Рыбалка на Малом Мангугае, или Рыбные консервы

Станислав Яковлев
Это было в начале лета 1952 года.
Было мне тогда семь лет, осенью я собирался пойти в первый класс.
Недалеко от наших домов, петляя среди сопок, протекала небольшая речушка Малый Мангугай, которая где – то вдалеке впадала в реку Большой Мангугай, а затем – в Залив Петра Великого на Тихом Океане. О близости океана мы не догадывались, а может быть, и не знали ещё о его существовании, но рыбой из этой речушки мы пользовались активно.
В тайге, которая была рядом, мы собирали ягоды, грибы, дикий виноград, отцы изредка приносили домой охотничьи трофеи, небольшие огороды давали нам необходимые овощи. А рыбкой мы баловались из этой речушки, которая зимой полностью перемерзала, весной наполнялась ручьями с сопок, летом пересыхала до размеров ручейка, или переполнялась от частых дождей, а к осени снова текла ровно и спокойно.

Обычно на рыбалку мы уходили, взяв с собой кусок чёрного хлеба, чтоб перекусить на берегу реки, а в тот раз нас пошло на речку сразу несколько человек. Все мы были примерно одного возраста, собирались наловить много рыбы, поэтому на обед решили домой не ходить, а взять с собой рыбные консервы, которых дома у каждого было больше, чем достаточно. Консервы в семьях лежали на всякий случай, поэтому нам матери спокойно дали по банке рыбных консервов в томатном соусе и по два - три добрых куска чёрного хлеба. Довольные, мы гурьбой шли к речке, наперебой обсуждая предстоящую рыбалку. По дороге насобирали дикого лука, чеснока и щавеля, собирались развести костёр и попировать на природе.

Когда пришли к речке, каждый устроился там, где ему удобней, но рыбалка у нас была не очень успешной, поэтому вскоре мы стали бегать друг к другу и смотреть, кто и что поймал. Поняв, что рыбы сегодня много не поймать, мы свернули свои удочки и собрались на каменистом берегу, чтоб сообща пообедать, так как уже основательно проголодались. Расположились мы кружком у разведённого костра и достали свои запасы, но открывать консервы нам было нечем. Не подумали мы об этом, не до того нам было думать о том, как открывать эти железные банки. Предстоящая рыбалка была у всех на уме, когда собирались, а о консервном или каком – либо ноже мы и не вспоминали.

Делать нечего, стали думать, как открыть наши банки.
Первым догадался открыть банку Игорь. Он был на пару лет старше нас всех, вот и идея пришла ему первому. Положив банку на огромный камень, он другим камнем стал разбивать банку. Она не поддавалась, а только теряла свои формы, но не отдавала своё содержимое. Разозлившись на банку, он взял камень с острым ребром и со всей силы ударил по краю банки. Но это он хотел попасть по краю банки, а попал себе по пальцу и заорал от боли. Из раненого пальца пошла кровь, а банка так и осталась покорёженной, но не открытой. Видя такой результат его борьбы с банкой, мы стали придумывать свои методы открывания банок, но ничего путного не приходило нам на ум. Отчаявшись пообедать консервами, мы уже собрались поесть хлеб с луком, чесноком и щавелем, которые насобирали, пока шли к речке, но Санька Днепров решил сделать ещё одну попытку, чтоб открыть банку консервов. Положив на плоский камень банку, он поднял над головой другой камень, размером немного меньшим, чем его голова, а потом резко ударил этим камнем по банке. Удача! Всех, кто был рядом и наблюдал за этим, обдало томатным соусом и разлетевшейся рыбой, а банка превратилась в железный блин.

Без настроения мы начали жевать свой хлеб, заедая его дарами тайги, а я потихоньку начал точить свою банку о шершавый камень. Жую хлеб, прикусываю лук, чеснок и щавель, а баночку точу и точу, как отец точил при мне нож на рыбалке. Хлеб почти весь дожевал, когда из банки появился томатный сок. Все бросили жевать и с интересом стали наблюдать, как я точу банку. А она поддалась, всё больше и больше появлялось из неё сока. Перевернув банку, чтоб не вытекал соус, я начал точить её камнем сверху. Всё большая щель открывалась у банки, а потом крышка и просто отпала.

От радости все закричали:
-Ура!!!
Похватав свои банки, ребята стали дружно их точить камнями. Скоро все банки были открыты и мы сообща доели то, что ещё у нас оставалось.

Посидев ещё немного у костра, мы взяли свой улов и довольные пошли домой.
Мы шли, довольные не уловом, а тем, что справились со своими банками.