрителям как правило нравится, они хлопают, кричат «браво».
Если зрителям не нравится, то хлопают и кричат родственники артистов. Опять же есть повод немножко встрепенуться и отдохнуть от оперы. А что здесь? Вся музыка мало что очень сложная, она еще идет нескончаемым потоком. Для аплодисментов нет места, ощущение того, что не красивую музыку слушаешь, а учебник алгебры читаешь.
Ну ладно, хряпнули мы в антракте по коньяку для настроения, и пошли наслаждаться оперой дальше. Интересно, что они будут теперь по сцене носить?
Второй акт совсем другой.
Здесь есть декорации, все они – ярких кислотных цветов. Артисты затянуты в кожаные брюки, сверху на них – длинные плащи. В середине акта напряжение в музыке нарастает, артисты поют все громче. И интересно, что периодически на лица они надевают маски экзотических птиц и зверей. Может это лес, охота? Нам все-таки с наших мест за 250 разобраться не очень просто.
В перерыве узнаем, причем с удивлением, что смотрели мы сцену свадьбы. Короче, к концу второго действия у всех появилось непреодолимое желание покончить с просмотром и пойти ужинать. Надо же обсудить эту дивную вещь! А то если до конца досидим, сил уже не на что не хватит и останется бедный Вагнер без нашего мнения. Так нас убеждали наши мужья. Говорили, что им уже так понравилось, что просто не хотят испортить впечатления. Неизвестно же, что в последнем акте покажут? Вдруг разочаруемся!
Наша женская половина пыталась слабо намекнуть на то, во сколько нам все это обошлось, но мужчины были непоколебимы. Им уже было все равно. Даже если бы это стоило по 500, они не остались бы в опере ни на секунду.

Общее мнение по поводу увиденного было – странно, затянуто, непонятно.

Приехав в Москву, я пыталась вытянуть из Интернета все касательно этого странного «Лоэнгрина». Нашла много статей о Вагнере.
Вагнер пытался сказать новое слово в опере, создать совсем другую концепцию, свою новую оперу, где у каждого персонажа будет своя музыкальная тема. Эта тема будет идти через весь спектакль и по ней персонажей можно будет узнавать (теперь понятно, почему режиссер всех одел одинаково. Это был такой специальный ребус по Вагнеру. Узнаем мы, кто есть кто, или нет). Кстати, оперы у Вагнера все длинные, обычно они идут более шести часов. Так что нам, можно сказать повезло.
А вообще, по воспоминаниям современников, Вагнер был человеком очень жестоким, это его идеи об уничтожении всех евреев в дальнейшем проповедовал Гитлер.
На мой взгляд, плохой человек, конечно, может быть и очень талантливым, но лучше, чтобы он свои идеи в массы не толкал. Действительно, музыка его давящая на психику и очень тяжелая, может и сознание повернуть не в ту сторону у слабого человека.
Это конкретно про Вагнера.

Но про себя я выводы тоже сделала. Считая себя музыкально образованным человеком, я немного ошибалась. Оказалось, мало знать репертуар Большого театра –нужно еще разбираться в том, что творится в музыкальном мире. И еще очень многому можно и нужно будет учиться. Дай бог, чтобы наших возможностей на это хватило.

А в разговорах я теперь все таки нет–нет, да и вставлю: «Когда мы в Венской опере слушали “Лоэнгрина”»…
Март 2007