Репетиция зигзагом

Таня Асулин
Теплым и прозрачным осенним днем я брела вниз по улице Маркса в Казани, размышляя, куда деть свалившиеся на меня дополнительные две недели каникул. Медицинское освобождение от поездки на "картошку" приятно грело мой карман. Там же лежал конверт с ощутимой суммой, полученной на день рождения.
Любовь к путешествиям завела меня в экскурсионное бюро - поглазеть на фото дальних и недоступных стран, постучать каблуками по черной ажурной лестнице, чудом сохранившейся в перестроенном старинном особняке.

Сестрички Мойры, плетущие узоры судьбы, благосклонно наблюдали за мной в тот час, и затурканная служащая неожиданно нарыла мне горящую путевку на круиз по Волге. До Астрахани и обратно, с заходами в Саратов, Самару и Волгоград.
Удовольствие укладывалось в денежный подарок по цене и в институтский простой - по срокам. Не став долго раздумывать, я выкупила поездку. Два вечера оставлись мне на сборы.

Прокутить сдачу было решено в открывшемся неподалеку "кафе художников". Кофе с эклером и полотна модных казанских живописцев на стенах - что еще нужно, чтобы почувстовать себя тонким ценителем жизни!
Над моим столиком висела странная картина в простой черной рамке. На тревожно- красное небо, криво разорванное посередине, вздымалась приставная лестница. Человечек на ней орудовал громадной "цыганской" иглой, пытаясь стянуть расползающееся небесное полотно грубыми мужскими стежками.
Подошедший забрать посуду официант перехватил мой взгляд и тоном знатока проронил:
-Это Александр Простов-Покровский. Его картины быстро расходятся по частным коллекциям. Купите, если нравится. Долго она здесь не задержится...
Картина стоила столько же, сколько мое десятидневное путешествие по волжским городам. Подавив в себе нелепую мысль сдать путевку, я еще полюбовалась полыхающим штопаным небом.
-На следующую стипендию куплю... Быстро расплатившись, я пошла домой собирать вещи.

На круизном теплоходе мне досталась верхняя полка в трехместной каюте. Бабки, разместившиеся внизу, плыли в Астрахань за рыбой и икрой, и ни о чем другом говорить не могли. По ночам они храпели, как два взбесившихся мотоцикла. Поэтому с раннего утра до позднего вечера я сидела на верхней палубе под сентябрьским солнышком, расщедрившимся на настоящее "бабье лето".

Довольно скоро у меня обнаружился молчаливый поклонник, тоже любитель свежего воздуха и тишины. Хорошо было вдвоем бродить по улицам чужих городов, покупать незнакомое мороженое и сидеть на приглянувшихся скамейках, не забывая, однако, о времени отхода корабля. Вечерами мы медленно кружились на пустой танцплощадке под печальную мелодию "Отель Калифорния", прорвавшуюся в то лето из-за проредившегося занавеса. Звезды неторопливо вращались в такт музыке, посматривая на нас холодными глазами наблюдателей.
Я мало знала о моем спутнике. Старше меня на 12 лет, перенес тяжелую операцию на сердце, Дева по гороскопу... О подробностях не хотелось выспрашивать, и мы часами смотрели на высокие берега, усыпанные разноцветными листьями, на пенный след за кормой, на винно-красный закат, приправленный фиолетовыми стручьями облаков.

На набережной в Волгограде мы купили два керамических колокольчика. Оранжевый поселился в моей сумке, а зеленый уютно устроился в нагрудном кармане моего друга.
-А вдруг начнем собирать коллекцию? - предположил он. - Вот и первый экспонат.

В последний вечер перед возвращением в Казань мы стояли на корме, завернувшись от ветра в его широкую куртку.
От эмалированных ведер с фамилиями пассажиров резко пахло засоленной рыбой.
-Ты не обижайся, но мы больше не увидимся, -заговорил он хриплым голосом недавно завязавшего курильщика. Незачем нам это. На воде все началось, на воде и прервется.
-Что же у нас было? - подавленно спросила я. -Легкая круизная интрижка?
-Можешь считать это генеральной репетицией, - в темноте я почувстовала, как он улыбается.
- Надеюсь, я вернусь к тебе, но в другом облике. Постарайся меня узнать...
Мы действительно больше не встретились. Еще полгода я вспоминала романтическое плавание по осенней реке, пыталась отличить его лицо среди серых физиономий в вечернем трамвае... Но жизнь закружила меня в быстром танце с другими словами и другим ритмом.

Через пятнадцать лет после той осени я сидела в тель-авивском офисе, заваленном чертежами и подводила промежуточные итоги своей жизни. Мне казалось, что 36 лет - самый подходящий возраст для этого грустного занятия.
Техническое образование дало о себе знать, и всех состоявшихся и несостоявшихся претендентов на мою руку я свела в табличку. Статистика получилась интересная и поучительная. У всех моих бывших и существующих поклонников оказались общие детали судьбы, малозначащие в единственном числе, но наводящие на размышления при неоднократном повторении.

Всего оказалось четыре признака, встречавшихся с упрямым постоянством: 1954 год рождения, знак гороскопа - Дева, проблемы с сердцем и сознательный отказ от курения.
Взглянув на своих воздыхателей под таким углом, я поняла, почему они рано или поздно изчезали с моего горизонта.
Один претендент родился в нужном году, но имел абсолютно здоровое сердце, привычку курить в постели и легкомысленную натуру Близнецов.
Другой из перечисленного набора был некурящей Девой, но отсутствие необходимой разницы в возрасте и жизненного опыта оттеснило его на Дальний Восток моей памяти.
Третий был старше меня на нужное количество лет, имел "дела сердечные, плавно переходящие в сердечно- сосудистые", и его активное курение осталось в прошлом. Но энергичный Овен не давал ему расслабиться рядом со мной - ленивым представителем семейства Львов.

Все это действитeльно походило на репетицию "Женитьбы" со статистическим уклоном. Впрочем, и премьера не заставила себя долго ждать.

Как оказалось, совершенно зря я пыталась восстановить в памяти синие глаза и брови "домиком" моего изчезнувшего друга. Он и в самом деле вернулся ко мне...в виде бородатого ортодокса в шляпе и с пейсами. Мы оба бродили по обшарпанной улочке в религиозном квартале, участвуя в съемках второразрядного израильского фильма. Режиссер радостно завопил "Снято!", ортодокс отклеил бороду, снял потную шляпу с мочальными пейсами и оказался вполне обаятельным некурящим собеседником. Мы продолжили знакомство на пляже - лучшем месте для общения ближневосточным летом. Увидев вертикальный шрам на груди нового знакомого, я все поняла. Не нужно было заглядывать в паспорт, чтобы узнать дату рождения - закон парности случаев вернулся зигзагом в исходную точку.

В свадебное путешествие мы поехали, конечно, в круиз. Над Средиземным морем звезды были точно такие же, как и когда-то над Волгой. Только ковшик Большой Медведицы мне не удалось отыскать. Зато к колокольчику из Волгограда присоединился медный товарищ с острова Санторини.

Недавно в пучинах Интернета я наткнулась на сайт казанского художника Простова-Покровского. Его картины все так же притягивают взгляд, только цены под ними выражаются уже в четырехзначных числах. Но я не терзаю себя упущенной когда-то покупкой. У меня появился свой вариант той картины.
На въезде в город, в котором мы поселились, установили модерновую скульптуру. Приставная лестница, устремленная в небо, и на ней - карабкающийся человечек. Он что-то держит в руках, но мне, близорукой, не видно, что именно. Но почему-то я уверена, что в его ладони - здоровенная штопальная игла. Именно с ее помощью Мойры обметывают мою судьбу...