5th Crusade Примерный план, Вступление

Эхо Рассвета
ПЯТЫЙ КРЕСТОВЫЙ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВЕРА.

Глава 1 Гости побережья
Глава 2 Королевский совет
Глава 3 Люди Пенталя
Глава 4 Северное море
Глава 5 Край мира

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НАДЕЖДА.

Глава 6 Вблизи островов
Глава 7 Ниххонская дева
Глава 8 Взятие столицы
Глава 9 Ответ неверных (в работе)
Глава 10 Морская судьба (в работе)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ЛЮБОВЬ.

Глава 11 Гостеприимство кераитов (в работе)
Глава 12 Циньская дорога (в работе)
Глава 13 Сарацинские земли (в работе)
Глава 14 Константинополь Киота (в работе)

Дополнительная историческая справка.

Военно-религиозные организации, или ордена кавальеров, если использовать язык франков, или риццерей, если вспомнить германский язык, известны истории на протяжении последнего тысячелетия. Они создавались в разные времена под разными предлогами и в интересах совершенно разных лиц, государств или церковных, чаще всего христианских, идеалов. Характерной особенностью большинства из них были и остаются братская взаимовыручка, презрение к смерти. Кавальеры орденов автоматически становились Воинами Господа, им заранее прощались все грехи и, согласно официальной доктрине, была гарантирована райская жизнь после смерти. Есть мнение, что до эпохи Средневековья не было аналогичных формирований, но более пристальный исторический взгляд наводить на мысль, что это не совсем так. Патриархальные культы и мистерии в древнем Риме, трансформация древних верований в поклонение божеству Митра на территориях, подчинённых гегемону христианской веры, это первые предпосылки и образцы, которые приходят на память. В сообществах, объединённых схожими предметами поклонения, традициями или узами кровного родства возникали тесные взаимоотношения. Часто более крепкие, нежели те, которые естественны для родственной связи или феодальной иерархии. Подобные сообщества обособлялись от остального социума так же, как в своё время обособлялись римские всадники, эквесы. Класс патрициев, наделённых властью и средствами для её проявления.
Очевидно, что не все предпосылки возникновения орденов имели отношение к ранним христианским общинам.

Сейчас принято считать, что ордены кавальеров (в этой части повествования мы будем пользоваться терминологией франков) возникли на территории Европы в начале второго тысячелетия новой эры. Можно привести исторические и логические доводы в пользу того, каким подобием (или прототипом) орденов было легендарное братство круглого стола. Но точная история эпохи военачальника, известного под именем Артур, скорее легендарна, чем реально поддержана историческими фактами.
Итак, возникновение орденов в вначале второго тысячелетия связано с территориями, подвластными наиболее могущественным династиям Европы. Франкам.
Стоит вспомнить любопытный факт. Одним из первых таких военно-религиозных братств был орден Госпитальеров. Особенностями его возникновения можно считать две вещи. Первая: он возник на чужеземной территории, изначально был обращён во вне христианского общества. Его целью была помощь христианским паломникам в Святой земле. Однако, госпитальеры оказывали поддержку не только христианам католикам, но и всем кто в ней нуждался. В том числе мусульманам и иудеям. Для того времени статус ордена был необычайно, гуманным и прогрессивным. Вторая особенность: орден госпитальеров, как один из трёх великих орденов, возник действительно первым. И произошло это до начала так называемых Крестовых походов.
После того, как византийский император Алексей Комнин послал папе Урбану второму грамоту с просьбой о поддержке в борьбе с печенегами и турками-сельджуками, христианский мир содрогнулся от спазма.
Трудно подобрать иное слова для описания волны, которая всколыхнула европейскую цивилизацию. Общество пришло в движение на всех уровнях, начиная от высшей феодальной знати и заканчивая самыми бедными крестьянами.

Волны Крестовых походов прокатились по Европе, Византии и Востоку. В безрассудном, слепом противостоянии армий, государств и религий (стоит хотя бы вспомнить, сколько христиан пострадали от мечей крестоносцев, и лишь за то, что жили вблизи Святой Земли) орден Госпитальеров долгое время сохранял универсальную позицию всеобщей поддержки и помощи. С одной стороны были крестоносцы, которые не умели выживать в пустынных землях, с другой – местные гражданские лица, чья вина перед железом Европы была лишь в том, где именно стояли их дома.
Но война между христианским миром и востоком не позволила сохранять нейтралитет слишком долго. Госпитальеры видели, к чему приводят нерешительность и неумение выбрать сторону. К середине эпохи Крестовых походов, когда стал ощутим сильный недостаток в умелых и дисциплинированных воинах, орден госпитальеров в большинстве своём стал военным кулаком, в котором объединились люди разных национальностей и происхождения. Исходно это роль принадлежала кавальерам Храма Соломона. Но тамплиеры быстро выдохлись, понесли немалые потери и сосредоточились на финансовых программах своих приоратов и подчинённых им командорств. Фактически, уступили военную дорогу госпитальерам. Более того, в деле финансовых махинаций с венецианским капиталом, в вопросах странных и нелогичных дипломатических союзов и провокаций тамплиеры снискали себе дурную славу. Третий великий орден, тевтоны, выступал в интересах германских династий, и был не так могущественен как франкские ордена тамплиеров и госпитальеров.

Но нельзя забывать о том, какой легендарный след оставили германские войска в истории Крестовых походов. Взять, к примеру, осаду Никеи во время Второго Крестового похода.
События, аналогичные осаде Никеи, описаны в начале данной повести. По ходу повествования понятно, что указанный инцидент произошёл намного позже никейского: за несколько лет до взятия Иерусалима султаном Салах ад-Дином. Вместо германцев на сюжетной сцене появляются госпитальеры.

Это вполне логично по двум причинам. Тактическая ошибка, совершённая когда-то германцами, вполне могла быть повторена госпитальерами, ведь в области военного искусства из европейцев чем-то мог похвастаться разве что Ричард по прозвищу Львиное Сердце, король Британии и, разумеется, франк по происхождению. Остальные военачальники часто вызывали у врагов недоумение, когда посылали отряды на необдуманные задания и пренебрегали военной хитростью.
Повсеместное пренебрежение военным искусством, это первая причина Отрадно, что кавальеры хотя бы не пренебрегали защитными приспособлениями – кольчугами, шлемами и щитами. Но полноценное перевооружение армий произошло только к середине эпохи Крестовых походов.
Вторая причина того, что повествование сосредоточено на госпитальерах состоит в следующем. Ко времени описываемых событий госпитальеры как раз и стали весомой бронированной силой на фронте. Как уже было сказано, тевтоны были малочисленны изначально, а тамплиеры понесли слишком большие потери в битвах на Святой Земле.

Есть ещё и третья причина, почему так тесно переплелись линии Госпитальеров и германцев, но о ней будет упомянуто позже.

Существует несколько вариантов подсчёта, сколько именно было Крестовых походов. Разумно принять точку зрения, что Великих Крестовых походов было всего четыре. Последний это как раз тот, в котором крестоносцы захватили и разграбили столицу Западной Римской империи – Константинополь. Остальные походы чаще имели целью свержение династий Египетских султанов, а не завоевание Святой Земли для христианской Европы. Иногда эти походы оканчивались дипломатическими соглашениями без крупных вооружённых столкновений. Но там, где случались битвы, в первых рядах воинов продолжали оставаться госпитальеры. Результаты этих «второстепенных» походов по большей части плачевны. Они во многом повторяют трагизм Великих Крестовых походов.

Но что за причины побудили крестоносцев к нападению на византийскую столицу? Неужели всё дело в том, как мало поддержки было оказано участникам первых двух Крестовых походов? Скорее всего, дело не в этом. Причин взятия Константинополя могло быть несколько.

Во-первых, во время второго крестового похода благодаря оппозиции местного ремесленника была захвачена Антиохия. Правда, потом она же оказалась отрезанной от подкрепления и снабжения. Типичный случай, когда крестоносцы оказались загнанны в тупик благодаря своей стратегии. В осаждённом городе один из крестоносцев нашёл легендарное копьё Лонгина. Оружие, которым было пронзено тело Христа на Голгофе. Воодушевление находкой оказалось столь велико, что крестоносцы одолели в бою вражеское войско численностью много большее, чем армия осаждённой Антиохии. Это событие подстегнуло веру христиан и вложило новый смысл в поиск и обретение святых даров. Хотя горе-искатель из Антиохи не выдержал испытания ордалиями. После хождения по углям с копьём, чья святость якобы способна защитить, бедняга умер от ожогов в бесславии и позоре. Идея обретения святых даров и стала одним из мотивов. В Константинополе скопилось множество христианских реликвий, гораздо больше чем в Иерусалиме или где-нибудь ещё.

Стоит упомянуть о финансовых махинациях и корпоративных интересах итальянских, в частности, венецианских купцов, и это будет вторая причина. Насколько в этом интересе поучаствовали Тамплиеры, мы можем только гадать. Но то, что ко времени похода на Константинополь этот орден во всю занимался международным бизнесом, отошёл от активных военных действий и заключал подчас очень странные союзы, ни для кого не секрет.

Третью причину можно описать с двух точек зрения. С одной стороны, армиям нужен был успех. Победа, которая могла бы поддержать изрядно расшатанный авторитет папства и главных европейских династий. А авторитет оказался расшатан до самого основания, ведь праведная война в Святой Земле доказывала очевидное – Бог отвернулся от христианского мира. С другой стороны, в годы, когда Салах ад-Дин развернулся на Востоке в полную силу, а то и немного раньше, у видных германских и сицилийских аристократов, в частности, у короля Вильгельма, возникли странные и не очень логичные мысли. О том, что с мусульманами в Святой Земле можно поддерживать мир, думали многие. тамплиеры, возможно, больше других знали толк в перемириях, но не убирали в ножны мечи и не снимали кольчуг. Мирные договоры они воспринимали, как небольшие затишья. История с провокационным нападением на караван доказывает, чего стоили союзы с мусульманами по разумению тамплиеров.
И всё же некоторые европейские аристократы на полном серьёзе вынашивали мысль о том, что в Святой Земле нужен мир. Пусть даже на тех условиях, когда формально Иерусалим будет стоять под знаменем Востока. Сейчас можно лишь гадать о том, как возникли настроения, которые шли строго в разрез с доктриной папства.
Могли вспомнить, как византийский Император спровоцировал походы, но не оказывал должной поддержки крестоносцам. А не стоит ли обернуть мечи в сторону Константинополя вместо Иерусалима? Такая идея легко могла найти поддержку и стать четвёртой причиной. Напрямую она не была связана с идеей оставить в покое Восток, но могла объединить настроения в христианской Европе. К тому же власти Иерусалима не чинили препятствий христианским паломникам.

Отдельный интерес вызывает то, каким образом родилась идея мирного сосуществования. Определённую роль могли сыграть госпитальеры. Они были отважными воинами, но никогда не забывали о днях, когда Иерусалим ещё не знал Крестовых походов. Орден госпитальеров оказался в своём роде самой живучей организацией. Исторический факт, что великим Магистром ордена в своё время был даже Российский император. В 21 веке орден не забыт, существует и возглавляется великим Магистром, который состоит в своей должности с 80-х годов прошлого века. Орден участвует в благотворительных программах, и в большинстве своём его кавальеры принадлежат к древним и знатным фамилиям.
Да, мы видим факты. Орден проявлял себя по-разному, но в эпоху Крестовых походов и позже оказался скомпрометирован не так глубоко, как, например, орден тамплиеров. Госпитальеры сохранили статус образчиков гуманности и гостеприимства (англ.- hospitality). Одна поправка. Те кавальеры, которые сражались в алых накидках с белыми крестами, думали о мире, но лишь ценой победы.
А это значит, могли вынашивать планы быстрей закончить войну, но по иному принципу. Один кинжал, одно сердце, одна победа. Нам известно о сотрудничестве европейцев с сектой ассасинов и о попытках устранить Салах ад-Дина физически. Эти события привели к тому, что восточнее правители в отместку наводнили Европу своими агентами.
Можно предположить, что те, кто обладал властью, рассуждал здраво, и хотел мира, могли готовить какую-то спецоперацию. В конце двенадцатого века во избежание утечки информации, следовало делать это с соблюдением строжайшей секретности. Целью тайной операции вполне мог быть легендарный Вавилон, сердце Восточного мира. Или столица могучего Хорезма.

В те времена географические познания были скудны и очень условны. В авантюрных романах герои-кавальеры за день-два обходили всю Европу, посещали Иерусалим и Константинополь. Примечательно, как много почерпнул этот вид средневековой литературы из эпохи Крестовых походов. Здесь воплотились идеалы орденов и легенды о короле Артуре, а так же нашли продолжение чаянья христиан обрести священные реликвии. Апофеозом таких романов стала группа произведений о Святом Граале.

Так каким же мог быть не документированный, тайный Крестовый поход, по счёту пятый среди великих походов? И действительно ли о нём не сохранилось никаких воспоминаний?
Если он был, то, должно быть, в нём приняли участие несколько феодальных и религиозных сил. Скорее всего, это были Великие ордена кавальеров: Госпитальеры, Тамплиеры и Тевтоны. Аристократия франков также должна была выставить для похода свою отборную гвардию под знаменем с орифламмой, и выступить четвёртой силой. Пятой вполне могла оказаться элитная группа воинов, подчинённых непосредственно папе. Лучшие из лучших храмовой стражи, Храмовники, которых сейчас нередко путают с Тамплиерами. В тех или иных ситуациях рыцари папы известны как Святая Инквизиция.

Теоретически в поход могла быть приглашена и Русь. Нам известны браки между русскими и франками на самом высоком уровне. Но в то время Русь была раздираема междоусобными распрями, но пока не завоёванная монгольскими ордами. Католики или православные, христиане всегда смотрели в сторону Византии.
И всё же вероятность причастности руссов к Пятому Крестовому походу очень мала. Возможно, агрессия германцев, в частности, Левонского ордена, на русские земли, имела какие-то особые причины. Отказ от участия в Пятом Крестовом походе, или что-то иное, более глубокое, чем принято считать? Это мы сейчас точное не знаем. В тринадцатом веке, в конце эпохи великих Крестовых походов, мир пребывал в глубокой геополитической неразберихе. Мы знаем о падение империи Цинь под властью Тиму Чжина, объявленного Чингисханом. Его власть простиралась над всем, что лежит под Вечным небом. Так утверждали монгольские шаманы. Появление Империи Монголов привело к перестановке сил по всей Евразии. Новорождённое восточное государство стремительно разрослось до Святой Земли и Европы. Где-то на пути осталась частью порабощённая, а частью лояльная захватчикам земля разобщённых русских князей.

У всего мира, и у Европы, в частности, появились новые приоритеты. Идея Крестовых походов, а особенно её воплощение, подняли сложные вопросы между Западом и Востоком, обострили противоречия.

О том, какая судьба постигла участников Пятого Крестового похода, и был ли он вообще, можно только гадать. Делать попытки узнать его след в исторических фактах и закономерностях. Будет ли такой взгляд на эпоху конца двенадцатого и начала тринадцатого веков близок к истинному пониманию истории? Об этом судить непросто, и автор не берётся утверждать, что всё так и было.

Основной постулат: возможно, так могло произойти.

Что, если увидеть взаимосвязь между излишне «дипломатичными» действия европейцев на Ближнем востоке после взятия Константинополя и странными потрясениями в дальних землях? Агрессивная изоляция Японии, свойственные ей мифы о злых драконах и демонах. Пожар в древней японской столице, упрочение христианской веры в племени кераитов, жителей Монгольской степи. А после - невероятные военные успехи Тиму Чжина. Допустимо ли предположить, что всё это кусочки единой геополитической композиции?

Ответ таков: по-видимому, да. Слишком много совпадений и отголосков.

Но был ли хоть как-то документирован таинственный Пятый Крестовый поход?
Придётся вспомнить одну авантюрную историю о поиске Святого Грааля. Пятый крестовый, есетественно, никак не причастен к Граалю. Образ Святого Грааля был выдуман на волне интереса к древним реликвиям Кретьеном де Труа. По странному и не типичному эпохе замыслу в упомянутой истории проявилась колоритная смесь европейских и восточных религий, мистерий и знаков. Там был упомянут философ-язычник, который видел Грааль в имени Единого Бога, начертанного узором ночных звёзд. Это роман о поиске Святого Грааля, в которой упоминается некая «Рукопись Киота».
Автором книги являлся германский священник Вольфрам фон Эшенбах. Но был ли он автором «Рукописи»?

Впрочем, для вступления более чем достаточно.
Осталось добавить, что повесть намеренно использует терминологию, правильную только отчасти. Правильно было бы писать кавальеры Иоанниты и кавальеры Храма Соломона. Но это громоздко и слишком академично. Так что приходится идти на упрощение. Пусть будут рыцари госпитальеры, тамплиеры, тевтоны и так далее. С долей юмора мы признаём необходимость этого упрощения.

Эпо пытка реконструировать «Рукопись Киота», своего рода путевой отчёт о Пятом Крестовом. Выходом в свет рукопись обязана фон Эшенбаху. А он был германцем, и в его книге кавальерам надлежит зваться рыцарями.