Наследие и наследники хана Бату

Кайрат Бегалин
После Бату-хана Золотая Орда просуществовала почти два с половиной века, сыграв колоссальную роль в развитии международной торговли. Никогда прежде торговля Европы с Азией не достигала таких размеров, как это происходило в эпоху Золотой Орды.
Мощнейшее государство средневековья простиралось от реки Иртыш на востоке, до берегов Дуная — на западе. Благодаря усилиям хана Бату, в его империи была налажена ямская служба, которая обеспечивала связь даже с самыми отдаленными провинциями, организована перепись населения и налоговая служба, работала таможня, существовало единое законодательство, а также впервые в мировой истории на этой огромной территории вошла в обращение единая денежная единица.
Бату-хан считается основателем таких крупных городов, как Крым, Маджар, Укек, Казань, Хаджи-Тархан (Астрахань) и Сарайджук. Всего за время существования Золотой Орды было построено около 150 новых городов и тысячи селений. Золотоордынские ханы стремились поднять городскую культуру, ремесла и торговлю. Ведь все это служило основой той мощи и величия, каким обладала в те времена грандиозная страна, созданная ханом Бату по прозвищу Саин-хан, что означает «Благородный правитель».
Мусульманские авторы нередко называли владения Бату-хана «Кыпчакским ханством» или «Страной кыпчаков» (то есть «Дешт-и Кыпчак»). Арабский историк Ал-Омари объясняет это следующим образом: «В древности это государство было страной кыпчаков, но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом татары смешались и породнились с кыпчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами татар, и все татары стали точно кыпчаки, как будто они одного рода, оттого, что татары поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и оставались жить в земле кыпчаков».
Бату-хан приложил немало усилий, чтобы народы Золотой Орды жили в достатке. Уже первые иностранные послы и путешественники сообщают об этом. Например, Плано Карпини писал о жителях Великой степи: «Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире».
Большую часть территории Золотой Орды занимали кочевники, которые издавна занимались скотоводством. Вместе с тем здесь были крупнейшие центры земледелья и городской культуры. Это Крым, Северный Кавказ, Булгар, Нижнее Поволжье и Хорезм. Начиная с Бату-хана золотоордынские правители прилагали немало усилий развитию городской культуры, ремесленной промышленности и международной торговли.
Безопасность прохождения караванов из Европы в Китай было предметом особой заботы ханов Золотой Орды. По этому пути ходили не только купцы из Европы и Китая, но и из русских княжеств, Крыма, Кавказа, Нижнего Поволжья, Булгара, Хорезма, а также Средней Азии, Алтая, Сибири и Монголии. В те времена многим казалось, будто все торговцы мира избрали местом встречи Золотую Орду. Свидетелями тому были мусульманские путешественники ал-Омари и Ибн Баттута, которые отмечают, что в столице Золотой Орды живет большое количество купцов из разных стран. Им незачем было специально ехать в Китай за знаменитыми шелковыми тканями, они могли их купить на рынках Золотой Орды.
Мусульманский летописец ал-Джузджани жил в XIII веке был современником зарождения Золотой Орды. Поэтому его сведения заслуживают особого доверия. Он писал: «Бату был человек весьма справедливый и друг мусульман; под покровительством его мусульмане проводили жизнь привольно. В лагере и у племени его были устроены мечети с общиной молящихся, имамом и муэдзином. В продолжение его царствования и в течение его жизни странам ислама не приключалось ни одной беды ни по его воле, ни от подчиненных его, ни от войска его. Мусульмане туркестанские под сенью защиты его пользовались большим спокойствием и чрезвычайной безопасностью. В каждой области иранской, подпавшей власти монголов, ему принадлежала определенная часть ее, и над тем округом, который составлял удел его, были поставлены управители его».
Эти слова подтверждаются сведениями другого мусульманского летописца по имени ал-Джувейни, который умер в 1283 году. Его сочинение «История завоевателя мира» проникнуто симпатиями, а иногда и откровенной хвалой монгольской власти. Известно, что большую часть своей жизни он провел при дворах монгольских правителей, причем проехал всю Монгольскую империю с востока на запад — до Багдада, являвшегося в те времена самым крайним западным городом государства Хулагуидов.
Тем интересно узнать мнение ал-Джувейни о Бату и его политике. И вот, что он сообщает: «Бату в ставке своей, которую он имел в пределах Итиля, наметил место и построил город и назвал его Сараем. Власть его была распространена на все те царства. Он был государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества и не был последователем ни одной из сект и религиозных учений. Исчислить дары и щедроты его, да измерить великодушие и щедрость его невозможно. Государи соседние, властители разных стран света и другие люди приходили к нему на поклон. Подносившиеся подарки, являвшиеся запасом долгого времени, еще прежде, чем они могли поступить в казну, он целиком раздавал монголам, мусульманам и всем присутствующим на собрании и не обращал внимания: малы они или велики. Купцы привозили ему различные товары; все это, что бы оно ни было, он брал и за каждую вещь давал цену, в несколько раз превышавшую ее стоимость. Султанам Рума, Сирии и других стран он жаловал льготные грамоты и ярлыки, и всякий, кто являлся к нему, не возвращался без достижения своей цели».
Подобное отношение испытывали не только мусульмане. Например, армянский историк XIII века Киракос Гандзакский тоже был очевидцем многих событий, память о которых он увековечил в своей летописи. Интересно звучит его свидетельство о возрождении кавказских уделов, которые до монгольского завоевания принадлежали местной аристократии. Киракос Гандзакский пишет: «стали отправляться к Бату цари и принцы, князья и купцы и все обиженные и лишенные отечества. Он по справедливом суждении возвращал каждому из них вотчины и княжества, снабжал их грамотами, и никто не смел сопротивляться его воле».
Бату-хан не только восстанавливал справедливость в покоренных странах, но и занимался строительством новых городов и селений. С его именем связана закладка крупного города, ставшего столицей Золотой Орды и получившего имя Сарай-Бату. В исторической литературе этот город известен также под названием Старого Сарая. К сожалению, в наши дни от него остались только развалины. Однако археологам удалось установить, что в своё время это был один из крупнейших городов средневековья.
Столица Золотой Орды располагалась в междуречье Жайыка и Итиля. Много преимуществ было у этого региона, чтобы стать центром государства. Немалую роль сыграло то обстоятельство, что здесь находились богатые земледельческие районы и городские поселения. Вместе с тем Нижнее междуречье Жайыка и Итиля было удобно для развития скотоводства. Поэтому здесь сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Это играло важную роль в жизни местного населения.
Управлять такой богатой и могущественной страной, какой уже в те времена была Золотая Орда, мог только сильный и мудрый правитель. В письменных источниках встречаются имена только трех сыновей Бату-хана — это Сартак, Абукан и Тукан (Тутукан). Очевидно, все они были рождены старшей женой Буракчин-хатун. Поэтому летописцы уделили им внимание и других его потомков не упоминают.
При этом средневековые авторы сообщают лишь скупые сведения о том, как развивались события в Золотой Орде сразу после смерти хана Бату. Но даже они позволяют сказать, что его кончина вызвала череду таинственных смертей в Монгольской империи, а в самой Золотой Орде развернулась настоящая борьба за власть.
Например, в сочинении «Родословное древо тюрков» Абул-Гази Багатур-хан сообщает, что после Бату-хана Менгу-каан сделал Кыпчакским ханом Сартака, но он умер. После него в ханы избрали Улакыча, он тоже в скором времени скончался. После него Менгу-каан сделал ханом Берке, третьего сына Джучи.
Следует заметить, что правителя Золотой Орды в те времена назначал сам Великий хан, то есть его власть распространялась на владения Бату-хана, которые входили в состав единой Монгольской империи. Что же касается хана Берке, то его официальное правление началось лишь в 1258 году, когда он был утвержден Великим ханом Мунке.
Хотя некоторые современные историки считают, что Берке правил с 1256 года, то есть почти сразу после смерти хана Бату. Так ли это?
Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно по той причине, что путаницу внесли еще средневековые летописцы. Некоторые из них вообще не упоминают в своих трудах тех ханов Золотой Орды, которые правили недолгое время.
Тем не менее, опираясь на сведения письменных источников, а также работы современных исследователей, мы постараемся восстановить порядок престолонаследия в Золотой Орде и описать события, которые происходили после смерти хана Бату в 1255 году и до начала официального правления его младшего брата Берке в 1258 году.