Варягъ

Валентина Томашевская
На месте упокоения крейсера «Варяг» (точнее в ста пятидесяти метрах) возле шотландского населённого пункта Лендалфут , где 30 июля 2006 года установлена памятная доска, 8 сентября 2007 установлен памятник – трехметровый бронзовый крест (надпись вверху «ВАРЯГЪ», само изображение крейсера в нижней части креста, на постаменте надпись на русском и английском языках).
В моей дальней библиотеке есть книга о крейсере «Варяг», впоследствии напишу о ней.

В самом начале Русско-японской войны 1904-05 годов «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле.
26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра из 14 кораблей (из них 6 крейсеров) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга».
27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо.
Капитаны иностранных судов не ожидали от русского корабля такого хода.
 Они были удивлены и в то же время восхищены этим поступком. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь русским. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Уриу сигналом предложил русским кораблям сдаться, но, не получив ответа, открыл огонь.

Неравный бой с 14-ю боевыми кораблями японской эскадры длился один час. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда.
«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился почти всех орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. Не имея возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо, где «Варяг» сначала намеревались отремонтировать, но после оценки серьёзности повреждений он был затоплен, а «Кореец» взорван.
Их экипажи приняты на иностранные корабли и не выданы, несмотря на требования японского командования, а затем через нейтральные порты вернулись в Россию.

Подвиг «Варяга» восхитил даже противника:
 русские поступили по канонам самурайской чести.

 После войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего Солнца.

...Слава русского флота, которую не затмила ни сдача Порт-Артура, ни катастрофа Цусимы...

...Есть несколько вариантов песни о "Варяге". Всего через две недели после гибели "Варяга" Рудольф Грейнц опубликовал в газете "Югенд" свое стихотворение. Перевод на русский был выполнен в этом же году Еленой Студеенской.
Песня пришлась по сердцу, стала народной. Мой отец любил  петь эту песню:

Плещут холодные волны,
Бьются о берег морской,
Носятся чайки над морем,
Крики их полны тоской.
Носятся чайки над морем,
Крики их полны тоской.


Там,среди шумного моря
Вьётся Андреевский стяг,
Бьётся с неравною силой
Гордый красавец "Варяг".
Бьётся с неравною силой
Гордый красавец "Варяг".

...вопрос: почему Руднев не вывел корабль из строя, а затопил его простым открытием кингстонов?
В.Д. Доценко «Мифы и легенды русской морской истории»
http://www.cruiserx.narod.ru/docenko.htm


Сбита высокая мачта,
Броня пробита на нём,
Борется стойко команда
С морем,врагом и огнём
Борется стойко команда
С морем,врагом и огнём

Свету всему передайте
Чайки печальную весть-
В битве с врагом не сдались мы
Пали,за русскую честь
В битве с врагом не сдались мы
Пали,за русскую честь

Мы,пред врагом,не спустили
Славный Андреевский флаг!
Сами взорвали "Корейца"
Нами потоплен "Варяг"
Сами взорвали "Корейца"
Нами потоплен "Варяг"

Плещут холодные волны
Бьются о берег морской
Носятся чайки над морем
Крики их полны тоской
Носятся чайки над морем
Крики их полны тоской

Слова Я.Н.Репнинского.

В 1905 «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй под названием «Сойя». В 1916 выкуплен Россией и включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана под прежним названием (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина. В феврале 1917 ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт.
В 1920 перепродан германским фирмам на слом. При буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.

Автор скульпторного памятника - Данила Суровцев - воплотил в жизнь проект курсантов Нахимовского военно-морского училища.

http://www.youtube.com/watch?v=7HuJkEMTUSA
http://www.youtube.com/watch?v=3OQiI5tpZCs&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=PwxHNGAM-KU&feature=related