Позднее раскаяние

Павел Вилянский
 (б ы л ь)


Послевоенные годы. Разруха. Страшный голод. Многие люди, подорвавшие здоровье холодом или изнурительными работами военного времени, тяжело переносили его.

Наша мама умирала от туберкулёза. Детей было пятеро – три дочери и два сына. Отец дома почти не бывал – уходил на заработки; искал работу, где платили хлебом. Во время голода очень трудно заработать хлеб. Одежда была дешевой, хлеб намного дороже.

Я была старшей дочерью, было мне восемнадцать лет, а звали меня Катей. Когда заболела мать, все заботы легли на мои плечи. Мать болела не долго, и вскоре мы остались без мамы. Болезнь забрала ее. В доме стало одиноко. Тем более, что и папа бывал дома очень редко.

Младшая Полинка, которой было семь лет, часто плакала в тихом уголке, страдая от одиночества, хотя я всеми силами старалась хоть частично восполнить недостающую материнскую ласку. Как много тепла даёт ребёнку любовь мамы! Всё на земле согрето только любовью. Где есть носители любви, там появляется жизнь. Там расцветают прекрасные цветы.

Иногда наше одиночество прерывалось мимолетным появлением отца. Он приносил хлеб, садил на колени Полинку, и тоскливо смотрел в небытие... И снова уходил на работу.

Я делила хлеб на порции, чтобы хватило на несколько дней. Потом дневную норму делила на пятнадцать кусочков. Выходило каждому ребёнку по три кусочка – по одному на завтрак, на обед и на ужин. Так и жили.

А в деревне свирепствовал голод. Исхудавшие и слабые, многие люди падали и подолгу лежали на земле. Немного набравшись сил, вставали и на трясущихся ногах шли дальше. Некоторые были уже опухшие от голода.

Наша деревня была большая. По деревне ходило много нищих, несчастных людей, ищущих пропитание. Приходили и к нашему дому, прося хлеба. Но я всем говорила:

– Нет. Мы сами голодаем.

Лишнего хлебушка у нас не было. Того хлеба, что приносил отец, было так мало. Дети постоянно ощущали чувство голода и с нетерпением ждали того часа, когда я раздам им очередную порцию. Как я могла что-то кому-то дать?

Однажды пришёл мальчик лет двенадцати, и попросил хлеба. Я, как и остальным, отказала. Но он стал просить:

– Ради Бога, хоть крошечку. Я сирота, у меня нет ни папы, ни мамы, нет родственников во всей деревне.

Мне было так понятно сиротство мальчика. У меня есть папа, он достаёт для нас хлебушек, а у мальчика никого нет. Я просчитала запас хлеба, и решила уменьшить немного и без того скудные порции, и выделять мальчику по одному кусочку в день. Мальчик, получив порцию, поблагодарил, и пошёл дальше. С тех пор Степашка, так звали мальчика, каждый день получал свой кусочек хлеба и уходил в неизвестность. Этот кусочек был единственным его утешением. Он был одиноким в своём сиротстве.

Время от времени отец приносил хлеб. Я строго всё делила, чтобы хватило до следующего раза, так как следующую порцию отец принесет не скоро.

Настала осень и приближалась зима. Голод усилился. Папа стал приносить меньше хлеба, и я решила отказать сироте Степашке в кусочке хлеба.

Грустно отошёл мальчик, получив отказ. Пришел во второй и третий день, но я снова отказала. Я думала: "Деревня большая, кто-нибудь даст ему, не могу же я себя обижать. Так мучительно чувствовать голод".

На четвёртый день шёл Степашка по краю деревни ослабевший, холодный, опираясь на палку, чтобы не упасть. Но вдруг споткнулся и упал возле дороги. Долго он лежал, не было уже сил встать. Через некоторое время шла мимо женщина, такая же слабая от голода. Степашка слабым голосом подозвал её и сказал:

– Я умираю от голода, но прошу, передайте Кате спасибо, что она кормила меня восемь месяцев. По-видимому, и у неё не стало хлеба. Только она одна давала кусочек хлеба. А теперь три дня ходил, и никто не дал. И у Кати нет.

Так и умер Степашка.

Когда эта женщина пришла ко мне и передала все слова Степашки, я горько заплакала…

Да, хлеба было мало, это так, но всё-таки можно было выделить кусочек. А из-за того, что в моем сердце проявилась жадность - умер сирота…

Он был так благодарен мне, что смог прожить на земле ещё восемь месяцев…

Вот откуда столько горя на земле. Человек не бережет чужую жизнь. Он оберегает себя. Оберегает злом, жадностью, завистью, сребролюбием, ропотом... Проявление этих низких качеств в одних производит уничтожение жизни в других. Так человек лишился счастья на земле.

Иисус Христос показал человеку пример Своей жизнью. Он, предав Себя смерти, дал жизнь и счастье многим.

Так и человек должен поступать: предавая свои пороки смерти – дарить людям жизнь.
 




По рассказу П.Р. (из жизни)



Иллюстрации автора.