Через годы, через расстояние

Ольга Борисова
Привет, Степаныч!
 Помнишь, тебя все так называли? Если ты еще «здесь», то, возможно, меня и не услышишь? Сколько километров между Владивостоком и Киевом, около восьми тысяч? А, если уже «там», то, скорее всего, - слышишь? Ведь ты был старше меня на целых 17 лет. Впрочем, при том, что я выглядела моложе своих лет, ты сам смотрелся максимум меня старше на лет 5 всего. Все в нашем КБ удивлялись твоему феномену: так долго сохранять внешний молодецкий вид. И это при вздорности твоего характера, любителю выпить, да, иногда так, что уже твои умные мозги переставали светиться, а язык нес всякую ахинею. Впрочем, народ нашей конторы, хотя некоторые и говорили про тебя: «Умный этот Степаныч, а мозги дураку достались», считал тебя чудиком, не от мира сего. Не смотря на то, что ты физик-теоретик и кандидат технических наук и диссертацию написал и защитил, что-то смутно уже помню, но, по-моему, из области ядерной физики? А не любили тебя еще за твой скандальный характер. Да и ты сам мало к кому хорошо относился. Помнишь, все у тебя были гады, сволочи, интриганы, дураки и дуры? Каждому с сарказмом ты мог дать короткую характеристику. Я как–то не выдержала: «Слушай, Степаныч, ты, наверное, и обо мне кому-нибудь подобное говорил?» Смотришь на меня глазами по 5 копеек: «Да ты что? Ты - это ты!!!» Ну, в общем, ты ко мне, действительно, относился с уважением. Возможно, потому, что я, как другие, не испытывала к тебе презрения? У меня даже была симпатия своеобразная . Ты, из-за вздорности, видимо, своего характера был 4 раза женат, в разводе. Но из тех мужчин, кто считает: это его все жены были стервы. Но у меня к тебе симпатия была не только потому, ты умный, а потому, что со всеми детьми поддерживал хорошие отношения и помогал им, по мере возможности. А их у тебя было трое от разных жен. Говорят, что все познается в сравнении. На то время я от отца своей Саньки и рубля за 10 лет не получила в помощь. Да и сейчас, за 25 лет больше он о себе и знака не подал. Дай Бог ему здоровья и счастья, если он еще жив.
 А ты ее помнишь: мою голубоглазую блондинку? И в кого она только такой получилась? Папа темный был. Цвет его глаз не помню. Только помню, что очень хитрые были. А врать был горазд. Да ты должен помнить "Пари", - я тебе рассказывала. Это же надо так: на детях спекулировал. Простить уже простила, а все равно, сердцем не могу принять. Это я теперь научилась за словами чувствовать, что у человека на сердце и душе. А, иногда, и дальше могу «видеть».
 Мы с тобой частенько вели разговоры на научные темы. Даже две заявки на изобретение подавали по теме моей диссертации. По одной успели получить положительное решение и 50 рублей на двоих. А вторая застопорилась там: то ни под тем углом штриховку сделаем на чертеже – вернут, то не дочертим ее, то перечертим. Мне надоело: «Все, Степаныч, сам дальше переделывай. Мне 25 р. не надо: вон 3 студента-заочника появились с контрольными. Некогда мне дурью маяться. У тебя у самого этих заявок не меряно. Если хочешь, то еще одну себе бери».
 Помню случай. Прибегаешь ты как-то возбужденный.
- Представляешь, я вот тут над одной научной задачей бьюсь (что-то, помню, опять же из ядерной физики). Но застопорилось у меня. Тут формула нужна. А я ее не могу найти ни как.
- Так что за тема?
И ты мне начинает заумными терминами ее выдавать.
- Слушай, Степаныч: а попроще нельзя объяснить? Это ты физик-теоретик. А я теплотехник. И ядерную физику помню, чуток, из школы и в институте был у нас по физике маленький раздел. Мне нравился этот раздел, но не настолько, чтобы понимать твои заумные фразы.
Тогда ты уже попроще мне выдал суть идеи. Назвал даже автора физика, формула которого нужна была тебе для дальнейших умозаключений.
- Ну вот, теперь мне понятна суть.
Задумалась немного. Потом беру карандаш, рассуждаю вслух и пишу.
- Это так, я тебя правильно поняла?
Заглядываешь ты в бумажку.
- Точно! Как же я, дурак, не догадался: вот тут эта переменная нужная. Все – эврика!
Потом у тебя глаза на лоб переместились.
- А где ты ее видела? Я и в Ленинке искал эту книгу в Москве, и в Ленинграде, в Киеве. Делал заявки в другие города. Нет у нас этой книги.
 Опять автора называешь. Но у меня, Степаныч, начисто из памяти, видимо, потом, как ненужное, и автор и суть твоей идеи стерлись. Вот только эпизод и мои ощущения остались.
Я и сама даже испугалась: действительно, как я могла «это выдать»?
- Ну, вспомни, может быть, ты, когда свои материалы для диссертации в библиотеках искала, это тебе и попалось?
- Да брось ты! Я, если и отвлекалась, то смотрела на исторические темы. Меня тогда интересовала личность княгини Ольги и период Руси после монголо-татарского ига. Время разделения славян на русских, украинцев и белорусов. Времени у меня было мало. Чтобы я искала в библиотеках то, что мне не надо? Это мало вероятно.
 Но, мы, все-таки, решили тогда, что случайно, может быть, в каком журнале увидела, в иностранном? Но, как я ее, эту длинную формулу, могла запомнить? Это тоже мало вероятно.
 Странная у нас была дружба. Правда, с твоей стороны эта дружба переросла в нечто большее, видимо, раз ты мне сделал предложение выйти за тебя замуж? Только моя интуиция сразу шепнула: «А оно тебе это надо, - быть 5-й женой? Ты уверена, что справишься с его закидонами и запоями? Нет, он, конечно, порядочный человек: на подлость сознательно не способен. Но… При ваших характерах трудно будет ужиться, да еще при этом осчастливить друг друга.»
 Я тогда не сказала ни «да», ни «нет». Взяла у тебя тайм-аут. Начала с дочей осторожно советоваться. Да, Степаныч, с ней в первую очередь. Нет, конечно, я уверенна, что ты бы не стал ставить мне чудовищных условий, типа: сдать ее в детдом. А с кем мне еще было советоваться? Родня моя близкая вся здесь. Любимая тетя в Кривом Роге. Да они и не знали тебя. Надо же было мне с кем-то делиться? Конечно, я старалась ее не запугивать черными сторонами нашей действительности. Но и не пыталась ей навязать искусственно взгляд на жизнь только в цветных красках. Запомнила, как родители от нас все скрывали. Помню, начнешь им задавать по наивности вопросы: «А почему тот, коммунист, говорит так, а сам поступает совсем наоборот?» А мне в ответ: «Не мешай. Иди посуду помой. Уроки делай». Или: «Это исключение из правил. Партия – это честь и совесть.» И так далее. Я теперь понимаю, что ребенка старались оградить от негатива, да и ляпнуть он мог, где не положено лишнее. Пришлось в результате столько не нужных шишек набить, что мама-мия, пока формировала собственный взгляд на жизнь. Правда, иногда, интуиция что-то и подсказывала. Так вот. У меня интуиция и логика 50 на 50. А у дочи 90 на 10. Я, тогда, конечно, об этом и понятия не имела. А разговаривала с ней, как со взрослым человеком. И про дела на работе, и про теплотехнику даже. Вижу, что не понимает. Но слушает. Наверное, ребенку нравилось, что с ней, как с личностью мама разговаривает? Впрочем, я и сюсюкаться не могла. Не было у нас принято в семье сю-си-му-си разводить. Заняты были родители постоянно. Да и, особенно, мать не была у нас ласковой внешне.
 - Слушай, Саша, я тут посоветоваться с тобой хочу. Дядя Леня предлагает нам пожениться. Смотри, как нам с тобой тяжело без мужчины. Даже тот ремонт сделать не можем. Да и отец у тебя будет. Он, вроде, хорошо к детям относится. Разошелся со своими женами, а детям помогает.
- Не надо. Не нравится он мне.
- А почему?
Насупилась. Молчит. То ли думает, что ответить, то ли боится?
- Не бойся. Это же важно для нас обеих. Скажи, что думаешь.
- Мне не нравится: он на меня кричит, когда уроки со мной делает. Кто он такой, чтобы на меня кричать?
- Ну, допустим, и я кричу. Особенно, когда тебе объясняю: прочти пару раз тему, а потом уже решай задачку, она сама собой и решится, когда теорию знать будешь. А тебе лень прочитать. Вот ты злишься, и я злюсь.
- Ну, то ты, ты мама, тебе можно кричать.
 Впрочем, вскоре я перестала на нее кричать. Со мной никто не занимался. Сама училась. Плюнула и сказала: «Все, не буду ни сама нервничать, ни тебя нервировать. Захочешь учиться, поймешь сама, что тебе надо».
 А знаешь, Степаныч, так и получилось. До пятого класса она у меня еще без троек училась, а потом съехала на них. Школу закончила две пятерки, а остальное: тройки и четверки. Зато в институте уже училась лучше всех и на пять защитилась. Правда, нам пришлось платно учиться. Это я ей в шутку пригрозила: «Не будешь хорошо учиться – убью». Психолог она у меня. Да не смейся. Конечно, кто же пойдет к девочке без опыта жизненного советоваться да еще деньги платить? Ладно, жизнь покажет. Пока с ребенком дома сидит. С научным подходом воспитывает сына. ))) Улыбаюсь.
 Отвлеклась. Дальше ее пытаю. Ну что еще не понравилось?
- А помнишь, как он на тебя кричал?
 Точно, вспомнила тот эпизод. У тебя же была дача. Ты хотя и холостяком был в последние три года, а на дачу ездил. Да не отдыхал там, а продуктами сам себя обеспечивал на зиму, даже консервацию делал. Мне тоже дачный участок на работе давали, километров 10 от дома. Отказалась: что и как я с ним буду делать, не имея ни мужских сильных рук, ни машины, одна, с ребенком? Мне и 5 кг сумку от магазина до дома донести проблематично. Ты тогда принес нам сетку яблок.
- Да зачем нам столько много?
- Нарежь и на компот насуши.
 Села я резать. Вокруг обрезаю, а серединки, где семечки выкидываю. Ты увидел это «варварство» и давай на меня кричать. Я даже не поняла сразу, на что ты так разозлился.
- Ты что делаешь? Конечно, если не свое, то можно не экономить и выбрасывать?
 Тут до меня дошло.
- А ты что, не мог нормально объяснить и показать, как надо эти несчастные яблоки резать? Ты же знаешь, что я сознательную жизнь на Дальнем Востоке прожила. Там, растут яблоки, но они мелкие. Их или сушат целыми, или режут пополам. А свежие, привозные, мы на компот не сушили. Дорогое это удовольствие. Покупали готовые сухофрукты. И вообще: на, забирай свои яблоки и вали отсюда. Не фиг на меня орать.
 Ты потом, через пару дней пришел и извинился. Мы с тобой помирились. Но, видимо, какой-то осадок не приятный остался? Я ведь ни разу не слышала, чтобы наш отец на мать так кричал или в подобном тоне с ней разговаривал. Им уже за 80 лет. Кстати, в июне праздновали бриллиантовую свадьбу их. Вот любовь так любовь. Действительно. Хотя и без русского мордобоя и браных слов, а вместе уже 60 лет.
 Впрочем, не те пресловутые яблоки были основной причиной моего отказа. А Миша, муж-альфонс, красавец-аполлон, который вскоре на горизонте нарисовался.
 Не буду ту историю описывать в подробностях: она здесь уже есть. Мы с тобой так друзьями и остались. Вскоре и Мишу я поперла из дома, а сами с дочей сюда приехали, к нашей родне. Тяжко там совсем стало, на Украине, в начале 90-х, жить без огородов.
 Странно, столько лет прошло, а я тебя с теплом, Степаныч, все - равно, частенько вспоминаю.
 Особенно, после общения с некоторыми мужиками из Интернета. Те, вместо головы, «хобот» свой в первую очередь тебе пытаются тулить. Стараешься за ним интеллект разглядеть. А, если не видишь, да еще имеешь «наглость» об этом честно сказать? Обижаются. О, что тут начинается! Такой ушат грязи на тебя выльют, что твой шум, по поводу не правильно резанных яблок, в сравнении, это такой пустяк.))))
21.01.07-22.09.07