Бедная вдова

Всеволод Желтов
Из цикла «Сказки для непослушных девочек»

Чтобы не случилось, никогда нельзя предаваться унынию и сетовать на судьбу. Вот, что рассказала мне одна добрая женщина, которой, за ее трудную жизнь, улыбнулось, наконец, счастье.
Жила она с мужем в деревне, имела свой дом и хозяйство. Не так уж богато жили они, но были всем довольны, поскольку были они честные и работящие. Муж ее служил дровосеком, целый день пропадал он в лесу и валил его. Женщина же занималась на огороде и кормила порой свиней. Не гнушалась она и работой на соседей, когда надо им было помочь собрать урожай или постирать в проруби. Потому что денег в доме дровосека не водилось, и бывало, что голодали они по нескольку дней. Одно только утешало женщину, росла у нее прелестная дочка. И так мать с отцом ее любили и баловали, что она ни в чем не знала отказа. Поэтому выросла она умная и послушная, и хоть редко женщине приходилось видеть ее – так много было работы, не могла нарадоваться, какая та складная и вежливая. Даже все соседи любили девочку и часто подкармливали ее, хоть рыбой, хоть требухой, что оставалась со стола, удивляясь, в чем у нее душа держится. А когда выросла девочка крепкой и здоровой тоже стала помогать маме и работала за двоих. И стала жизнь их еще лучше – и дочка батрачит, и муж иногда денежки приносит и женщина работает не разгибаясь. Но не всегда только веселье царило в их доме, и пришла, наконец, беда. Пошел однажды муж в лес. Да такой ветер был в тот день, что упало подрубленное им дерево и придавило его комлем. Только сломал он обе ноги, и грудь ему вдавило под ребра. Кое-как дополз муж до дому к ночи и свалился без сил на пороге. Бросились к нему жена и дочка, плачут, кричат, тащат в дом, а дровосек только хрипит и бледнеет. Кое-как уложили на кровать, бросились к соседям, да к знахаркам – помогите, люди добрые, да только что же тут сделаешь. Но крепким оказался дровосек, взрощенный на вольном лесном воздухе. Полгода боролся он со смертью, и никак той было его не одолеть, уж все скудные свои сбережения извели на его лечение, а тому все не лучше. Залезли они в долги, так что все хозяйство свое заложили. Дочка же так любила своего отца, что как придет с работы, хоть и устала, с ног валится, а все ухаживает за ним, перевязывает, горшок выносит, да колыбельные поет ему. Как ни крепок был муж, не выдержал он однажды, глядя, какая обуза теперь для семьи и, когда были жена с дочкой на работе, выполз во двор и упал, наконец, в колодец. Долго ли, коротко ли гадали жена и дочь, куда это подевался муж. Только насилу нашли его вечером, когда стали воду набирать. Стали доставать дровосека длинным багром, искусственное дыхание делать, да что толку – тот уже вспух весь, и только больше зеленеет. Схоронили его на живописном обрыве за оградой церкви.
Делать нечего, соседи, хоть и любили очень эту семью, видя, что кормильца у них нет, и долги вернуть голодранцам нечем, попросили вдову с дочкой отдать им свое хозяйство и самим посоветовали пойти куда-нибудь, поискать свое счастье. Помогли жители деревни им собраться в дорогу и даже дали им немного хлеба и ячневой каши, чтоб те не бедствовали в дальних краях. Долго ли, коротко ли шли они, куда глаза глядят, но припасы у них закончились. Пришлось девочке понемногу торговать собой. Хоть было трудно, она вскоре привыкла и даже стала получать удовольствие, когда толпа мужчин стояла в очереди к их палатке на ярмарочной площади. А мама ей помогала во всем и даже зазывала мужчин, расхваливая, какая хорошенькая у нее дочка и миленькая. Много познала девочка мужчин и многому у них научилась. И знатные горожане заходили к ней, и даже нищие не могли пройти мимо и оставляли ей последние медяки. И ничто не мешала бы их счастью, если б случайно, не заразилась девочка люэсом от заезжего цыгана. Многих тогда заразила она и мужчин и юношей, а те своих жен и подруг, так что, как не любили ее, пришлось жителем городка побить ее камнями на той же площади, где девочка и работала, а исполнилось ей тогда только-только 15 с половиной лет.
Одно утешало, что, хоть короткую, но очень яркую жизнь прожила девочка, ведь все ее любили, и умерла она быстро от второго, метко брошенного булыжника. А похоронили ее в прелестном садике за оградой церкви.
Мама же девочки прослышала, о чем болтают торговки на базаре, и накануне, того, как пришли рассерженные горожане, ночью, поцеловала нежно дочку в лоб и тайком ушла из города. Рассудила она, скрепя сердце и обливаясь слезами, что, не уйди им вдвоем - могли бы догнать их недовольные жители и растерзали бы тогда обеих.
Поселилась она в соседнем городке. А на накопленные деньги купила вскоре дом и стала помогать бедным людям, ссужая им деньги в долг, под залог дома или какой-нибудь земли. И так ловко повела она дело, что вскоре стала самой богатой вдовой в тех местах и вышла замуж за юношу на 20 лет ее младше, да такого хорошенького, что все ей завидовали. Она и рассказала мне эту историю, как однажды за доброту ее и терпение, улыбнулось ей все-таки женское счастье.
На одно только сетовала бедняжка и убивалась, что не может она поухаживать за милыми ее сердцу могилками.
28.06.2007
Ланская ул., 15