Ленин и броневик. Беспечным школьным годам посвящается

Дмитрий Пешкофф
Молодая учительница Роза, или для учеников Роза Ивановна, год назад закончившая исторический факультет педагогический института, сидела за учительским столом и выжидающе смотрела на ученика, стоявшего возле доски. Ученик молчал, не зная, что сказать. Он старался уйти от прямого взгляда учительницы и отводил взгляд то на доску, где висела карта России, то на одноклассников, тщетно пытавшихся подсказать ему. Но все их попытки были тщетны – он не понимал, что от него хотят и угрюмо сопел. Роза Ивановна терпеливо ждала ответ и краем глаза следила за подсказчиками, громким шёпотом подсказывавшими стоявшему у доски:
- Ленин – вождь пролетариата…
- …в тысяча девятьсот семнадцатом году…
- Ленин залез на броневик и …
- …а потом Николая свергли…
Наконец Роза Ивановна не выдержала и негромко обозначила своё присутствие в классе:
- Так, хватит ему подсказывать. Пусть сам вспоминает. Неужели это так трудно – прочитать два параграфа? А, Кульков?
Толя Кульков почесал затылок и нахмурился:
- Я учил, – он сделал короткую паузу и, набрав в лёгкие воздух, уже громче произнёс. – Роза Ивановна, а можно повторить вопрос? Я забыл.
- Что забыл?
- Вопрос.
- А почему ты сразу не попросил повторить?
- Ну, я думал, что вспомню. Но не вспомнил.
- Нууу… - учительница удивлённо приподняла брови, и коротко вздохнув, повторила вопрос. – Когда произошла Великая Октябрьская Социалистическая Революция и кто был её предводителем?
Толик понимающе сжал губы и покивал головой.
- Вопрос понятен, я надеюсь? - с сомнением переспросила Роза Ивановна.
- Вполне. – ответил Толик и опять замолчал на минуту.
- Ну, ты будешь сегодня отвечать? – немного подождав спросила учительница.
- Да.
- Ну, тогда отвечай.
Толик собрался с духом и вспомнив всё, что ему подсказывали одноклассники, на одном дыхании выпалил:
- Октябрьская революция произошла в декабре тысяча девятьсот семнадцатого года, за что всех участвовавших в ней называли декабристами. Их всех воспели в стихах и написали много рассказов. Многие тогда погибли, потому что против крестьян, вооружённых вилами и лопатами, выехали танки. Во главе колонны танков ехал броневик, на котором стоял Ленин и показывал рукой куда ехать остальным.
От такого оборота дел очки съехали с носа Розы Ивановны и упали на стол. Она удивлённо повернулась к отвечавшему всем корпусом и моргала расширенными от удивления глазами. Справившись с лёгким шоком, она смогла только вымолвить:
- Что? Как, Ленин? А кто же тогда возглавлял революцию?
- Как, кто? – переспросил Толик и устремился взором на притихший класс.
С заднего ряда появилась весёлая физиономия заядлого двоечника Вовы Старасюка:
- Николай Второй, - зловещим шёпотом подсказал он, сдерживая смех.
- Николай Второй, - повторил Толик, повернувшись к учительнице.
Класс рухнул от смеха. Роза Ивановна лучезарно улыбнулась и вытерла слезинку с глаза. Когда смех немного утих, она решила во чтобы там ни стало узнать, что же ещё знает Толик кроме восстания декабристов и Ленина с броневиком.
- Николай Второй, говоришь? Замечательно. А почему "Второй"? Где же первый был?
Толик ошарашенно смотрел на учительницу, класс притих в ожидании ответа, готовый взорваться от смеха.
- Ну, так это… он в это время в Финляндии был. В командировке, наверное.
Класс рухнул. Передние ряды упали лицами в ладони и содрогались от смеха, а задние ряды начали медленно сползать под парты. Толик испуганно озирался вокруг в поисках объяснения происходящего. Молодая учительница смеялась со всеми. Давно она не слышала ничего подобного. Ей начало нравиться это занятие. Когда смех немного стих, Толик робко спросил:
- А что вы смеётесь? Я что, неправильно сказал?
- Ох, извини, - сквозь смех произнесла Роза Ивановна и собравшись задала вопрос. – А не вождём ли мирового пролетариата случайно был Ленин? – вытирая слёзы решила помочь ученику Роза Ивановна.
- Нет, – уверенно продолжил гнуть своё Толик. – Вожди и шаманы всякие это было у индейцев, и ещё у чукчей, вроде бы.
Класс снова порадовался. Вова Старасюк ударил по рукам со своим единомышленником и соседом по парте Колей Питкиным. Они вдвоём подняли большой палец на правой руке и показывая Толику закричали:
- Толян, маладца. Жги дальше.
Толик непонимающе пожал плечами и почесал затылок. Роза Ивановна поняла, что урок уже сорван окончательно, а до перемены осталось десять минут. Поэтому она решила немного повеселиться вместе с классом. Всё-таки в двадцать один год ещё рано хоронить себя за тетрадками и дневниками.
- Ну, хорошо, - выдохнула она облегчённо. – А почему Николай Второй боролся с Лениным.
- А его не устраивала его зарплата. И рабочий день был слишком длинный.
- У кого, у Николая Второго?
Из класса послышался сдавленный шёпот:
- Нет. Нет.
- Да нет, зачем, у Ленина.
- А кем был этот Ленин?
- Нууу. –Толик замялся, но вдруг вспомнил что-то и решительно ответил. – Царём? – Из класса ему дружно зашептали "Нет" и Толик поспешил исправиться. – Ааа, нет, учёным Ленин был. Он ещё лампочку изобрёл.
- Что? Кккакую ещё лампочку? – нервно рассмеявшись переспросила Роза Ивановна.
- Лампочку Ильича. Его же звали Владимир Ильич Ленин. Или просто – Ильич.
Отличница Настя Круглова захихикала в ладошку и принялась тянуть руку вверх, желая ответить, но учительница махнула ей рукой, зная, что она ответит правильно. Настя, как всегда вызубрила всё до автоматизма, но сейчас Розе Ивановне больше было интересно послушать неожиданный ход мыслей Толика. Поэтому она продолжила допрос:
- А что ты ещё знаешь об этой революции? Кто, например, сидел в Зимнем дворце?
- В Зимнем дворце? – переспросил Толик и неловко посмотрел на сидевшую на ближайшей к нему парте Настю. Настя широко заулыбалась и почти одними губами подсказала ему:
- Николай Второй. А Ленин был в Смольном.
- Николай Второй сидел в Зимнем дворце, а Ленин сидел в Смольном дворце. И они там наверное переписывались друг с другом. – Неуверенно добавил Толик.
- Угу, конечно. Переписывались. Как? Эсэмэсками по сотовому? – язвительно спросила Роза Ивановна.
- Да не, сотовых у них тогда ещё не было. Они наверное по факсу письма посылали. – предположил Толик.
Старасюк радостно подскочил на месте и постучал себя кулаком по лбу. Настя коротко хихикнула и вновь потянула руку вверх, чтобы ответить. Учительница грустно вздохнула и протёрла запотевшие очки:
- Какой ещё факс? Даже если допустить, что Ленин послал Николаю Второму хоть одно письмо, в те времена ещё не было факсов.
- А как же они тогда переписывались? Электронной почты ведь тогда ещё точно не было.
- О, господи, конечно же не было. Представь себе, что в то время люди просто брали в руки перо с чернильницей и писали обычные письма на бумаге. Ну и молодёжь подрастает – не знаете, что письма можно на простой бумаге писать. Ладно, а кто победил в результате? Только не надо мне говорить, что победило добро.
- А что, зло победило? – насторожился Толик, радостно улыбаясь.
- Нет. – Роза Ивановна тоже улыбнулась. – Я не в том смысле имею в виду. Ты мне имя назови. Просто скажи кто выиграл революцию, чьё имя мы так часто слышим по телевизору и в газетах? Благодаря кому мы так вот живём, а не в крестьянских лачугах.
Толик пару раз моргнул, не понимая в чём подковырка вопроса:
- Как "кто"? Конечно же Николай победил. Его вместе с его семьёй сделали святыми за их вклад в появление Советского Союза. По телику ещё недавно показывали как его семью хоронили в очередной раз. То в одном месте закопают, то выкопают и в другом месте похоронят….
- Ну а почему же тогда в мавзолее-то Ленин лежит?
- Не знаю. Может тогда просто не знали, кого ложить в мавзолей и положили Ленина?
- Господи, за что ты меня так? - Роза Ивановна затряслась от беззвучного смеха, а на её глазах навернулись крупные слёзы.
Класс громко засмеялся. Вова Старасюк с Колей Питкиным обнявшись громко ржали,.Настя Круглова хихикала и хлопала в ладоши. Роза Ивановна посмотрела на свои часы. До конца урока осталось четыре минуты. "Наконец-то этот день закончится и можно будет пойти домой, чтобы спокойно отдохнуть" – подумала она. Но в любом случае, насмеялась она за этот урок предостаточно. Поэтому пора было уже и сворачиваться. Надо было ещё дать домашнее задание. Поэтому Роза Ивановна подняла руку, призывая учеников к тишине:
- Тихо! Всё, всё, посмеялись и хватит уже, ребята. Садись уже, Кульков. Ничего ты не знаешь. Не читал ты учебник.
- Как это "не читал"? Я весь вечер учил вчера. Даже вот футбол не стал смотреть по телевизору.
- Конечно, конечно. И как наши сыграли?
- Да продули как всегда "Два:ноль" - огорчённо махнул рукой Толик, но запоздало опомнился. – Это мне папа рассказал.
- Ладно уж врать-то – улыбнулась учительница. – А то я тебя не знаю. Придёшь домой, хотя бы почитай учебник. Чтоб знать, что Ленин победил в революции и сверг монархию в лице Николая Второго. А то, что ты в течение урока тут рассказывал, ничего общего с историей не имеет. Садись, двойка. Ребята, сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание…
Толик молча прошагал к своему месту и угрюмо плюхнулся на свой стул. Все вокруг зашуршали дневниками и сворачиваемыми учебниками. Соседка по парте, Оля Чижикова, повернулась к нему и утешающе положила ему руку на плечо:
- Ладно, не расстраивайся, я тоже вчера не учила. Мы с подругами на концерт ходили. Если б меня спросили я, наверное тоже ничего бы не ответила.
- Ага, как же, - недоверчиво покосился на неё Толик. – Ты всегда уроки учишь. Ты вон хорошистка. А у меня уже вторая двойка за неделю.
- Пустяки. Подучишь немного и исправишь на пятёрки. Ты же можешь, когда хочешь.
Толик хмыкнул и неожиданно спросил:
- А ты не можешь мне помочь с математикой? Я никак не могу с этими уравнениями разобраться.
- Могу. Это же легко.
- А давай сегодня вечером.
В это время зазвенел звонок и вокруг все повскакивали со своих мест. Кто-то остался сидеть, дописывая в дневник домашнее задание. Старасюк с Питкиным сорвались с мест и, распихивая всех прорывались между партами к выходу. Проходя мимо парты Толика Кулькова они дружно похлопали его по спине и наперебой закричали:
- Молодец, чувак!
- Здорово ты Ленина. Ты бы ещё Мао Дзе Дуна приплёл к революции.
- Давай! "Афтор жжот"!
И они помчались к выходу, пихаясь и толкаясь. А Оля заметила:
- Не обращай ты на них внимания. Дураки они – сами-то двоечники и ничего не знают.
- Больно надо, обращать на них внимание, - отмахнулся сердито Толик.
- Толь?!
- Ну чё ещё.
- Хочешь, заходи ко мне сегодня вечером? Я тебе могла бы помочь с математикой, если ты не занят, конечно.
- Нет не занят. Хорошо, зайду.
И уже на крыльце школы Толик отыскал глазами Олю в толпе и подошёл к ней:
- Оль?!
- Что?
- Спасибо тебе.
- За что? – не поняла Оля.
- Ну, - Толик смущённо покраснел и принялся мять в руках сумку с учебниками опустив взгляд. – Спасибо, что помогаешь мне всегда. И вообще, ты классная девчонка. Ты настоящий друг.
Оля улыбнулась его смущению и ответила как ни в чём ни бывало:
- Спасибо. Ты тоже хороший мальчишка. И я думаю, ты можешь учиться лучше, чем сейчас, просто ты не уверен в себе. А давай с тобой дружить?
Толик посмотрел ей в глаза: не шутит ли она? Ещё никто из девчонок не предлагал с ним дружить. Нет, Оля не шутила. В её честных и открытых глазах не было и тени насмешки. Она выжидающе смотрела прямо в его глаза, и было в её глазах что-то такое… Толик моргнул пару раз, словно ему в глаз попал солнечный зайчик, отразившийся в её голубых глазах. Он и не замечал раньше, какие у неё красивые глаза. И эти веснушки на лице, делающие её лицо немного смешным и задорным. На сердце у Толика вдруг стало легко и одновременно тяжело от этой неожиданной лёгкости. И с языка само собой сорвалось:
- Давай. Я всегда хотел с тобой дружить, но не знал, как предложить… Ты такая, ну…
- Глупости, - отмахнулась Оля, пытаясь сохранять прежнюю беспечность в своём голосе. – Может понесёшь мой ранец? А то в нём столько учебников…
Толик с радостью взял её ранец в руку с сумкой, а Оля взяла его за свободную руку. И они пошли по дороге к её дому. А вслед им, часто моргая, глядела Настя. Тяжёлый ранец выпал из её рук и красивые цветные ручки рассыпались по асфальту. Она стояла одна возле школьного крыльца. Одинокая слезинка скатилась по её щеке и, оставив красный след на нежной детской коже, разбилась об учебник по истории.