Конфронтация - 79

Альфред Берзин
Автор: Эгил Лукъянский
Перевела с латышского Нора Берзиня (Моя Мама,1912-1996 г.г.
 Он лежал на, занесенном снегом, поле и широко раскрытыми глазами смотрел в бездонное синее небо, где стороной медленно проплывало белое облако, пролетела какая-то птица. Близился закат.
 Человек попытался пошевелиться, но это ему не удалось. Он лежал среди снежного поля и постепенно вмерзал в снег. Человек упал здесь утром. [SPOILER]Сознание было ясно, но ставать не хотелось. "Потом, потом,ещё немного полежу", - думал он. Солнце светило прямо в лицо, и было приятно лежать вот так, когда кругом тебя чистый снег, синее небо, виднеющийся вдали лес и убаюкивающая тишина. Он пролежал весь день, отдаваясь чудесному чувству умиротворения, сознанию, что никто тебя не видит и ты тоже никого не беспокоишь. Но, с приближением вечера, солнечные лучи становились холоднее, они медленно и незаметно снова сковывали, оттаявший за день снег, и когда человек, наконец, захотел подняться, он понял, что вмерз в снег. Он понял это с поразительной ясностью. Он физически ощутил как снег и лед схватили его одежду и медленно впитывают ее в себя. Сквозь толстый снежный покров его притягивало все ближе и ближе к черной, холодной земле. Теперь он был прикован. Закован в цепи. Он стал пленником. Любой раб на галерах древнего Рима был значительно свободнее, чем он сейчас. Человек понял, что его ожидает. Он не испытывал страха. Он лишь ощутил острую тоску по уходящему дню, по такой короткой и напрасно прожитой жизни и злость на себя за это позднее признание.Где оно было раньше? Почему только,когда уже ничего нельзя предпринять, мы внезапно осознаем свою жизнь и судьбу, следствие своей деятельности, все, что могли, но не свершили? Человек прикрыл глаза и увидел старый, полуразрушенный сельский дом, где ещё теперь жила женщина, которая когда-то даровала ему Жизнь. Даровала эту единственную возможность - Жить. Там жила его Мать, и теперь, с отчаянным усилием, старался вспомнить её глаза, волосы, руки, голос, но бесполезно. Он ушел от неё слишком далеко. Холодная стена равнодушия уже придавила его к этому снежному полю, и напрасно он теперь молил о прощении. Он ведь все время знал, что у него есть мать, что она долгие годы живёт одна и в одинокие зимние вечера по-прежнему вяжет сыну носки, смотрит на часы, на незапертую двери. Всушивается в редкий лай собаки и сквозь вечерний сумрак всматривается в дорогу. И она давно забыла, как, в трудные послевоенные годы, посылала тебя в школу, а потом в большой город в ещё большую школу. Мать забыла и то, как посылала сыну деньги, посылки с яблоками и банки с вареньем и сметаной. Ей не надо об этом вспоминать, но ты не должен был об этом забывать. И она тебя ждет в гости не затем, чтобы ты, наконец, сказал спасибо, и не потому, что она твоя Мать, а потому, что ты её Сын. Человек застонал. Он почувствовал леденящий холод. Открыл глаза и увидел, что солнце ещё не закатилось, только стало ужасно холодным. Он снова прикрыл глаза и в угасающем сознании быстро, как прожитая жизнь, промелькнуло мгновения, о которых он не хотел споминать, но надо было. Мысли плыли то ровно и тихо, то взрывались яркими огоньками.Холодный снег,холодное солнце и сам я холоден,как лед. Когда-то я хотел быть выдающимся и известным.Слава меня соблазняла, как африканского дикаря стеклянные бусы.Потом мама, потом.Немного позже. Жаль, но это "потом" так и не пришло. Пришла слабость.Смерть, как пёс, лижет моё лицо.Пошёл снег, но он замерзает между моими пальцами.И все мечты замерзают. И моя любовь, желания и пустота моего существования. Но я должен сказать, чтобы она знала,как мне невыносимо тяжело и трудно расстаться с нею, как Должнику.Я не прошу её простить мои грехи. Не прошу гасить векселя. Я даже не прошу прощения. Я ПРОШУ ВРЕМЯ. Я хочу быть свободным. Я не хочу здесь умирать.Мне надо увидеться с мамой,девушкой в белом и моим ребёнком.Вырваться из этого плена холода и льда.Наконец забыть, уничтожить своё равнодушие против окружающего меня мира и его людей.На самом деле очень дорогим и нужным мне людям. Моим родным. Но в конце концов даже незнакомые и чужие мне люди, в какой-то степени являются нашими близкими. Ведь все мы Люди.И ещё раз жаль, что это признание приходит, как правило, поздно.Чаще всего тогда, когда уже слышен звон погребальных колоколов. Тяжелых, как наша слепота и легких, как наш надуманный блеск. Теперь, когда я один лежу на бескрайнем снежном поле, всё это кажется противным и смешным, наивным и совсем ненужным. Теперь я презираю этих Накопителей.Презираю ограниченных, кто воображает своё человеческое достоинство и престиж поднять с помощью денег и служебного положения.Теперь я ненавижу всех, кто в работе или в искусстве, в деловых и личных отношениях,в первую очередь, ищет только Выгоду. Мне,-не тебе.Всё только мне. Этот мир,созданные обществом ценности, все вещи и даже ты. И до отвращения ненавижуОбманщиков. Всех, кто ради той же Выгоды так легко и просто подделывает слова, свой вид и поведение, мысли и даже улыбку. Кому же верить? Это они, кто изо дня в день стараются остальных сделать Неверующими.Это они пытаются сломить остальных, принося разочарование и боль. Они готовы плакать над разорванным рублем, но остаются равнодушными, разбиваячью-то жизнь. Я прошу тебя,Судьба, освободи меня! Ты только-что была милостива ко мне. То, до чего я не додумался за всю свою жизнь, я продумал и понял за несколько минут. Теперь я стал другим. Я изменился. Может это горькая ирония, безжалостная судьба или парадокс жизни многих людей, - точно тогда, когда ты переоценил всю свою жизнь и все основные жизненные ценности, именно тогда ты уже не можешь ничего начать. Тебе просто не хватает Времени.Мы стараемся приобрести себе множество вещей, деньги и славу.Мы хотим блистать,как хрусталь в нашем буфете.Мы хотим... Но многие из нас не в состоянии зажечь даже свечу. Но мы ловко научились друг друга ослеплять и обманывать. Мы чувствуем себя Победителями, хотя на самом деле являемся Побежденными. Мы обманули самих себя, мы вообразили, что счёт в сберкассе, или, спрятанные в постели, пачки банкнот, новая машина, высокий пост и дача - это и есть мера нашей стоимости и объект для восхищения окружающих. Но зачастую этот внешний блеск мал, как самая маленькая радиолампочка, не говоря уже о звёздах. Лучше поговорим о нашей Ответственности.( Продолжение следует)